Член ОП РФ Малькевич: Я считаю, что Ситуационный центр ОП РФ по общественному наблюдению за выборами — это очень крутой опыт
11 марта 2024, 10:01 [ «Аргументы Недели» ]
Все дни голосования в Ситуационном центре ОП РФ по общественному наблюдению за выборами Президента России будет работать Центр видеонаблюдения, а также будет организовано наблюдение за Дистанционным электронным голосованием. Благодаря работе Ситуационного центра Общественная палата РФ круглосуточно поддерживает связь с наблюдателями, находящимися на избирательных участках по всей стране.
На площадке Ситуационного центра лидеры общественного мнения представят объективную и достоверную оценку хода голосования в противовес фейкам и попыткам дискредитации выборов. В течение всех дней голосования официальные лица Ситуационного центра будут регулярно предоставлять представителям СМИ ключевые данные о ходе наблюдения, отвечать на вопросы, приводить яркие кейсы.
Находящийся сегодня в новых российских регионах журналист, сопредседатель Координационного совета по интеграции новых субъектов Российской Федерации при Общественной палате РФ Александр Малькевич ответил на несколько вопросов, связанных с предстоящими выборами Президента России.
— Что конкретно стоит в задачах по наблюдению за выборами? На что в первую очередь нужно обратить внимание?
— На мой взгляд, сегодня, именно применительно к выборам Президента нашей страны, основная задача наблюдателей заключается не столько в выявлении нарушений, которых, на мой взгляд, ожидать не стоит, потому что уже отлажена избирательная система, и в целом штабы кандидатов достаточно ответственно относятся к выборам, а в том, чтобы для формирования истинной картины происходящего зафиксировать нашу историческую правду. Потому что на Западе взят курс на делегитимизацию наших выборов, на признание их недостоверными, несостоявшимися, несостоятельными. Именно на это – на донесение до людей правдивой, а не фейковой, выдаваемой за действительную, информации – и необходимо обратить основное внимание, обозначить это как одну из приоритетных задач.
— Каким образом выполняются эти задачи?
— Мы видим, какая ведется сейчас медиакампания. Какие деньги тратятся на так называемую «пятую колонну» блогеров и так называемых лидеров мнения, инфлюенсеров, которые лгут в отношении того, что происходит в нашей стране. Какой бред, иначе не назовешь, публикуется в западных СМИ. Поэтому в нынешних реалиях, в противовес вышеперечисленным, наблюдатели вместе с коллегами-журналистами — это как раз те люди, которые, особенно если они активны в медиа, активны в публикациях, не только фиксируют происходящее, но и доносят правду о том, что происходит.
Я сам, например, сейчас нахожусь в статусе наблюдателя в новых субъектах Российской Федерации, где активно посещал избирательные участки в ходе досрочного голосования. И я все это видел, я общался с людьми, я снимал видео, делал фотографии. И хочу вам сказать, что именно эта работа больнее всего ужалила наших противников, не дала им выдать желаемое за действительное, ложь за правду. Потому что моментально шли публикации в укропабликах, в украинских СМИ, в которых неприкрытая злоба, ненависть именно в отношении рассказов о том, что у людей праздник. У нас здесь электоральный праздник, люди с огромной охотой голосуют, и это бесит нашего врага более всего.
— Разоблачение фейков. Нужно уделять этому внимание? Как отличить недостоверные новости от правдивых?
— Что касается фейков, естественно, нужно уделять внимание их разоблачению. Даже с учётом того, что их стало меньше, и их качество совсем упало. Все темы уже пройдены, все «креативные», если можно так сказать, придумки уже состоялись. Поэтому у «фейкомётов» сегодня невысокое исполнительское качество. Но они пытаются брать массовостью разгона по площадкам социальных сетей. Но в целом мы и здесь научились противостоять. Задачи всех этих фейков в основном можно разделить на несколько категорий.
Первая, условная, группа фейков — это, конечно, такие зловещие истории, которые распространяют для того, чтобы в целом отговорить людей приходить на избирательные участки, рассказывают, что после выборов будет мобилизация, повышение цен, запрет того, запрет сего. То есть некий набор страшилок о том, что после выборов страна станет другой в отрицательном смысле этого слова, хотя мы понимаем, что будет как раз с точностью до наоборот.
Другая группа фейков — это всякие басни для западной аудитории. О том, как здесь люди якобы не хотят идти голосовать и голосуют неохотно, из-под палки. Третья группа фейков — это для украинского потребителя. В них какие-то небылицы о том, что якобы творится в новых российских регионах. Рассылают картинки, сделанные в фотошопе, на которых на фоне каких-либо безобразий или чернухи добавляют символику наших выборов, российский герб, дописывают слово «Путина» в фразу «Выборы Президента». Пытаются рассказать своей аудитории, что смотрите, как все в России ужасно организовано, как на словах одно, а на деле всё ужасно.
Разоблачению фейков, безусловно, нужно уделять внимание. И ещё, на мой взгляд, тоже очень важно заниматься тем, что называется словом «прививка». То есть заранее, предварительно объяснять людям, какие могут быть фейки, как их распознать.
Вот мы такой пробный проект реализовали, кстати, в Херсонской области. Выпустили буклет под названием «Антифейк. Краткое пособие по отражению информационных диверсий». В нём и основные признаки фейка, и так называемый чек-лист по выявлению фейковых публикаций и другие полезные в этом деле экспресс-советы. Он тиражом 30 тысяч экземпляров разошелся в регионе как «горячие пирожки».
— Новые регионы: как там будет проводиться мониторинг выборов? Раньше был экзитпол, который выдавал прогнозы и предварительные результаты. Что сегодня?
— Естественно, мониторинг есть всегда. И он постоянно совершенствуется. А что касается экзитполов — это, на мой взгляд, была игрушка для некоторых избирательных штабов и кампаний. Просто расходная статья бюджета. Я не вижу сейчас практического смысла в этих экзитполах. Это в каких-то фильмах художественных, я бы даже сказал «фантастических», если ты в 12 часов дня узнаешь, благодаря экзитполу, что твой кандидат отстает на 1%, то можешь провести какую-то «экспресс-мобилизацию» и переломить ход кампании в свою пользу.
Сейчас это так же несерьёзно, как и выдаваемые «сенсационные результаты» в течение ночи после выборов. Когда СМИ соревнуются между собой в сообщениях о том, что «этот кандидат на полкорпуса обошел вот этого». Преподносится некая интрига: кто же победит? Но на самом деле к реальным результатам голосования это мало относится.
Я помню, как в 2018 году я был в Соединенных Штатах Америки в Национальном пресс-клубе журналистов в Вашингтоне. И там как раз всю ночь по каналам гоняли информацию о промежуточных выборах в США, где избирали Палату представителей, сенаторов и часть губернаторов. Это было настолько смешно и манипулятивно, когда речь шла, например, о некой «выборной сенсации», согласно которой якобы такой-то кандидат, о котором никто не думал, что он может быть фаворитом выборной гонки, чуть ли не побеждает уже. В каком-то штате пишут, что после обработки полутора процентов голосов с разгромным счетом лидирует демократ «Пупкин». И показывают там закрашенное одно графство в штате. Только вот в реальности всё далеко не так. Даже смешно это как-то комментировать. Потому что потом по результатам ста процентов там уже совершенно другая картина.
Но это именно своеобразный «журналистский хлеб» — создавать мыльные пузыри, делать сенсацию для повышения интереса. И неважно, есть ли эта сенсация на самом деле. То же самое и в отношении всех этих экзитполов.
— Наверное для того и создан Ситуационный центр, чтобы не было несуществующих сенсаций, и то, что касается выборов, информационно выдавалось без искажений и придумок?
— Я считаю, что Ситуационный центр — это сейчас очень крутой опыт. Общественная палата России всегда самым активным образом организовывала работу наблюдателей. В том числе и в дни проведения референдума по внесению изменений в Конституцию, и в Единый день голосования в последние годы. Центр вырос и качественно, и количественно. Сегодня под Ситуационный центр отдано фактически все здание Палаты.
А работать он будет в круглосуточном и ежедневном формате «24 на 7». И главное, что с 14 по 18 марта здесь появятся стримы — непрерывный стрим из Ситуационного центра, постоянные включения с мест голосования, трансляция с мероприятий на площадке ОП РФ. Сегодня это абсолютно современная, с учетом всех медиатребований, площадка как для предоставления информации журналистам, так и для того, чтобы там в одном месте было все: экспертное мнение, экспертная картина дня, свежая статистика. Я сам намереваюсь принимать самое активное участие в его работе, включаясь из новых регионов, из самых разных точек.