> «Разговоры о важном» стали важной частью образования - Аргументы Недели

//Интервью 13+

«Разговоры о важном» стали важной частью образования

26 апреля 2024, 17:08 [«Аргументы Недели», Марина ГАЛЮЧЕНКО ]

В наши нелёгкие времена Россия борется за создание нового справедливого мироустройства. Об этом неоднократно говорил глава государства Владимир Путин. И будущее страны, конечно же, во многом зависит от нашего подрастающего поколения. Патриотическое воспитание, формирование нравственных основ и здорового образа жизни становятся важнейшими элементами образовательного процесса в учебных заведениях. На важные и актуальные вопросы «Аргументам недели» ответила директор московской школы № 1251 имени генерала Шарля де Голля Татьяна Кравец.

- Роль системных знаний о месте России в мире. Есть ли такие занятия с учениками в Вашей школе?

- Согласно стандартам образования и воспитания сегодня перед школой стоит много задач. Одна из важнейших — сформировать у детей системные знания о месте России в мире, ее исторической роли и территориальной целостности. Значит, особенно актуальными становятся мероприятия патриотической и духовно-нравственной тематики.

Благодаря внеурочным занятиям «Разговоры о важном» у детей формируется любовь к Родине и чувство гордости за свою страну. «Разговоры о важном» проводятся в виде диалога ученика и педагога и не должны повторять форму и содержание обычных уроков. Учителю важно заинтересовать школьников, вовлечь их в разговор, уметь аргументированно ответить на вопросы детей.

Темы этих занятий часто соответствуют календарным датам, например, «День защитника Отечества». Либо рассказывают о человеческих ценностях: «Традиции моей семьи» для учеников 1-2 классов, «Традиционные семейные ценности» — тема в развитии для более старших школьников. «Про счастье», «День Земли», о родной стране «Языки и культура народов России: единство в разнообразии», «Что может герб России рассказать» — все это темы для обсуждения на занятиях «Разговоры о важном».

- Есть ли в школе мероприятия по морально-нравственной тематике и какие методические материалы используются?

- В нашей образовательной организации разработана и реализуется программа морально-нравственного воспитания обучающихся, в содержание которой включены такие разделы, как:

•    «Я- гражданин»;
•    «Я-человек»;
•    «Я и труд»;
•    «Я и здоровье»;
•    «Я и природа»;
•    «Я и культура»  

Ежегодно проводится комплекс мероприятий морально-нравственной тематики, которые включены в календарный план воспитательной работы школы.
Данные мероприятия направлены на:

•    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
•    Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
•    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
•    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
•    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
•    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

- «Разговоры о важном». Используются ли на занятиях задания для школьников по теме урока, игры, викторины, участие приглашенных гостей-спикеров? Чем «Разговоры о важном» отличаются от обычных уроков?

- «Разговоры о важном» стали важной частью образовательного процесса. Все классные руководители нашей школы ответственно подходят к реализации данного курса, заранее готовятся к проведению уроков, апробируют все необходимые интерактивные материалы.

Участие приглашенных гостей – не редкость. В роли спикеров приглашаются родители обучающихся, они рассказывают ребятам о своих профессиях, проводят интерактивные занятия. К примеру, 5 февраля 2024 года в рамках темы «День российской науки» приглашенным гостем во 2 «В» классе стала мама ученика Алеся Михайловна Бондарева. На этом занятии ребята познакомились с жизнью и открытиями знаменитого химика.

«Разговоры о важном» не похожи ни на какие привычные ребятам уроки. Уникальность курса в том, что в процессе занятий у наших учеников есть возможность получить ответы на важные в жизни каждого россиянина вопросы посредством дискуссии, наглядных примеров. Кроме того, ребята получают комплексное представление о достижениях и механизмах функционирования государственного аппарата в нашей стране.

- Проводятся ли мероприятия в рамках «Разговоров о важном» в соответствии с тематикой календарных дат: День защитника Отечества», Международный Женский день и т. д.?

- Каждое занятие «Разговоров о важном» тематически связано с важными культурными и историческими событиями в нашей стране. Выбор времени проведения занятий «Разговоров о важном» не случайный: на первом уроке по понедельникам задается общий тематический тон всей последующей неделе, что отражается в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.  

- Есть ли в школе советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями? Что изменилось с появлением советника? Какие новые мероприятия стали проводиться?

- В нашей школе с 1 сентября 2023 года было назначено двое советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. С появлением советников воспитательная часть школьной жизни изменилась кардинально. Во-первых, благодаря советникам активно популяризируется российское движение детей и молодежи «Движение Первых», ребята все больше и больше вовлекаются в позитивную познавательную, творческую и научную деятельность во внеурочное время. Помимо отрядов Движения, в школе появился волонтерский отряд, активно развивается клуб ученического самоуправления, что способствует включению детей в общественно полезную деятельность.

Во-вторых, в школе возродилась практика «активных» перемен, на которых старшие обучающиеся организуют активную деятельность для школьников младшего и среднего звена.

Через деятельность советников создается единое коммуникативное пространство в школе и в городе: совместные выезды, проекты, конкурсы способствуют объединению ребят, получению нового опыта.

- В 10-11 классах вводятся уроки НВП. Как в школе реализуется данный проект?

- На базе уроков ОБЖ в 10-м и 11-м классах вводится начальная военная подготовка. Детям предстоит изучить основы строевой подготовки, правила оказания первой медицинской помощи во время военных действий. Познакомиться с принципами устройства и правилами использования ручных гранат, более подробно изучить инженерное оборудование. Им расскажут о слаженных действиях в группах, об укрытиях и других способах защиты.

Важный аспект — психологическая составляющая: школьникам необходимо приобрести не только технические навыки, но и научиться рационально действовать в экстренных ситуациях, принимать осознанные решения.
С 1 сентября 2024 года вместо ОБЖ в школах появится предмет «Основы безопасности и защита Родины». Речь идет не о милитаризации, а о военно-патриотическом воспитании в школе. Все знания и навыки, полученные на уроках, дети смогут с успехом применить при оказании первой медицинской помощи в случае травмы в туристических походах, в соревнованиях по ориентации на местности, во время отдыха на природе.

- Как проходит в школе церемония поднятия флага?

- С 2022 года церемония поднятия флага стала неотъемлемой частью начала учебной неделе. Школа N 1251 является участником проекта «Кадетский класс в московской школе», в связи с этим, в церемонии выноса и поднятия флага РФ участвуют знаменные группы, сформированные из числа кадет, особо отличившихся в урочной и внеурочной деятельности.

Церемония поднятия флага проходит в двух форматах: в осенне-весенний период проведение церемонии осуществляется на улице на пришкольных территориях у флагштока; в зимний период в актовом зале и в холле одного из корпусов. На церемонии присутствуют классы в соответствии с составленным графиком, представители ученического самоуправления и администрация.

- Есть ли в школе оформленное пространство «Уголок патриотического воспитания»?

- Центром патриотического воспитания в нашей школе всегда был Музейный комплекс. Один из музеев школы – музей "Добровольцы", посвященный боевому пути 18-й дивизии народного ополчения – уже более полувека хранит память о героях - ополченцах нашего района. Несмотря на "возраст", музей старается идти в ногу со временем и привлекать учащихся современными технологиями – интерактивными рамками – гидами; экспонатами, распечатанными на 3D-принтере; дополненной реальностью.

Музей для нас - это не только место проведения экскурсий, это часть образовательного и воспитательного процесса. В музее проходят занятия для дошкольников, уроки мужества, «Разговоры о важном», иногда даже родительские собрания. Наши семьи активно включены в работу по развитию музея и расширению экспозиций.

Сегодня музей работает над созданием экспозиции "Нацисты стреляют из 41-го в наши дни", посвященной специальной военной операции.

«Ребята интересуются этой темой, задают вопросы, о которых сейчас действительно необходимо говорить со школьниками. В новом музейном пространстве мы постараемся ответить на них», – говорит руководитель музея Марина Владимировна Печникова.

- Есть ли в школе лекции или уроки по пропаганде здорового образа жизни и о вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов?

- В соответствии с городским календарем профилактических мероприятий в нашей школе ежемесячно проходят тематические недели профилактики, такие как «Независимое детство», направленные на профилактику употребления психоактивных веществ; «Будущее в моих руках» - профилактика употребления алкоголя и табакокурения; Недели здоровья.

Каждый раз мы стремимся использовать новые формы и методы проведения профилактических и просветительских мероприятий.

Так, в рамках формирования установок на здоровый образ жизни к привычным лекциям, «круглым столам», мастер-классам в этом году мы добавили участие в интересном просветительском проекте для школьников и педагогов «Медицинская профразминка», который проводится совместно с медицинскими специалистами. Данный проект позволит участникам игровым способом узнать больше о здоровье, правильном питании, физической активности и других аспектах здорового образа жизни, а главное ребята разработают буклет с информацией о здоровом образе жизни с использованием инфографики, который смогут подарить сверстникам.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте