«Разговоры о важном» помогают воспитывать у детей любовь к России
26 апреля 2024, 19:10 [«Аргументы Недели», Марина ГАЛЮЧЕНКО ]
В наши нелёгкие времена Россия борется за создание нового справедливого мироустройства. Об этом неоднократно говорил глава государства Владимир Путин. И будущее страны, конечно же, во многом зависит от нашего подрастающего поколения. Патриотическое воспитание, формирование нравственных основ и здорового образа жизни становятся важнейшими элементами образовательного процесса в учебных заведениях. На важные и актуальные вопросы «Аргументам недели» ответила директор московской школы № 1384 имени А.А. Леманского Ольга Пискулева.
- Роль системных знаний о месте России в мире. Есть ли такие занятия с учениками в Вашей школе?
- Формирование у детей системных знаний о месте России в мире – одна из ключевых задач, стоящих перед каждой школой. Это является и одним из требований федеральных образовательных стандартов (ФГОС).
На мой взгляд, все предметы школьной программы в той или иной мере формируют знания о месте России в мире:
- на уроках истории и русского языка, например, мы говорим о месте России в мире с точки зрения исторических событий и формирования культуры;
- на уроках литературы - о роли русской литературы в мировой. Именно на этих уроках ученики впервые знакомятся с творчеством всемирно известных авторов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского и др.
В нашей школе есть и уникальные традиции, которые транслируются на города России. В шестой раз будет проходить инженерно-исторический форум «Леманские чтения». Одна из задач форума – проследить большой вклад российских инженеров и изобретателей в развитие мировой науки и техники.
- Есть ли в школе мероприятия по морально-нравственной тематике и какие методические материалы используются?
- Согласно ФГОС нового поколения, каждый учебный курс, кроме предметных и метапредметных результатов обучения, направлен на формирование личностных образовательных результатов, которые и включают ориентирование школьников на определенные морально-нравственные ценности.
Кроме того, в каждой школе сегодня учебная неделя начинается с «Разговоров о важном» - внеурочных занятий, основные темы которых связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Для подготовки педагогов к проведению «Разговоров о важном» Институтом стратегии развития образования при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации создан специальный сайт с методическими рекомендациями и готовым контентом.
Первоклассникам столичных школ в этом учебном году городом было подарено уникальное учебное пособие «Моя Москва – горжусь тобой». Пособие дополнено электронной платформой с аудиокнигой, мультфильмами, играми и мастер-классами об истории Москвы. Особенно приятно, что педагоги нашей школы используют не только уже предоставленные материалы, но и разрабатывают свои, публикуют на платформе курса и получают положительные отзывы.
- «Разговоры о важном». Используются ли на занятиях задания для школьников по теме урока, игры, викторины, участие приглашенных гостей-спикеров? Чем «Разговоры о важном» отличаются от обычных уроков?
- «Разговоры о важном» помогают воспитывать у детей любовь к своей стране. Согласитесь, патриотизм начинается с понимания и принятия. Чтобы понимать других людей, выстраивать свою жизненную и профессиональную траектории, растущему человеку важно знать историю, традиции, культуру своей страны. «Разговоры о важном» способствуют всестороннему развитию каждого ребенка. Занятия проходят в форме открытого диалога, в котором участвуют все ученики класса, классный руководитель, а также иногда и гости-спикеры. Форма занятия, в зависимости от тематики, может быть любой. Оно может проходить в виде игры или викторины, в форме лекции или дискуссии. Педагог может предложить ученикам на занятии вместе посмотреть видеофрагмент из актуального интервью или фильма и потом вместе обсудить его проблематику. В нашей школе одним из самых интересных гостей «Разговоров о важном» в этом учебном году стал Борис Федорович Студеникин – выпускник самого первого выпуска школы (1953 г.), одноклассник советского и российского учёного, генерального конструктора НПО «Алмаз» А.А. Леманского, имя которого носит школа.
- Проводятся ли мероприятия в рамках «Разговоров о важном» в соответствии с тематикой календарных дат: День защитника Отечества», Международный Женский день и т.д.?
- Безусловно, все важные календарные даты освещены в календаре занятий. Однако, стоит отметить, что темы не дублируются в полном объеме из года в год. При составлении календарно-тематического планирования выбираются наиболее значимые в конкретном учебном году даты и события. Так, например, в январе этого года ребята узнали, что «Азбуке» Ивана Фёдорова исполнилось 450 лет. Но наши преподаватели и на учебных занятиях охотно обращаются к профильным событиям календаря. Более того, бегущая строка на фасаде центрального здания школы напоминает всем участникам образовательного процесса о роли конкретного дня в развитии России.
- Есть ли в школе советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями? Что изменилось с появлением советника? Какие новые мероприятия стали проводиться?
- Советник директора по воспитанию появился в нашей школе с сентября 2023 года. Считаю значимым, что им стала выпускница школы, которая также, ещё до участия в конкурсе «Навигаторы детства» и назначения на должность советника, работала в родной школе учителем. Екатерина Александровна Бельская знает все традиции образовательной организации и района, в котором живет и работает. Старается использовать в своей деятельности самый передовой опыт, участвует вместе со школьниками в работе детских общественных объединений, обменивается личным опытом с коллегами. С появлением советника на новый, более высокий уровень в школе поднялась работа ученического самоуправления, стало развиваться волонтерское движение, «активные» перемены в начальной школе стали проводить ученики-старшеклассники. Кстати, сына Екатерина Александровна тоже привела учиться в свою школу.
- В 10-11 классах вводятся уроки НВП. Как в школе реализуется данный проект?
- По состоянию на сегодняшний день основы НВП (начальной военной подготовки) проводятся в рамках уроков ОБЖ. Для 10 классов проводятся регулярные учебные военные сборы. А игра «Зарница» уже много лет является традиционной для всех учеников нашей школы. Она проводится в самом конце учебного года - в мае. Эту игру ждут и ученики, и педагоги.
С 2019 года в школе есть кадетские классы, где строевая и огневая подготовка является частью учебной программы, а с 2021 года открыт юнармейский отряд.
- Как проходит в школе церемония поднятия флага?
- Поднятие флага в школе проходит каждый понедельник в строгом соответствии со Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации, утвержденным 6 июня 2022 года Министром просвещения Российской Федерации. В церемонии принимают участие ученики школы, педагоги, а в особенно торжественных случаях приглашенные гости и родители.
- Есть ли в школе оформленное пространство «Уголок патриотического воспитания»?
- В этом году в школе открыт военно-патриотический клуб «Триумф», названный так в честь знаменитой разработки Александра Алексеевича Леманского - зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф».
Клуб стал школьной «точкой притяжения» не только наших кадет и юнармейцев, но и всех остальных учеников школы, а также ветеранов района и гостей традиционных школьных «Уроков мужества».
В экспозиции клуба есть информация об истории школы, о событиях жизни школы военно-патриотической направленности, о школьных музеях, в частности, о «Музее боевой славы Приморской армии, обороны Одессы и Севастополя», основателем которого был знаменитый учитель физической культуры школы, участник Великой Отечественной войны Вениамин Алексеевич Гусев, которого с теплом вспоминают выпускники - уже бабушки и дедушки нынешних учеников и воспитанников.
- Есть ли в школе лекции или уроки по пропаганде здорового образа жизни и о вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов?
- Педагоги говорят с детьми о здоровом образе жизни, начиная с их первого шага в образовательную организацию. Воспитатели учат ребят младших групп соблюдать режим дня, инструкторы по физической культуре рассказывают малышам о закаливании, учат плавать в бассейне. В начальной школе появляются уроки «Окружающий мир», где ученики приобщаются к важным правилам успешной и здоровой жизни. При переходе на уровень основного, а затем среднего образования возможности популяризации здорового образа жизни становятся еще шире: появляются такие предметы, как биология, химия и пр. Хорошим инструментом-помощником являются классные часы, на которые можно пригласить лекторов-профессионалов.