Биолог-фантаст Татьяна Столярова: Донбасс всегда был средоточием ума и силы
11 сентября 2023, 16:26 [«Аргументы Недели», Анна Шершнева ]
Творческая жилка в человеке находит путь и самовыражение, даже если его поприще далеко от литературы. Наша сегодняшняя гостья – биолог-преподаватель из Донецка. Но также Татьяна Столярова стала писателем-фантастом. О витиеватых путях к творчеству, семейных корнях, фронтовом Донецке и просто жизни наша беседа.
– Татьяна, здравствуйте! Вы соединяете в себе две стези – науки и творчества. Давайте знакомиться с читателями «Аргументов недели»: расскажите о начале своего пути!
– Мне будет очень приятно познакомиться с читателями газеты. Спасибо за то, что заинтересовались моим творчеством. Мой профессиональный путь определило, если позволите выразиться высокопарно, стремление к «разгадке тайны жизни». Первыми прочитанными мною самостоятельно книгами были не сказки, а истории о живой природе. В школе я с большим интересом читала журналы «Юный натуралист», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь» и убедилась, что биология интересует меня больше всех изучаемых предметов. Поэтому поступила на биологический факультет Донецкого университета. Возможно, немножко гены повлияли – моя двоюродная бабушка, Щекина Александра Николаевна, была выдающимся окулистом-хирургом, работала в Кремлевской больнице и лечила военных лётчиков.
– А ещё Вы живёте и творите в военном Донецке. Все переломные события прошли с Вашим участием. Чувствуете причастность к Истории?
– Да, я всё военное время провела в Донецке, уезжала только в отпуск ненадолго. Разумеется, причастность к событиям я ощущаю, но, к сожалению, та История, что творилась все эти годы – это история разрушения и смертей. Жизнь моих предков кровно связана с Донбассом и с созиданием. Мой дед, Щекин Владимир Николаевич, долгое время занимал пост главного инженера службы зданий и сооружений Донецкой железной дороги, восстанавливал разрушенную после Великой Отечественной войны систему железнодорожных коммуникаций Донбасса, по его проектам строились некоторые кварталы в центре Донецка. Отец, Столяров Пётр Андреевич, был ведущим инженером ленинградского Института огнеупоров, консультировал на всех металлургических и огнеупорных заводах Донецкой области. Я испытываю невероятную боль оттого, что те ценности, символ возрождения нашей Родины, которые создавали самоотверженным трудом наши предки, уничтожаются из-за иррациональной ненависти наших противников, а главное, оттого, что, как и в прошлую войну, гибнут лучшие люди нашего края. Они должны были счастливо жить и работать, приносить пользу созидательным трудом и преумножать славу Донбасса, но были принесены в жертву этой войне. Гибель мирных жителей и разрушение инфраструктуры не приносит нашим противникам никакой пользы – это ненависть ради ненависти. Поэтому я с гораздо большим удовольствием ощутила бы себя причастной к возрождению Донбасса, которое уже частично началось после присоединения наших регионов к России и, надеюсь, продолжится в полном объёме, когда опасность обстрелов будет ликвидирована.
– Как прошли горящие годы начала войны в 2014-ом? Как привыкали к военным будням, обстрелам и постоянной опасности?
– Очень тяжело перенесла начало войны, особенно психологически. В голове не укладывалось, что это всё реально, что в XXI веке возможны преследования из-за языка, убеждений, что государство способно начать войну с собственным народом, вместо разрешения противоречий путём переговоров и компромисса. Долго многие надеялись, что здравый смысл возобладает, но потом стало ясно, что это не локальный конфликт, а часть политики Запада, направленной на уничтожение России. Ну что же, значит, надо воевать и бороться за жизнь.
– Всё это время Вы продолжали заниматься наукой?
– Я со дня основания преподавала в Донецком педагогическом институте, вела биологические дисциплины. Затем нас соединили с Донецким университетом, и я стала сотрудником кафедры физиологии человека и животных, где когда-то училась. Но продолжаю преподавать у будущих педагогов. Мною была разработана программа адаптации студентов-первокурсников, которая внедрена в практику и успешно использовалась, пока обучение было очным. Надеюсь, что эта практика продолжится, когда мы к нему вернёмся. К сожалению, сейчас обучение в вузе дистанционное.
– А ещё Вы писатель-фантаст! Как пришли к писательству?
– Это влечение тоже появилось в детстве – естественно, под влиянием безудержного чтения. Я даже помню, что стимулом послужил рассказ Николая Тихонова «Сочинитель». Главный герой – мальчик, которому надоело читать истории, сочинённые другими людьми, и захотелось что-то написать самому. Первые опыты у меня были ещё в школе, затем во время учёбы в университете я выполняла обязанности редактора факультетской газеты. Так и пошло потихоньку.
– Почему выбрали фантастический жанр?
– В произведениях фантастического жанра можно сказать гораздо больше, чем в жанре реалистическом. Можно предположить, как будет развиваться человечество в дальнейшем, каковы будут достижения науки и техники, и какие проблемы этот прогресс может породить. Фантасты часто предугадывают события будущего вследствие склонности к анализу фактов. Например, война в Донбассе уже была заранее предугадана и описана многими авторами, в том числе донецкими.
– С коллегами по перу общаетесь часто? Бываете на фестивалях, подобных «Звёздам над Донбассом», например?
– Конечно, общаемся часто и с удовольствием. Я – член Союза писателей ДНР и раз в месяц организую заседания Клуба любителей фантастики. Стараюсь принимать участия во всех мероприятиях Союза. У нас всегда интересно и весело, это настоящая отдушина в наше тяжёлое время. И, естественно, принимала участие во всех фестивалях «Звёзды над Донбассом». Это замечательные события. Следует отметить, что российские писатели создали благотворительный фонд «Звёзды над Донбассом» и оказали помощь множеству нуждающихся после освобождения оккупированных территорий. Огромная благодарность за организацию фестиваля нашей Общественной палате и её председателю Александру Кофману!
– Откуда берёте сюжеты своих произведений?
– У меня есть несколько реалистических рассказов, там сюжеты непосредственно о нашей войне, то есть из жизни. А фантастические сюжеты произрастают в основном из научных идей – например, гипотез о существовании параллельных миров, возможности путешествий во времени, достижении долголетия.
– Как восприняли СВО, возвращение Донбасса в состав России?
– У меня была только одна мысль – почему так долго, зачем столько ждали? Моё мнение – это должно было произойти намного раньше, ещё в четырнадцатом году. Тогда, возможно, такая операция прошла бы быстрее и легче, удалось бы избежать огромного количества смертей и разрушений, и даже «промывания мозгов» большей части населения Украины. Также очень было обидно следить за ходом так называемых «стамбульских переговоров», где Россия изо всех сил пыталась избежать большой войны и гибели людей, но украинские политики отнеслись к этому стремлению со всем возможным цинизмом. Хотелось спросить – неужели не видно, что там не с кем договариваться, что эти люди являются западными марионетками, и их задача – не мир сохранять, а развязать как можно более кровопролитную войну?
– Планы на новый творческий сезон – осень – уже построили?
– Пока у меня важные планы по работе. А по творчеству – нужно наконец закончить роман о Донбассе, работу над которым я много раз «ставила на паузу», потому что ситуация никак не вдохновляла.
– Почему путь Донбасса домой оказался таким трудным, как думаете?
– Частично я уже ответила – потому что «привести Украину в чувство» надо было намного раньше. Разумеется, правительству виднее, но я думаю, что «там, наверху» просто не имели информации о том, насколько всё серьёзно в стране, которую Запад превратил в оружие против России. Именно потому, что «русские не хотят войны», и пытались сохранить мир как можно дольше, но в данном случае это промедление пользы не принесло. Ну, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Россия спасла Донбасс от окончательной гибели в феврале 2022-го, когда украинские войска должны были начать наступление.
– В чём секрет стального шахтёрского стержня Донбасса и его жителей?
– Когда Донбасс формировался как промышленный регион России и Советского Союза, сюда ехали люди, способные выполнять тяжёлую и опасную работу, как того требовала специфика промышленности. Также здесь всегда была хорошо развита наука, создававшая базу для постройки таких предприятий и координации их работы. Донбасс всегда был средоточием ума и силы. А если человек не боится рубить уголь на глубине километр и больше, стоять смену в горячем цеху при температуре 60 градусов, то его и военными действиями напугать трудно. Что наши люди доказали как в Великую Отечественную войну, так и сейчас.