> «Мягкая сила» Великого Турана - Аргументы Недели

//Интервью 13+

«Мягкая сила» Великого Турана

11 декабря 2023, 08:49 [ «Аргументы Недели» ]

Лидер ПНД Девлет Бахчели и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган с картой "тюркского мира". Архивное фото

На фоне глобального доминирования западноевропейской массовой культуры и навязываемых ею «ценностей», тема сбережения политэнического единства и исторического наследия народов России становится ключевым фактором сохранения нашей государственности.

Как следствие возрождения интереса к национальной культуре, на закате Советского Союза зародилось такое явление, как «этнофотуризм» – синтетическое направление в искусстве, объединяющее традиционные элементы народного творчества с инновациями и художественными экспериментами. На сегодняшний день, этнофотуризм является темой широкого дискурса в политической, научной и художественной средах.

Будучи неразрывно связанным с т.н. «материнской» культурой, этнофотуризм исходит из примата этнического родства, развития национальной идентичности и самосознания, ставя своей целью возрождение исторических связей между прошлым и настоящим в рамках отдельно взятого этноса.

Одним из регионов нашей страны, в которых процесс переосмысления прошлого развивается наиболее динамично, является Республика Чувашия. Чувашский этнофутуризм представляет собой уникальное явление в мировой культуре, оказывающее значительное влияние на развитие современного искусства в создании новых форм и образов. Одним из основных его принципов является сохранение и возрождение традиционных для региона ремесел: вышивки, резьбы по дереву, ткачества, гончарного мастерства и других. Использование этнических мотивов и орнаментов в сочетании с новыми материалами и технологиями позволяет создавать уникальные произведения, отражающие культурные особенности и историю чувашского народа. Благодаря этому направлению, многие забытые традиции и обычаи вновь становятся известными широкой аудитории, способствуя развитию национальной идентичности чувашей.

Между тем, Чувашия является одним из крупнейших тюркоязычных регионов на постсоветском пространстве, в котором наблюдается усиливающееся влияние т.н. «тюркского мира» и, главным образом, культурной экспансии Турецкой Республики. Учитывая сложные и неоднозначные отношения с этой страной, а также её растущую внешнеполитическую активность, вызывает опасение возможная попытка взлома цивилизационного кода нашего государства и его межнационального единства. Особую актуальность это приобретает в контексте пестуемой Турцией идеи возрождения т.н. «Великого Турана» – единого культурного, а в перспективе и политического пространства. По мнению «отцов-основателей» этого течения, оно должно объединить такие тюркоязычные государства, как: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и, в первую очередь, – Турцию. Обратите внимание на карту, не так давно представленную Президенту Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану турецким политиком Девлетом Бахчели. На ней оранжевым цветом обозначена едва ли не большая часть территории нашей страны, населённая тюркоязычными народами, включая Крым, Татарстан, Сибирь, Поволжье, упомянутую выше Чувашию и ряд других регионов России.

При этом, развитие пантюркского проекта сопровождается усилением центробежных тенденций в Содружестве Независимых Государств и, в первую очередь, дестабилизации достигнутых соглашений в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Так, по мнению президента аналитического центра  «Consultations on international policy and economy» Фикрета Шабанова, уже к 2025 году Анкара, Баку и Ташкент могут оформить военный союз с единым пространством ПВО в обход систем коллективной безопасности ОДКБ. На этом фоне президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уже до конца этого года собирается посетить Азербайджан, где в числе прочих политических решений, ожидается принятие декларации о всестороннем военно-техническом сотрудничестве. Учитывая прямую экономическую и политическую зависимость Азербайджана от Турции, равно как и существование между ними соглашения о стратегическом партнерстве и взаимной военной поддержке, несложно догадаться к чему это может привести в ближайшей перспективе – к 2030-35 году.        

Будучи глубоко обеспокоенным усиливающейся ролью главного идеолога «тюркского мира» – Турецкой Республики на постсоветском культурном пространстве, я задал ряд вопросов одному из наиболее ярких представителей современного чувашского этнофотуризма, участнице ряда пантюркских культурных проектов и наследнице известной творческой династии – Ольге Любимовой.

Конечно, по традиции я начал с вопросов о творчестве.

― В чём для тебя заключается суть такого явления, как этнофотуризм? Когда и при каких обстоятельствах ты заинтересовалась этой темой?

Для меня это, прежде всего, попытка переосмысления культурного наследия моих предков и возможность обратиться к глубинным пластам нашей национальной культуры. Я выросла в творческой семье, прославившей Чувашию далеко за пределами родного края. С раннего детства родители брали меня на различные творческие встречи, поэтические вечера, выставки, напрямую связанные с нашей национальной культурой. Разумеется, это оказало глубокое влияние на всю мою последующую творческую жизнь.

― Насколько я знаю, Чувашия занимает одно из первых мест в России по числу художников, поэтов, дизайнеров и других людей творческих специальностей.

Совершенно верно, среди чувашей много известных личностей, достигших признания во всём мире. Сама природа нашего региона пробуждает в человеке творческие наклонности. Неслучайно говорят, что Чувашия – край ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Мы очень бережно относимся к своим традициям и всеми силами их бережём. Если вы увидите наш народный костюм, то наверняка будете впечатлены обилием искусных вышивок и украшений. Каждый узор имеет своё уникальное значение. Это некий код, берущий начало с древних рун. Многие из этих символов и знаков я также использую в своих работах.

― Насколько я знаю, к этому моменту ты проиллюстрировала десятки книг.

В общей сложности, более сорока, среди которых ведущее место занимают чувашские авторы, включая моих близких – маму и тётю, которые являются для меня главными вдохновителями моего творчества. Одна из проиллюстрированных мною книг – «Счастье Райской птицы» писателя Нины Абрамовой не так давно была презентована в рамках общества чувашской культуры в Москве.

Презентация другой книги – «Новогодний праздник в лесу» писателя Любови Васютиной состоялась в реабилитационном центре для детей-инвалидов – ГБУ «Маяк», руководимого моей землячкой Людмилой Музяковой. Я рада тому, что у меня есть возможность объединять земляков по всей России и миру.

― Ты участвуешь во многих международных проектах. В каких странах тебе удалось побывать и как это повлияло на твоё творчество?

Мне посчастливилось побывать в Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Турции и Израиле. Каждая страна оказала на меня сильное влияние, наложив отпечаток на мои последующие работы.

― Насколько я знаю, Турция активно участвует в культурной жизни тюркоязычных стран и регионов России. Расскажи, как ты попала в Турцию, и какое впечатление произвела на тебя эта страна?

Это произошло после знакомства с одним из граждан Турции, изучавшим чувашский язык и писавший диссертацию по чувашскому фольклору. Он пригласил нас к себе на родину в Измир, где я провела около двух месяцев, также путешествуя и по другим городам и историческим местам. Там я познакомилась с моим соотечественником гражданином Хакасии, сотрудником международной организации ТЮРКСОЙ, которую ещё называют «ЮНЕСКО тюркского мира». Эта структура была основана в 1993 году, как результат культурного сотрудничества Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Турецкой Республики. Он предложил мне принять участие в международной творческой лаборатории в рамках одноимённого фестиваля, проводимого под эгидой этой организации. Этот фестиваль – одно из наиболее важных мероприятий, призванных наладить межкультурный диалог, объединяющий тюркские народы. Меня удивили масштабы и уровень его организации. Достаточно сказать, что каждый из участников был обеспечен билетами, отдельным пятизвёздочным номером, полноценным питанием и, конечно, полным набором творческих средств. В знак благодарности я оставила организаторам несколько своих работ, вошедших в «золотой» фонд ТЮРКСОЙ.

― Чем для тебя было полезно участие в фестивале ТЮРКСОЙ?

Прежде всего, общением, возможностью обмена культурным опытом, художественными техниками и приёмами. Я познакомилась с большим количеством художников, со многими из которых продолжаю общаться и дружить, например, с азербайджанцем Бугаром Мурадовым, пригласившим меня посетить свою страну. Там я познакомилась с представителями местной культурной элиты, в частности, известным поэтом Сабиром Рустамханлы. К его стихам я также сделала серию графических иллюстраций. После этого меня пригласили в Казахстан, где я приняла участие в международном конкурсе молодых модельеров, встретив свою подругу по фестивалю ТЮРКСОЙ. Затем состоялась поездка в Киргизию и знакомство с местным культурным сообществом. Впечатления от этих запоминающихся поездок претворились в целую серию работ.

― По твоему мнению, не таит ли активность Турецкой Республики на постсоветском пространстве и, в частности, проведение фестиваля ТЮРКСОЙ, каких-либо скрытых смыслов и опасностей, например, попытку выстроить культурные границы и внести разлад между различными народами?

Думаю, опасность эта, если и существует, то только в воспалённом воображении отдельных ура-патриотов. На протяжении десятилетий в России не уделялось должное внимание культурной экспансии в отношении других стран, поэтому не стоит удивляться, что любую подобную активность с их стороны мы воспринимаем с изрядной долей настороженности. В нашей стране столько возможностей, что проще перенять лучший опыт ведущих международных культурных проектов, нежели этому препятствовать, опасаясь воображаемых негативных последствий. Примером удачных, хоть и не столь масштабных аналогов фестиваля ТЮРКСОЙ, являются международные Дельфийские игры или российский фестиваль – «Крутушка», проводимый в Елабуге, как и непосредственно связанный с ним выставочный проект – Колесо дружбы. Подобно фестивалю ТЮРКСОЙ, лучшие работы «Крутушки» демонстрируются на выставках и поступают в фонд собрания Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. На мой взгляд, главная задача подобных мероприятий– сберечь для будущих поколений богатое культурное наследие, традиции и народное творчество многочисленных этнических групп, населяющих нашу страну. Просто, над всем этим надо работать, а не откладывать дело в долгий ящик, ожидая подвохов с чьей-либо стороны.

― Помнишь название книги второго президента Украины Кучмы – «Украина не Россия»? Не видишь ли ты в теме поиска этнокультурной идентичности и самоидентификации тенденции к будущему обособлению и, как следствие, сепаратизму со стороны недобросовестных политиков, пытающихся «играть» на этой теме? Что ты об этом думаешь?

Разъединение всегда несет в себе хаос, разрушающий мирную жизнь и экономику. Будучи человеком Мира, я стараюсь понять и принять все стороны. Отрадно наблюдать за появлением в нашей стране культурных программ и мероприятий, направленных на объединение народов России и выстраивание между ними добрососедских отношений. При этом, я всегда буду нести через свое творчество культурный код предков. И, хотя я живу в Москве более шестнадцати лет, мое сердце всегда с моей малой Родиной – Чувашией. Москва и Чебоксары переплетены в единое полотно моей жизни столь сильно и органично, что, если порвётся хоть одна нить, возникнет ничем невосполнимая дыра.

 

Как следует из примера Ольги, некоторая часть представителей творческого сообщества настроена либерально и весьма далека от политических лозунгов и деклараций. Сознают ли они при этом себя частью глобальной политической игры или же просто пользуются различными дивидендами и преференциями от участия в крупных международных проектах, покажет время. Хочется надеяться, что нам удастся перехватить контроль над этими процессами, обратив их в конструктивное русло, направленное на сбережение государственности и обогащение нашей многонациональной культуры.    

АоЛ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте