Александр Широких: «Мы должны превратить искусственный интеллект в очень крутого ассистента»
29 ноября 2023, 20:17 [ «Аргументы Недели. Екатеринбург» ]
Генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Александр Широких об искусственном интеллекте и развитии медиа – в эксклюзивном интервью корреспонденту «Аргументов недели» Екатерине Хожателевой.
– Александр Александрович, как ощущение от Уральского медиафорума?
– От Уральского медиафорума у меня всегда прекрасные ощущения. Я всегда на нем бываю. В этот раз так повезло, что «Гора пришла к Магомету» – я расстроен, что не полетел в Екатеринбург, но здорово, что впервые Уральский медиафорум проходит в Москве. Мне кажется, классная идея приурочить его ко Дню Свердловской области на выставке-форуме «Россия». А что касается уровня форума и уровня журналистов, он всегда прекрасный: толковые люди, хорошие спикеры – мне все нравится.
Во-первых, сегодня была интересная тема пленарки – «Искусственный интеллект». Мне кажется, об этом стоит думать и явно в этом есть будущее.
– На пленарной дискуссии речь шла об искусственном интеллекте. Ваше мнение, ИИ – это угроза или способ развития?
– Искусственный интеллект – это конечно, способ развития. Почему не угроза? Потому что он не заменит человека. Мы должны его укротить и сделать своим хорошим помощником, ассистентом, пусть он делает за нас рутинную работу. Если мы можем научить ИИ обрабатывать пресс-релиз и переписывать его в нашем стиле, значит, надо это делать.
В принципе, нормальные нейросети обучаются на вас. Например, телеканал «Сочи-24» обучает нейросеть, и она уже пишет все лучше и лучше, почти как средней руки редактор.
– А журналисты не разучатся писать?
– Ну, не знаю. Мне пока кажется, что это все истории – «театр умрет», «бумажные книги умрут», «бумажные газеты умрут» – нет, я не думаю, что это произойдет. Все равно наши дети – другие. Мы не можем их заставить жить в старых парадигмах, развесить телефоны-автоматы и заставить звонить с двухкопеечными монетами. Это уже невозможно. Прогресс не остановить. Разучатся писать, значит, будем их чему-то другому учить. Сейчас вот должность журналиста, а будет промптор – человек, который составляет правильный запрос к нейросети, потому что, чем он длиннее и подробнее, тем лучше ты получаешь результат.
Если ты пишешь: «Нарисуй мне «Девочку с персиками», он тебе нарисует непонятную девочку с персиками. А если ты добавишь, «в стиле Моне» и еще 150 дополнительных умных слов, которые надо знать, потому что, по сути, это целый словарь, то у тебя получится такой результат, что ты закачаешься!
– Не у журналиста. у нейросети получится результат…
– Ну, вы знаете, запрос-то ведь сделал человек. Мы должны превратить искусственный интеллект для себя в очень крутого ассистента. Например, я завожу свой Телеграм-канал, хочу для него логотип, я могу пойти к дизайнеру и заплатить ему 100 тысяч за это, а могу сидеть три дня в Midjourney (система на базе искусственного интеллекта, которая создает изображения из подсказок пользователя) и попытаться что-то сварганить.
– Насколько бурно сейчас идет трансформация традиционных СМИ в цифровые?
– Бурно. Аудитория перетекает между линейным и нелинейным, линейное потребление падает потихонечку, нелинейное – растет. Человек хочет потреблять новости не тогда, когда дедлайн, а тогда, когда эта новость произошла.
Я сейчас делаю несколько разборов для краснодарских районных газет и столкнулся с тем, что например, сотрудники не понимают, как вести Телеграм-канал. Они говорят, вот у нас есть график редакции: в четверг – сдаем номер, в пятницу вечером – все по домам, до понедельника отдыхаем. Я им говорю, в Телеге так не получится. Если вы хотите стать нормальным Телеграм-каналом, надо работать в режиме информагентства. Они говорят, хотим, чтобы материал сначала вышел в газете. Забудьте! Аудитория газеты и аудитория Телеграма – это разные люди, они не пересекаются!
Недавно Красноярский телеканал ТВК повесил у себя в Телеграме опрос: смотрите ли вы нас в телевизоре? И только 20 процентов ответили «да». А другие 80 процентов – читают Телеграм.
– С 1 сентября вступил в силу новый закон о маркировке рекламы в интернете. Теперь все рекламные материалы, размещаемые в онлайн-пространстве, должны быть четко маркированы и отличимы от обычного контента. На Ваш взгляд, насколько эта мера оправдана?
– Хороший вопрос. Я считаю, оправдана, потому что рынок интернет-рекламы, особенно рекламы в Телеграме, был абсолютно черной зоной, которую не видела ни налоговая инспекция, ни государство. Поэтому с точки зрения прозрачности, конечно, это хорошо. Почему мы знаем, сколько Procter & Gamble платил за телевизионную рекламу «Первому каналу», и почему мы не знаем, сколько Даня Милохин получает за посты в «Тик-Токе», например? В этом смысле, полная прозрачность – это здорово.
Другое дело, что по этому закону очень много вопросов, очень сложное исполнение, непонятное наказание, очень широкие трактовки: реклама, информация, самореклама, розыгрыши – и это проблема. Пока вопросов по правоприменению очень много. Но я надеюсь, что регулятор не будет «жестить», пока не определятся со всеми понятиями.