Актёром театра и кино Юрием Назаровым можно только восхищаться. Сегодня, как и много десятилетий назад, он по-прежнему снимается, выступает с концертными программами, его жизнь насыщена и для многих является настоящим примером для подражания. Его востребованности, активному творческому долголетию, ясному уму, юмору, ярким эмоциональным реакциям можно только позавидовать.
Недавно народный артист Российской Федерации побывал в Волгограде на Открытом Российском кинофестивале «Волгоградский факел». Он выступал на концертах в городе, на закрытии фестиваля и много общался с поклонниками.
Фестиваль прошел при поддержке администрации Волгоградской области. Президент фестиваля продюсер Сергей Новожилов.
- Юрий Владимирович, вы часто ездите с концертными программами по всей России, и в этот раз не остались в стороне. А какие впечатления у вас от волгорадского зрителя и от современного Волгограда?
Я давно не помню такого концерта, чтобы так принимали замечательно. И мы работали на совесть, и от души, с верностью к зрителям. Обычно артисты соперничают между собой, особенно артистки, но тут мы выступили единой, сплоченной командой. На концерте я читал фронтовую поэзию Бориса Куликова, он написал эти стихи в сорок втором году. Актриса Екатерина Волкова читала стихи Роберта Рождественского, сейчас из молодых мало, кто знает про этих поэтов. Поэтому мы стараемся не только развлечь, но и нести просвещение зрителю, но это конечно капля в океане…
А какие впечатления остались от славного города Волгоград? Волгоград хорошее название, но, если честно я бы вернул ему прошлое - Сталинград. Помню сорок пятый год, с какой гордостью произносили название этого города, восхищались его подвигом. Новое название ни в чем не виновато, но оно не звучит так гордо…
- Вы часто здесь бывали?
Я в этом городе не первый раз, и не второй, и не третий. Этот город мне родной, я создал семью с москвичкой, но познакомились мы в Волгограде, на гастролях, это было очень давно.
- Для вас этот город, наверное, еще дорог, тем что вы снимались в картине о Сталинградской битве «Горячий снег», по повести Юрия Бондарева. Тяжело было сниматься?
Когда меня пригласили на роль, а я к тому времени уже «навоевался» в кино, то раздумывал соглашаться или нет. Но сказали, что съемки будут проходить в Новосибирске, а Новосибирск — это моя родина, еще мама была жива и друзей было полно. У нас в Сибири зимой иногда до пятидесяти взыгрывает, режиссер Гавриил Егизаров на съемках даже обморозился. Мы отснялись и греться в вагончик, а остальная группа не грелась, вкалывала на улице и сильно пострадала от холода. Потом, когда фильм вышел, Ленинскую премию получил Боря Токарев и Георгий Степанович Жженов. И когда Жженова хвалили, он говорил: «Да, что я? Вот Юрка сработал». А мне ничего вручили, но я сам виноват, много спорил. Всегда в глаза говорил то, с чем был не согласен, и режиссеру конечно это не нравилось, а я не мог промолчать. Говорил: «В это не верю и сделать не могу».
Но в целом фильм хороший получился, вообще очень хорошо, что советские фильмы о войне смотрят.
- Сейчас общество все больше ностальгирует по разрушенному Советскому Союзу, и напрашивается вопрос, а зачем было с такой ненавистью все разрушать?
Когда, например, в общественном транспорте кому-то наступили на ногу, то он возмущается и орет громче всех от боли, но это не значит, что это общая боль. Когда разрушали Советский Союз многие орали и возмущались, но остальные-то молчали… А ведь жили они хорошо и стабильно, вот это молчание я до сих пор сам не пойму. Мне Советский Союз был дорог тем, что он построил огромную, развитую страну, тем что он защитил и спас мир от нацизма. Если бы не жертвы нашей страны во время войны, Европы не было в том благополучном виде в каком она пребывает сегодня. А советские фильмы надо пересматривать, потому что они были сделаны по совести, по душе, не передавали никакую идеологию, а мы просто боролись за свою родину.
- Вы почему-то никогда не были коммунистом, а любите говорить про коммунизм. Вам предлагали вступить в партию?
Нет, особо не предлагали. Так получилось, что мы все служили коммунизму, кто от души, а кто с «камнем за пазухой». Взять того же Олега Павловича Табакова, я о нем впервые услышал в 1953 году, еще школу не закончил, а он уже снимался. И ведь артист от души в свое время воспевал советское правление, а когда все началось рушиться, так же от души яростно проклинал. Для меня это была трагедия, потому что было много лицемерия и лжи, и подрывало мою веру в людей. Конечно, над этим надо много думать, но скажу свое мнение - коммунизм не виноват в том, что его оболгали и извратили всякие брехуны.
Также во время развала Союза были и те, кто не менял своих убеждений: Василий Лановой, Михаил Ножкин, Николай Губенко, Василий Ливанов - у них была своя линия, но они никогда не предали коммунизм и преданно служили своему народу. А все остальные, извините, «переобулись» на ходу. Поэтому наша русская интеллигенция, скажем прямо далеко не святая, не даром ее материли Антон Павлович Чехов и Владимир Ильич Ленин, так сказать два не глупых человека.
- Коммунизм увы не вернуть, и все что было при том строе тоже, но сегодня все говорят, что образование было на самом высшем уровне.
Безусловно, люди были намного образованнее чем сейчас, поэтому могу только посоветовать - учиться, образовываться, развиваться. Читать как можно больше. К сожалению, вы сами видите какая у нас в стране проведена гигантская работа по развалу мозгов. Если у молодежи спрашивают, где находится Бородино, то они отвечают, что оно где-то под Сталинградом. Вы можете себе представить, что у них твориться в голове, если они отвечают, что Сталина расстрелял Суворов? Это же путь обратно в животный мир.
- Молодежи сейчас сложно читать, они в основном сидят в Интернете. Но, кстати, в Интернете можно посмотреть интересные современные кинопроекты. Вот вы недавно сыграли в новой версии «Угрюм –река». Как относитесь к ремейкам?
Ремейки дело не плохое, молодежь хоть начнет интересоваться собственной историей, пусть снимаются, лишь бы талантливо получалось. Я сыграл Данилу Прохоровича Громова, разбойника, отца Петра, деда Прохора. А отца сыграл Саша Балуев. История ведь интересная, современный зритель о своих корнях больше узнает. И у кого руки до советских фильмов не дойдут, пусть посмотрят новые версии.
- Одна зрительница в Волгограде во время вашего выступления сказала, что Назаров для нее останется самым любимым артистом, благодаря картине «Давай поженимся», в которой вы сыграли главную мужскую роль, а Маргарита Терехова – главную женскую. Как вам с ней работалось?
Когда я сказал своим коллегам-артистам, что меня утвердили на главную роль в «Давай поженимся», и меня спросили, кто партнерша, я с гордостью ответил: «Маргарита Терехова!», то друзья сказали: «Ну выражаем тебе свое сочувствии…»
Маргарита Борисовна гениальная, Богом одаренная актриса, она ничего не делает, играет как есть, но она женщина и в этом большое достоинство, но и неудобство. Снимал фильм Саша Ефремов, белорусский режиссер и мне представлялась, что у нас такая тройка по лошадиному, но получилось, что основная была Маргарита Борисовна, а мы в пристяжных. Как-то на съемках кончилась пленка, мы решили не терять время и разобрать сцену. Отрепетировали, обдумали, и решили, что будем снимать именно так. На следующее утро, приезжаем на площадку, начинаем разводить, а Терехова как начни возмущаться, мол кто придумал эту ерунду? Мне не нравится! Все перевернула и сыграла по-своему.
Ее иногда, как женщину несло куда-то не в ту степь, но и героиня ее, кстати, была ей под стать. Совершала дамские, не самые разумные поступки, потому что куда-то ее вело такую взбалмошную дамочку. Но чтобы было какое-то оправдание, Рита требовала и просила меня, чтобы я ей подал повод на что ей было бы легче гневно отреагировать. А я не шел навстречу, не хотел делать гадости. Говорил: «Нет, уж дорогая, мой персонаж хороший, он не подлый. Ты как хочешь, так и крутись». Она конечно злилась, ей нужно было находить краски вредности, чтобы ее героиня была в кадре раздражительной. Тереховой приходилось самой раздражаться без меня, но сыграла она потрясающе. Я ей сейчас желаю огромного здоровья!
На творческих встречах мне многие говорили, что фильм чудесный и Маргарита Терехова там потрясающая. А еще зрительницы меня всегда спрашивали: «Где найти такого мужчину как ваш герой?»
На что я отвечал: «Мужчин правильно воспитывать надо с самого малого возраста. Чтобы уважал людей, жалел животных, кошек-собак, лошадей, чтобы был живым человеком. Чтобы ценил свою жизнь и чужую» Считаю, что благородство и доброта основная черта в мужском характере. Ну и настоящая дружба штука важная. Раньше, как нас воспитывали? Чтобы не в одиночку, а друг за другом горой стояли. Иначе в одиночку не выживешь, и не победишь.