> Звезда «Кухни» Валерия Федорович: Рядом со мной сидел бугай с маленькой дочкой и, глядя на экран, плакал - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Звезда «Кухни» Валерия Федорович: Рядом со мной сидел бугай с маленькой дочкой и, глядя на экран, плакал

11 сентября 2023, 11:13 [«Аргументы Недели», Александр Малюгин ]

Валерия Федорович родилась в Кстове Нижегородской области. В 8 лет переехала с родителями в Москву. Окончила Высшее театральное училище им. М. Щепкина. Популярность пришла после сериала «Кухня», где Валерия сыграла мастера молекулярной кухни Катю Семёнову, дочь шеф-повара Баринова. Зритель также знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Выжить после», «Тайна перевала Дятлова», «Всё вернётся», «На дальней заставе», «Вечный отпуск», «Девочки мои», «Риелторка», «Бомба», «Пальма», «Почка», «Лимитчицы», «Родители строгого режима» и др.

- Валерия, 30 сентября в Театре музыки и шоу «III РИМ» состоится премьера спектакля «Верните мой 2007-й», где вы играете главную роль. Как попали в проект, какой характер у вашей героини Натки? Тянет ли вас саму в 2007-й год, когда вам было 15 лет?

- Дело было так. Мне позвонил Миша Башкатов, с которым мы много работали вместе, и сказал: «Я сижу тут с продюсером и режиссёром, ищем героиню. Хочешь ты или нет?» Я Мишу очень люблю как артиста, доверяю его вкусу, поэтому попросила скинуть пьесу. Когда прочитала, материал мне откликнулся – во-первых, он хорошо написан, прекрасный слог, во-вторых, тема мне близка, она такая ностальгическая, хотя в 2007-м мне действительно было всего 15 лет. Первые влюблённости, поездки в детские лагеря, первый алкоголь, который я попробовала. Я училась в обыкновенной школе, в Москве, правда, в военном городке, папа у меня военный. Каждое действие в пьесе «Верните мой 2007-й» начинается с того, что звучит популярная для того времени песня. Это здорово заходит! И я специально слушала каждую песню, погружаясь в ту эпоху, вспоминая свой военный городок…

Мне понравился режиссёр, талантливый человек, ученик Константина Райкина, он служит в «Сатириконе». Как он говорит, как всё объясняет, видит: с масштабными смыслами, а не как обыкновенную антрепризу… Так вот, моя Натка – простая девчонка, которая только что пережила клиническую смерть, и она теперь по-новому воспринимает мир. Моя героиня как бы между небом и землёй, и подобное состояние очень интересно играть. Одна из первых фраз в спектакле: «Я не помню, была она или нет вообще». То есть, была ли эта Натка, может, её и не было вовсе? Натка – собирательный образ чего-то мистического, женского, необычного. Я немного похожа на героиню тем, что тоже смотрю на мир не только с материальной точки зрения, но и с духовной. Натка не воспринимает вещи однобоко – чёрное или белое. Ещё что интересно – она девочка-эмо, то есть, принадлежит к определённой субкультуре. Я никогда ни к какой субкультуре не принадлежала.

- Но вы, конечно, прошерстили интернет на эту тему?

- Про эмо? Да, кое-что почитала. Субкультура вышла из панк-рока. Эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви, но они ненавидят себя, у них большая склонность к самоубийству. Уходят в свой мир, длинная чёлка закрывает лицо. Не сдерживают эмоции, слёзы. Повторяю, не моя тема, но мне близко ощущение мира, вселенной, которое присутствует в моей героине. Если получится это передать зрителю, будет круто.

- Как работается с Михаилом Башкатовым? Какой он партнёр и человек?

- Мы с ним мало того, что снимались все сезоны в «Кухне», ещё выпускали спектакли «Кухня на выезде», «Шикарная свадьба». Нам легко работать вместе, Миша очень свободный человек. Кстати, он отец четверых детей, а я - мать двух, так что и здесь мы находим общие темы. При этом Миша очень подвижный, готов включаться в любые ситуации, сцены, этюды, которые предлагает режиссёр спектакля «Верните мой 2007-й». Вообще репетиции этой пьесы - прекрасный тренинг для актёра.

- Раз уж заговорили о партнёрах, вы играли со многими знаменитыми актёрами. Например, с Владимиром Ильиным в картине «Пальма». Владимир Адольфович – человек нелюдимый, интервью не даёт. Чему он вас научил, что подсказал?

- Мы сейчас как раз с Владимиром Адольфовичем снимаемся в «Пальме-2». Я играю его дочь. Мне повезло работать с таким актёром, по масштабу личности он - удивительнейший человек. При этом – скромный, нам, молодым, надо поучиться у Ильина, как вести себя в профессии. Уровень мастерства запредельный, а как он включается в процесс, как добавляет в сюжет какую-нибудь деталь и получается – гениально!

- В «Пальме» речь идёт о верной собаке и сразу вспоминается «Белый Бим Чёрное ухо» с неповторимым Вячеславом Тихоновым. Как считаете, такие картины, добрые, вызывающие неподдельные эмоции, они могут, извините за пафос, как-то изменить характер человека, смягчить нравы?

- Ой, не знаю, я вообще сейчас в неких размышлениях нахожусь о нашей профессии: имеет ли смысл то, что мы делаем, или я просто небо копчу?..

- Глубоко копаете.

- Да, хочется сказать, что я хочу, чтобы наше кино кого-нибудь перевернуло. Может, и перевернёт, а, может, никого на хрен и не перевернёт! Но вот когда была премьера первой «Пальмы», рядом со мной сидел один очень крупный мужчина, бугай просто, с маленькой дочкой, и он, глядя на экран, плакал. А потом сказал мне: «Это очень хороший фильм, светлый!» И он действительно светлый, у нас сейчас много разных жанров снимается, а вот семейных фильмов мало. Есть «Чебурашка», «Последний богатырь», но это как бы сказки. А вот реальных, не сказочных добрых сюжетов немного. «Пальма» - не «сюсипуси» какое-нибудь, там есть человеческие отношения и животные, которых никто, ни один актёр, не переиграет.

- Кстати, о животных. Быстро нашли общий язык с овчаркой из «Пальмы»?

- С животными сниматься сложно, они, конечно, самые капризные артисты. Их нужно настроить, мотивировать. И в первой «Пальме», и во второй у нас с овчаркой было достаточно много общих сцен, но на самом деле дрессировщица не разрешает подходить к собаке. Чтобы не сбивать её. И погладить нельзя, только в кадре. А в кадре мы с овчаркой ладим.

А ещё мы во второй «Пальме» снимаемся с медвежонком, там другая дрессировщица. И перед съёмками артисты приезжали знакомиться с медведями. Обучались их кормить, гладить. Характер медвежий понять непросто. И я, например, всегда здороваюсь с ними: «Привет, медведь!»

- И что отвечает медведь?

- Он просто смотрит на меня и ждёт еды.

- Про вашу роль в «Кухне», наверное, много сказано, но просто хотел уточнить. Вы там – мастер молекулярной кухни. Глубоко погрузились в это кулинарное течение, полюбили эту кухню, готовите ли сейчас детям и мужу нечто «молекулярное»?

- Когда готовилась к роли, понятное дело, довольно много говорила об этом с режиссёром Дмитрием Дьяченко, он рассказывал, что это такое – молекулярная кухня. И в то время, в 2013 году, она действительно была очень популярна, в Москве было несколько подобных ресторанов. Молекулярную кухню придумали в 90-е повара во Франции. Это, конечно, чистое искусство, это не про то, чтобы насытиться. Красота и как можно поменять текстуру: внешний вид один, а по вкусу – совсем другое блюдо. Условно, выглядит как спагетти, а по вкусу – борщ. Обманка такая. Что касается, готовлю ли я молекулярную кухню дома – нет, я уже забыла все рецепты, я уже двух детей родила после «Кухни». И вообще, я не сторонник особых направлений в кулинарии или, скажем, правильного питания. Я ем всё.

- То есть, сахар, мучное, глютен, лактоза – эти слова не вызывают у вас неприязни?

- Сейчас нет. У меня в институте было расстройство пищевого поведения, я могла долгое время не есть, было предбулимическое состояние. Сейчас много молодых девчонок от этого страдает, ей лет 12, а она уже говорит: я толстая! Я в 12 лет думала – вот в сериале «Зачарованные» хочу быть Пайпер или Прю? А она, понимаете ли, думает, толстая она или нет. Сейчас, повторяю, я ем всё и считаю, что у меня здоровое питание. Ем то, что хочу, но, конечно, тот же сахар не сыплю в чашку тоннами, по минимуму, есть в рационе и молочка, и хлеб. Качественные, хорошие продукты. В целом, я не зациклена на еде.

- Валерия, вы сыграли главную роль в сериале «Лимитчицы», где речь идёт о девушках, приехавших в 70-е годы на одну из ткацких фабрик. Как погружались в атмосферу советского времени, что смотрели, читали, с кем общались на эту тему?

- Это одна из моих любимейших ролей в кино. Когда прочитала сценарий, сразу поняла, что знаю, как играть этого персонажа. Зацепила сама история, судьба героини. Потом познакомилась с режиссёром Ольгой Добровой-Куликовой, она мастер старой школы. Не штампист, а художник, очень индивидуально подбирает артистов. И все члены группы с головой погружались в съёмочный процесс. Скажем, художники по реквизиту терпеливо, шаг за шагом искали разные аутентичные вещи. На нас специально шили костюмы того времени – рубашки, юбки, плащи, платья. Или, скажем, мы снимали в доме под Истрой, которому около ста лет, и там висели пучки травы, их сушили определённое время, чтобы они были такой просушки, которая необходима. Мелочь, но о многом говорит.

 Первый съёмочный день проходил на поле Тарковского, на том, где великий режиссёр снимал часть «Зеркала». Что касается нашей подготовки, конечно же, я много читала о том времени, смотрела фильмы, например, «Влюблён по собственному желанию» с Олегом Янковским, мне эта картина показалась очень близкой к нашей истории. Ещё мы ездили на ткацкую фабрику в Павловском Посаде, где нас встречали прекрасные женщины, работающие у станка, удивительные, которые по 20 лет там трудятся, они нас обучали, показывали мастер-класс, что можно трогать, что нельзя, где какая бобина, рулетка, нити. Тяжело, ведь они 8 часов на ногах стоят, следят за тоненькой ниткой, вокруг пыль, и руки у них в мозолях!

- Да, вот у кого настоящая работа! А вы мучаетесь, думаете о своём предназначении актрисы…

- Ну, у каждого свой крест. Куда поставили, там и стоим.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте