> «Разговоры о важном», уроки мужества и НВП: как развивают патриотизм в российских школах - Аргументы Недели

//Интервью 13+

«Разговоры о важном», уроки мужества и НВП: как развивают патриотизм в российских школах

26 апреля 2024, 15:47 [«Аргументы Недели», Марина ГАЛЮЧЕНКО ]

В наши нелёгкие времена Россия борется за создание нового справедливого мироустройства. Об этом неоднократно говорил глава государства Владимир Путин. И будущее страны, конечно же, во многом зависит от нашего подрастающего поколения. Патриотическое воспитание, формирование нравственных основ и здорового образа жизни становятся важнейшими элементами образовательного процесса в учебных заведениях России. На важные и актуальные вопросы «Аргументам недели» ответил директор московской школы «Свиблово» Андрей Грабовский.

- Роль системных знаний о месте России в мире. Есть ли такие занятия с учениками в Вашей школе?

- Наша школа является частью большой команды московского образования, перед которой поставлен ряд задач по совершенствованию воспитательной работы, расширению патриотической и духовно-нравственной тематики, формированию у обучающихся системных знаний о месте России в мире, ее территориальной целостности и исторической роли, формированию семейных ценностей, здорового образа жизни и т.д.

Помимо уроков сегодня особенно актуальными становятся занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования, на которых ученики могут обсуждать актуальные мировые проблемы и выражать свое мнение о них, встречаться с политическими деятелями, ветеранами боевых действий, деятелями культуры и науки. Традиционно наши ребята являются активными участниками городских проектов и федеральных проектов.

Ярким примером формирования системных знаний о месте России в мире, ее территориальной целостности и исторической роли является образовательно-краеведческий проект «Юный полярник», организованный по инициативе Председателя Московской городской Думы Алексея Валерьевича Шапошникова.  Уже третий год учащиеся 6-8 классов нашей школы с большим интересом изучают Арктическую зону Российской Федерации.  Прослушивают курс лекций, выполняют специальные задания для самостоятельной работы, а в завершении проекта принимают участие в «Полярном диктанте». Два года подряд участники из нашей школы становились призерами проекта и награждались увлекательной поездкой в Заполярье.

- Есть ли в школе мероприятия по морально-нравственной тематике и какие методические материалы используются?

- Вся воспитательная, в том числе профилактическая работа в нашей школе направлена на укрепление и развитие морально-нравственных качеств личности учеников. Классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи уделяют большое внимание морально-нравственной тематике на классных часах, мероприятиях в рамках профилактических недель, а также внеурочных занятиях «Разговоры о важном». Методические материалы для данных мероприятий подготовлены и размещены на сайтах Городского психолого-педагогического центра и Московского центра воспитательных практик.

- «Разговоры о важном». Используются ли на занятиях задания для школьников по теме урока, игры, викторины, участие приглашенных гостей-спикеров? Чем «Разговоры о важном» отличаются от обычных уроков?

- Да, на занятиях «Разговоры о важном» мы в основном используем разработанные МЦВП тематические задания для школьников, а также приглашаем гостей-спикеров согласно заявленной теме. Цель этих занятий - помочь ученикам развить критическое мышление, обсудить актуальные темы и вопросы, а также укрепить их моральные и этические ценности.

Главным отличием «Разговоров о важном» от традиционных уроков является то, что они не повторяют традиционные для урока формы, а учителя не просто рассказывают, но и вовлекают детей в обсуждение, используя такие методы работы, как дискуссия, конкурс, деловая игра, мозговой штурм. Эти формы работы также помогают ученикам развивать навыки коммуникации, сотрудничества и решения проблем.  «Разговоры о важном» сближают классного руководителя с детьми и помогают настроить их на образовательный процесс в самом начале учебной недели.
 
- Проводятся ли мероприятия в рамках «Разговоров о важном» в соответствии с тематикой календарных дат: День защитника Отечества, Международный женский день и т.д.?

- Безусловно, мы проводим мероприятия в соответствии с тематикой календарных дат плана воспитательной работы, таких как День защитника Отечества и Международный женский день и многие другие. Мы используем эти даты как возможность обсудить с учениками важность этих праздников, их историю и значение. Мы также проводим мероприятия, которые помогают ученикам лучше понять и оценить вклад мужчин и женщин в общество и историю.
Например, к Дню защитника Отечества был проведен Урок Мужества, на котором присутствовал ветеран Афганской войны, подполковник отряда особого назначения, который рассказал ребятам о том, как важно сегодня воспитывать в себе любовь к Родине, к соотечественникам, что героическое служение Отечеству заключается в честном труде, хорошей учёбе, уважении родной культуры и исполнении гражданского долга.

Также в ходе этого мероприятия состоялось торжественное подписание договора о сотрудничестве между школой «Свиблово» и Всероссийской общественной организацией ветеранов «Боевое Братство», направленное на сохранение и увековечивание памяти о героической истории нашей страны, а также на воспитание у подрастающего поколения чувства гражданского долга и уважения к ветеранам.

- Есть ли в школе советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями? Что изменилось с появлением советника? Какие новые мероприятия стали проводиться?

- В этом учебном году в каждом корпусе нашей школы за реализацию федеральных и городских проектов и инициатив отвечают советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Советники активно сотрудничают с классными руководителями, педагогами, администрацией школы для разработки и внедрения более эффективных программ воспитания и создания мероприятий. Активно работают с ученическим советом и с детским активом школы.

С появлением советника у нас активно поддерживаются детские общественные объединения, такие, как «Орлята России» и «Движение первых», «Большая перемена». В школе было отрыто первичное отделение «Движения первых».

Советники организуют мероприятия, встречи, тренинги и проекты в рамках этих объединений. В нашей школе прошел мастер-класс «Уроки лидерства. Ценностные ориентиры», направленный на трансляцию ключевых российских ценностей, а также мотивацию участников к проактивному поведению в соответствии с ключевыми ценностями, обозначенными в указе Президента Российской Федерации «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей». Занятие проводилось при поддержке «Движения первых».

Просветительское мероприятие провели финалисты конкурса управленцев «Лидеры России», обладающие высоким уровнем лидерских качеств и управленческих компетенций. Мастер-класс для школьников был одним из этапов конкурса, созданного для руководителей нового поколения.

Стало больше проводиться мероприятий между школами, например, в конце декабря на базе нашей школы был проведен «Предновогодний квартирник», где приняли участие 14 школ и 2 колледжа.

В целом появление советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями привело к расширению и улучшению воспитательной работы в школе, а также к проведению новых и интересных мероприятий.

- В 10-11 классах вводятся уроки НВП. Как в школе реализуется данный проект?

- В нашей школе уроки НВП (начальная военная подготовка) вводятся в 10-11 классах со следующего учебного года. Но уже в этом году у нас прошёл масштабный проект Председателя Московской городской Думы, а также Председателя Управляющего совета школы Алексея Шапошникова и Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард».

Инструкторы «Авангарда» познакомили наших ребят с работой центра и провели ознакомительные занятия по основным направлениям НВП: практико-ориентированные инструктажи по оказанию первой медицинской помощи, научили правильному пользованию противогазами и базовым правилам безопасности.
После занятий ученики получили сертификаты о прохождении экспресс-курса начальной военной подготовки.

- Как проходит в школе церемония поднятия флага?

Церемония поднятия флага в нашей школе проходит следующим образом:

1.    Подготовка: перед началом церемонии ученики собираются на специально отведенном месте, обычно на школьной площади или перед зданием школы. Они формируют строй и готовятся к церемонии.

2.    Появление знаменосцев: два ученика, выбранных заранее, выходят вперед и становятся перед строем. Они держат флаг России.

3.    Гимн: после появления знаменосцев ученики начинают петь гимн России. Все ученики стоят смирно и слушают гимн, отдавая дань уважения флагу и стране.

4.    Поднятие флага: после исполнения гимна знаменосцы поднимают флаг на флагшток. Это действие символизирует уважение и преданность стране.

5.    Награждение: после поднятия флага происходит награждение учеников, отличившихся и показавших положительную динамику за неделю в образовательных и личностных результатах.

6.    Завершение: после награждения ученики направляются на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

Церемония поднятия флага в нашей школе является важным событием, которое помогает ученикам развивать патриотизм, уважение к своей стране и ее символам.

- Есть ли в школе оформленное пространство «Уголок патриотического воспитания»?

- Да, в нашей школе есть оформленное пространство «Уголок патриотического воспитания». Это специальное место, где ученики могут узнать больше о истории и культуре России, о героях и достижениях страны. В «Уголке патриотического воспитания» мы размещаем различные материалы, такие как книги, плакаты, фотографии, видео и другие информационные материалы, которые помогают ученикам лучше понять и оценить важность патриотизма и любви к своей стране. Мы также проводим мероприятия и выставки в этом уголке, чтобы помочь ученикам развить свои знания и интерес к патриотическому воспитанию.

- Есть ли в школе лекции или уроки по пропаганде здорового образа жизни и о вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов?

- Да, в нашей школе проводятся лекции и уроки по пропаганде здорового образа жизни и о вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов. Мы считаем, что это очень важно для наших учеников, чтобы они понимали, как важно заботиться о своем здоровье и избегать вредных привычек.

На этих лекциях и уроках мы рассказываем о том, как важно заниматься спортом, правильно питаться, избегать вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя. Мы также обсуждаем, как наркотики и психотропные препараты могут негативно повлиять на здоровье и жизнь человека. Мы показываем ученикам видео и презентации, проводим дискуссии и дебаты, чтобы помочь им лучше понять эти важные темы.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте