Интервью депутата городской думы Иркутска Александра Панько
№ () от 24 октября 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]
«Невозможно рассматривать проблемы какого-либо избирательного округа или микрорайона отдельно от ситуации в Иркутске в целом, — убежден депутат городской Думы Александр Панько. — Важно видеть и понимать всю картину целиком, обсуждать вопросы комплексно. Всегда стараюсь от главного, от основного двигаться уже к локальным решениям».
Иллюстрируя свой подход к работе, Александр Георгиевич вспоминает, каким образом удалось привести в порядок сотни иркутских лестниц. Долгое время они были в таком состоянии, что ходить было не просто некомфортно — опасно. Оказалось, что у муниципалитета вообще не было информации, сколько в городе лестниц, какие из них требуют ремонта.
— Наш микрорайон Юбилейный (основная территория в составе избирательного округа №35 — ред.), как вы знаете, построен на возвышенности, и ситуация с лестницами была, прямо скажем, плачевная. Износились они изрядно. Чтобы выполнить ремонт, потребовалось поставить переходы на баланс города. Все лестницы Иркутска нужно было инвентаризировать. Я выступил инициатором этой большой работы, на нее ушел не один год. Но зато сегодня в самых разных районах города жители видят результат. В общей сложности было выявлено больше тысячи лестничных переходов, из них только в Юбилейном — 128. По той же схеме следом стали решать проблему обветшавших подпорных стенок. Важно, что коллеги в Думе города Иркутска эти инициативы поддержали, удалось заложить средства. Проявился как раз комплексный подход, не местечковый.
— Несомненно, значительная часть вопросов, которые приходится решать депутатам, схожа у всех. Но есть и локальные приоритеты…
— Безусловно. Потому задача депутата — качественно работать с избирателями, постоянно располагать «живой» информацией, так сказать, с полей, понимать потребности жителей территории и, что важно, ранжировать приоритеты. Сегодня бюджет Иркутска достиг рекордной цифры, доходы превысили 37 миллиардов рублей. Но потребность в финансировании, как всегда, превышает текущие возможности.
В частности, городу требуются новые школы. Да, сегодня мы строим их, наверное, больше, чем когда-либо, но всё равно недостаточно. Если помните, есть указание Президента страны перейти на односменное обучение. В Иркутске школы пока с трудом в две смены укладываются. Тут и стены новые нужны, и педагогических кадров не хватает.
— Раз речь зашла о школах, интересно узнать, как происходит внедрение здоровьесберегающей методики и технологий в учебных заведениях Иркутска. Вы же выступили с таким предложением и отстояли финансирование на соответствующее оснащение нескольких классов?
— Три года я погружен в эту программу. Она основывается на методике профессора Владимира Филипповича Базарного. Есть данные: в школе ребятишки получают более 100 хронических заболеваний. Последствия самые широкие — от проблем со зрением и осанкой до снижения репродуктивной функции. Я сам — отец пятерых детей, и тоже не хотел бы, чтобы во время уроков они вместе со знаниями еще и диагнозы приобретали. Знаю, многие родители также переживают за здоровье своих школьников и одобряют внедрение методики Базарнова. Тем более, что ее эффективность научно обоснована и подтверждена практикой. Эта технология здоровьесбережения прошла все стадии согласования на федеральном уровне.
Для Иркутска методика пока новая, из городского бюджета в этом году в результате летней корректировки были выделены средства на оснащение десяти классов, в школах №18, 27, 57, 69 и 37. Половина из этих кабинетов уже оборудована, до конца года рассчитываем, что и остальные будут готовы.
Подчеркну, что классы со здоровой эргономикой по затратам сопоставимы с привычными, вот только более адаптированы под специфику детского организма. Например, на уроках нет ощущения, что ребёнка «пригвоздили» к стулу — можно сидеть, можно постоять за партой-конторкой. Профессор выяснил, что так и для психики полезнее, и седалищный нерв не блокируется, а у девочек тазовые кости правильно формируются. Для зрения в классах устанавливают тренажёры. В общем, продумано многое, не зря группа Базарнова несколько десятилетий над этим работала.
Я видел, как всё устроено в центре внедрения подхода Базарнова, тоже выучился, получил сертификат и могу преподавать в соответствии с этой технологией. Надеюсь, учителя тоже «вработаются». В школе №37 уже такой опыт есть, там по инициативе родителей класс раньше появился. В будущем было бы хорошо масштабировать проект, как минимум, на все начальные классы. И в детских садах тоже есть смысл с самых ранних лет учить малышей следить за своим здоровьем. Продолжу отстаивать такой подход.
— Вы упомянули, что знакомы с преподавательской работой. Также известен ваш весомый вклад в развитие армейского рукопашного боя в регионе. Школьников вы воспитываете в духе патриотизма? Тем более, что свою позицию вы четко проявили — отстаивали интересы Родины в зоне СВО, разведчиком.
— Это для меня естественно, что некоторое время своей жизни я посвящаю развитию патриотизма в обществе. В 18-й школе вел дополнительные занятия, в том числе связанные с пропагандой здорового образа жизни, спорта. Я всегда старался мотивировать учеников на достижения и, конечно, воспитывал готовность Родину защищать.
Отслужив в зоне специальной военной операции, я осознал, насколько для победы важна подготовка бойцов, в какой мере технологии сегодня всё определяют. Потому я выступил с инициативой создания центра подготовки добровольцев в Иркутске. За счет города оборудован класс для обучения операторов беспилотных летательных аппаратов.
Давайте честно, у нас в школах даже начальной военной подготовки толком нет сейчас, а в центре парни смогут получить уже полноценную военную специальность. Кому-то качественная подготовка жизнь спасет — себе смогут помочь и товарищам на поле боя. Вы задумывались, как важно при ранении быстро и правильно повязку наложить? Критичная кровопотеря происходит за пару минут… Знания помогают выжить. Ну и, конечно, уверенность, что дома ждут, что земляки поддерживают. Грузы с гуманитарной помощью, необходимой бойцам и населению, мы с коллегами-депутатами регулярно отправляем на Донбасс, иркутяне тоже в стороне не остаются.
— Умение выстроить взаимоотношение с общественностью, слышать ее наказы и опираться на горожан в ежедневной работе — неотъемлемая характеристика действительно эффективного депутата. У вас на территории сложился такой общественный актив?
— Инициативные горожане объективно помогают увидеть проблемы, нередко подают конструктивные предложения. В Юбилейном у меня налажено отличное взаимодействие с активными жителями, которые раньше входили в Совет общественности микрорайона, сейчас это движение «Наш Юбилейный». Мы регулярно встречаемся, обмениваемся мнениями, планы продумываем.
Очень благодарен всем за участие в жизни микрорайона и города — и неравнодушным людям старшего поколения, и думающей молодежи, которую интересует что-то за рамками экрана смартфона.
Также хочу отметить продуктивное объединение усилий с иркутскими депутатами, представляющими соседние с нашим округа. Так, мы вместе отстаиваем на разных уровнях власти необходимость благоустройства территорий, строительства новых социальных объектов, включая новую поликлинику.
Это как раз те потребности, которые транслируют нам люди. И иркутяне ведь обычно не разделяются на округ 35 и 34, наши границы колючей проволокой не обозначены. Так что и работать нужно всем сообща.
— Судя по всему, этот созыв Думы города Иркутска максимально консолидирован, сплочен, настроен на взаимодействие внутри, а также со всеми внешними структурами, определяющими сегодня и завтра Иркутска. Разделяете такую оценку? Вы в Думе с 2007 года, разные периоды застали.
— Давайте конкретно. Я вижу, как строится работа над стратегией социально-экономического развития города Иркутска до 2036 года. Депутаты по настоящему проявили заинтересованность, настояли на том, чтобы в итоге город получил не «кальку» с аналогичных документов других территорий, а концепцию, где обозначены логичные цели. Практически все согласились, что цели эти должны базироваться на реальной аналитике. Задача серьезная, и от ее решения в связке с пространственным планированием (а корректировка генплана Иркутска — тоже в повестке нашего созыва), собственно, зависят перспективы Иркутска и круг вопросов, которые городу и его депутатам дальше придется решать на протяжении следующих пяти-десяти лет. Дума сейчас консолидировалась, чтобы заложить некие фундаментальные вещи. В будущем важно будет поддерживать начатое.
— Так глобально планируете?
— А иначе зачем вообще было инициировать создание новой стратегии? Я же, будучи председателем комиссии по собственности и экономической политике, стоял у истоков этой работы. На самом деле, можно было формально делать вид, что у Иркутска уже есть концепция. Она в 2018 году была прописана до 2030 года, вот только наших городских реалий совсем не отражает. Кроме того, меня лично в прежнем документе не устраивает отсутствие взаимосвязи с госпрограммами.
Чтобы получить эффективную стратегию, мы создали специальную депутатскую рабочую группу, сформулировали задачу, подключилась городская администрация, был выбран подрядчик на разработку. На выходе необходимо получить стратегический документ, который бы учитывал и федеральный, и областной вектор, объединял и балансировал интересы, предложения, проекты и возможности всех, кто живет, работает, ведет бизнес на территории Иркутска.
— И на каком этапе сейчас создание новой стратегии социально-экономического развития города Иркутска?
— На первом этапе проведена большая аналитическая работа. Один из ключевых выводов: основной фактор, который в будущем будет влиять на развитие города, это отрицательная демография. Во-первых, низкая рождаемость. Во-вторых, высокая миграция из Иркутска. Эти тренды ставят под угрозу практически любые проекты, которые попросту некому будет воплощать. Значит, во главе стратегии должен стоять человек, житель Иркутска. Наша задача — создать в городе условия, в которых будет желание растить детей и не будет стремления перебраться куда-то еще.
— А на чем, предположительно, город может зарабатывать? Традиционно — энергетика, авиастроение? Туризм, который мы пытаемся активизировать?
— Одна из основных статей собственных доходов городского бюджета — налог на доходы физических лиц. Так что наша цель — прозрачная оплата труда, развитие производств, где используется высококвалифицированный труд. Известно, одно рабочее место в промышленном производстве дает 6-7 рабочих мест в сопутствующих отраслях. Вокруг большого предприятия всегда возникают мелкие компании, активизируется кооперация, импульс получает сфера обслуживания, образование, жилищное строительство. Это тоже одна из основных идей стратегии — связать малый, средний и крупный бизнес.
Цель проходящих сегодня общественных слушаний — из всей массы вариантов выбрать, скажем, шесть приоритетных направлений, одобренных всем сообществом. Эти приоритеты в дальнейшем будут учитываться при бюджетировании, при формировании муниципальных программ.
Мы должны определиться сами — какой город мы хотим. Индустриальный? Туристический? Эко-город?
— Мы? Кто всё-таки решает и потом несет ответственность?
— Стратегия всем сообществом пишется. В том числе регион должен быть заинтересован и тоже готов обозначить свое видение Иркутска как областной столицы. Мы во многом зависим от федерального финансирования, а из Москвы город обычно невидим, рассматривается субъект целиком, а уже внутри него — муниципалитет. Так что стоит вписать Иркутск в областную стратегию, и далее — в федеральные планы. Мы настроены на диалог на всех уровнях — с депутатами Законодательного Собрания Приангарья, с региональным правительством, с сенаторами от Иркутской области. Все должны мыслить в одном направлении, поддерживать одинаковые приоритеты. Лебедь, рак и щука — это, как понимаете, бесперспективно.
Скажу больше, важно, чтобы городское, региональное сообщество не просто «кивнуло» по приоритетам и положилось целиком на чиновников. Нет. Нужны люди и команды, которые будут этим приоритетам следовать, участвовать в реализации и воплощать намеченное.