Военкор Александр Матюшин: наступательная инициатива – за нами
26 декабря 2023, 18:04 [«Аргументы Недели», Анна Шершнева ]
Военные, как и гражданские подводят итоги уходящего года. На протяжении всего 2023-го мы обращались к нашему сегодняшнему гостю за актуальными и достоверными сводками с фронтов СВО. Сегодня защитник Донбасса, ветеран русского ополчения ДНР с 2014 года, военный корреспондент, гуманитарщик и военный аналитик Александр Матюшин подводит итоги уходящих в историю 12 месяцев очередного непростого года войны.
– Александр, доброго дня! Приветствуем вновь на страницах «Аргументов недели»! Подводим итоги года. Что нового произошло с нашей последней встречи?
– Здравствуйте! Произошло довольно много. Я совершил несколько поездок непосредственно на передовую с гуманитарной миссией совместно с волонтерской группой «Делаем вместе» из Новошахтинска и военкором Еленой Бобковой. Также постоянно освещаю боевые действия с линии фронта. Запустил с ведущими Еленой Бобковой и Ольгой Селецкой телеграмм-проект «Уроки донецкой истории», в которой рассказывают о людях, родившихся в Донбассе либо творивших здесь и оставивших след в нашей общей с Россией истории.
– О ком из знаменитых земляков уже успели рассказать?
– Освещены уже такие личности, как председатель Совнаркома Донецко-Криворожской Советской Республики товарищ Артем, он же Федор Сергеев. Освещена история Клима Ворошилова. Поговорили также о единственной в мире и в истории женщине-командире бронепоезда Макиевской-Зубок Людмиле Наумовне. Рассказали про Георгия Седова. Сейчас готовится к выходу выпуск про Алексея Стаханова. В предыдущем выпуске рассказали про Пашу Ангелину (Прасковью Никитичну Ангелину). Рассказали также непосредственно про человека, который долго прожил в Донецке, был начальником контрразведки Нестора Махно, Льва Задова. Про донского казака Василия Чернецова, который в первые месяцы Гражданской войны выступал на стороне белогвардейцев, но при этом участвовал и в Мировой войне, быстро дослужился до есаула. Человеке, пытавшемся удержать от революционной анархии свой родной регион – Всевеликое войско донское. То есть, событий произошло довольно много, и конечно, это можно назвать значимым итогом года.
– Что скажете о фронтовых делах? Сводки тревожные и обнадеживающие одновременно. Расскажите, как обстановка на разных направлениях сейчас?
– Ситуация на линии фронта, несмотря на иногда тревожные сводки, становится более обнадеживающей. Можно сказать, что мы перехватили наступательную инициативу у противника. Сейчас практически везде продвигаемся вперед, пусть и не так быстро, как хотелось бы многим людям, которые живут вдалеке от линии фронта, от войны, да и тех, кто живет в прифронтовых городах и поселках. Многие хотят, чтобы наше продвижение было более стремительно, чтобы война побыстрее закончилась. Тем не менее, продвижение наше идет, мы отбиваем у противника метр за метром наши земли, возвращаем их назад с тяжелыми боями, но продвигаемся вперед.
– Как обстоит дело в «горячих точках» – Работино, Авдеевка, Марьинка, Артемовск, Крынки?
– Можно смело сказать, что наступательная инициатива – за нами. Так дело обстоит практически везде. Это и Работино, где наши бойцы летом и в первой половине осени мужественно выдержали наступление ударного кулака украинской армии. Более того, измотали его и сейчас уже переходят в контратаки, возвращая те немногие позиции, которые вынуждены были оставить, как раз в результате этого вражеского наступления, в котором Украина потеряла мало того, что одни из самых боеспособных частей, которые можно было использовать в различных наступательных операциях, но и большое количество натовской техники, переданной в рамках военной помощи от НАТО. И теперь Киеву необходимы многие месяцы для того, чтобы нарастить потерянное в этих боях.
Более того, на Авдеевском направлении осенью этого года началась наша наступательная операция. Мы здесь сейчас непосредственно ведем тяжелые бои, продвигаемся вперед, как в сторону крупного логистического хаба Очеретино – бои идут под Новокалиново. Мы выбили противника из населенного пункта Степное, оно же Петровское. Правда, Степное находится сейчас в серой зоне, но украинцы вынуждены оставить его и отступать в сторону населенного пункта Бердичи.
Мы формируем плацдарм в районе Авдеевского коксохимзавода. Также с юга мы, очистив промку, вошли непосредственно в саму Авдеевку, пусть и на окраину. Сейчас там идут тяжелые бои, чего не скажешь о Марьинке, которая практически взята нами.
Марьинку уже практически освободили наши подразделения. Вчера об этом даже глава Минобороны России Сергей Шойгу заявил. Здесь мы уже развиваем наступление на Новомихайловку и Победу с целью перерезать дорогу, которая снабжает Угледарский гарнизон противника, и помочь нашим бойцам, которые наступают с той же стороны.
Такая же ситуация и на Артемовском направлении, где идут тяжелейшие бои за Андреевку, тяжелейшие бои за Клещеевку, за высоты над ней. В то же время, мы видим продвижение нашей армии в сторону Часов Яра.
На Крынках, к сожалению, мы похвастаться не можем. Но и здесь день за днем, метр за метром уменьшаем плацдарм на нашем берегу, который создали украинские морпехи, постепенно выбиваем их и не даем, самое главное, перекинуть к ним подкрепление. Большая часть подкрепления для противника, засевшего в Крынках, уничтожается еще на подходах.
– Перед выборами стараются не поднимать тему ротации наших войск на фронтах СВО. Что думаете об этом?
– Ротация наших войск на фронтах СВО – вопрос довольно болезненный и сложный. Конечно, перед выборами поднимать его никто не будет, но от себя могу сказать единственное: если не пройдет вторая волна мобилизации в России, то ротацию ждать нашим бойцам придется еще долго. По крайней мере, пока не истощится весь мобилизационный ресурс украинской армии, только после этого мы сможем снять какую-то часть войск, отправить их в отпуска, чтобы люди повидали дома семьи, отдохнули, после этого вернулись и сменили тех, кто остался на позициях. Более того, для того, чтобы продолжать наступательные действия и продвигаться вперед, опять-таки необходима вторая волна мобилизации для пополнения армии. Вслед за наступающей армией должны идти резервы, а вслед за резервами должны идти всевозможные гарнизонные части, которые будут останавливаться в занятых нами населенных пунктах. И думаю, этот вопрос как раз возникнет уже после выборов. Будет или не будет вторая волна мобилизации – неизвестно. Но на мой взгляд, она необходима.
– Как обстоит дело с обстрелами Донецка? Они усилились в разы после продвижения армии в Марьинке и Авдеевке?
– Если вернуться в Донецк и посмотреть на то, что происходит в самом городе, то с начала Авдеевской наступательной операции обстрелы в какой-то момент довольно сильно снизились. Были, конечно, точечные крупные удары, при которых гибли люди. Но сказать, что они превышали в общей статистике какой-то предел, нельзя. Можно даже сказать, что обстрелы снизились. Были дни, когда после украинских обстрелов даже не было легкораненых или получивших контузии. Но сейчас, в последние дни перед Новым годом, украинская армия активизировалась. Все чаще использует РСЗО, а также беспилотники, с помощью которых сбрасывают всевозможные взрывные устройства на головы нашим дончанам. От этого страдает Куйбышевский район, от этого страдает Киевский район, а также Петровский и Кировский районы – непосредственно те районы города, которые граничат с линией фронта и все больше страдают от применения украинцами против мирного населения беспилотников.
Что касается более тыловых районов, то тут все больше страдают от применения украинскими войсками орудий западного калибра, примерно 155-мм, для нанесения непосредственно из-за их дальнобойности ударов по тыловым районам. А также разных РСЗО – от наших «Градов», через чешские «Вампиры» и заканчивая американскими HIMERS-ами.
Я подозреваю о том, что как раз предновогодние и новогодние дни будут такими напряженными. Украинская армия, несмотря на то, что испытывает некий дефицит боеприпасов на линии фронта, будет стараться как раз ударить по Донецку, Макеевке, по Горловке, по Ясиноватой, чтобы сорвать нашим людям хоть какой-то праздник.
– Дончане как воспринимают такие дела? Город не испытывает страха или неуверенности?
– Сам Донецк живет. В городе установили елочные базары, люди активно покупают елки, сосны, готовятся к празднованию Нового года, проводят закупки в супермаркетах и строят планы на следующий год. Паники как таковой практически нет.
– Чем запомнился уходящий год Вам лично? Какие события считаете важными?
– Лично для меня этот год запомнился, в первую очередь, тяжелыми боями за Артемовск и взятием его в конце мая месяца. Походом или «мятежом», как бы это ни называлось, ЧВК «Вагнер» под руководством Евгения Пригожина на Москву. Такой большое военно-политический кризис. И конечно же, гибель Пригожина, гибель самого «Вагнера» Уткина – тоже довольно яркие события в нашей истории. Также в прошедшем году запомнилось, что несмотря на все давление со стороны украинцев, применение украинской стороной большого количества натовской бронетехники, смогли выдержать натиск на Запорожском направлении и выиграть так называемую битву за Приазовье, которая продлилась практически пять месяцев.
Конечно, это - Авдеевская наступательная операция. Это - наконец-то взятие Марьинки. Довольно много событий, и все они связаны с тем, что происходит на фронтах СВО. Все это для меня важно. Плюс к этому знакомство со многими замечательными бойцами, которые стоят на передовой, которые выполняют боевые задачи – это Влад Ворон, «Мазда» и многие другие ребята из 22-й отдельной бригады специального назначения Ростовской, которые работают как раз под Гуляй-Полем. Это бойцы из полка 1430, мобилизованные москвичи, одни из которых и выдержали тот массированный украинский удар в направлении Работино.
Хочу, пользуясь случаем, передать привет «Иноку», Васе Пушкину, «Кувалде», «Спартаку» и многим другим ребятам, которые смогли выстоять в этом аду противостояния, и сейчас проводят наступательные действия!
– В завершении просим прогноз от опытного военного и общественника на год будущий!
– Безусловно, хочется верить в позитивное! Я надеюсь на то, что в следующем году, в следующем декабре война закончится. Каким образом она закончится – предсказать пока довольно сложно. Но есть вариант того, что это не будет какой-то договорняк в духе «Минска», что Украина вынуждена будет подписать какую-либо капитуляцию либо пойти на более-менее приемлемые для России условия. Война закончится, и Донбасс, в который и сейчас вливается большое количество денег, примет еще большие дотации и сможет подняться из руин, очиститься от смрада войны. Хотя, в принципе, на восстановление Донбасса нужно не менее десяти лет. Однако надеюсь, что в следующем году все будет намного лучше, чем в этом, и мы сможем вернуться к мирной жизни, пусть хотя бы и под конец года. Чтобы под следующий бой курантов мы смогли поднять бокалы с шампанским и поздравить всех с долгожданным миром, который уже практически десять лет отсутствует в землях Донбасса и Новороссии.