Актриса Мадина Дасаева: «У меня никогда не было желания жить за границей»
7 августа 2023, 12:44 [«Аргументы Недели», Александр Малюгин ]
Мадина Дасаева родилась в Астрахани. Окончила музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского, вокальное отделение. Затем училась во ВГИКе, в мастерской Всеволода Шиловского. Сейчас играет в нескольких спектаклях Московского театра-студии Всеволода Шиловского. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Зося», «Сильная и независимая», «Совсем чужие», «Ярды», «Метод Михайлова», «Тайна Лилит» и др.
- Мадина, каким мастером был Всеволод Николаевич Шиловский: жёстким, или напротив – снисходительным? Много ли вы с ним общались по-человечески, душевно?
- Всеволод Николаевич для меня не просто Мастер, который ввёл нас в актёрскую профессию, а человек с большой буквы, наставник не только в профессиональном смысле, но и в общечеловеческом. Шиловский всегда говорит своим ученикам: мы должны победить. Но не в том смысле, что пройти по головам, а в том, что никогда нельзя сдаваться, надо идти вперёд, заниматься ремеслом, не обращая внимания на препятствия. Всеволод Николаевич учит нас, что на сцене и в жизни важны три вещи: думать, слушать и любить.
Мастер в меру строгий, достаточно справедливый, но когда надо быть жёстким, за ним не заржавеет. И правильно, он же нас воспитывает, а в процессе воспитания не нужен слишком мягкий подход. Скажем, всех спортсменов тренируют в «ежовых рукавицах», и тогда из человека выходит толк, он закаляется. Всеволод Николаевич не раз помогал своим ученикам, по-человечески он всегда проявляет заботу, готов уделить внимание воспитанникам в любое время суток, и он искренне верит в каждого из своих учеников.
- Это правда, что у Шиловского всегда были самые красивые студентки на курсе?
- Конечно, о вкусах не спорят. Но вы можете сами в этом убедиться, заглянув на спектакли в наш Театр-студию… Вообще красота - понятие относительное. Кино и театр – это отображение нашей жизни, в художественной форме, и там есть запрос на абсолютно разные типажи и разную внешность. Но в актёрской профессии и в жизни, главное, на мой взгляд, не внешность, а харизма. И, конечно, большую роль играет внутреннее содержание. Вот, например, моя героиня Соня в спектакле «Дядя Ваня»считает себя некрасивой. Но насколько важна внешность, когда человек красив душой? А Рита в «Сильном чувстве», напротив, симпатичная молодая особа, которая знает о своей привлекательности и мечтает выйти замуж за иностранца.
- Интересно, а вам чей характер ближе – Соня или условная Рита?
- Сложно сказать. В жизни у меня много других черт, хотя, конечно, есть что-то и от Сони, и от Риты, и от других моих героинь. При большом желании можно раскопать у себя любую черту, чтобы потом раскрыть это в роли. Соня – моя первая большая работа, я играла её ещё во ВГИКе, и поэтому к ней более трепетное и нежное отношение. И мне близки многие её мотивы. Но и лёгкость, жизнерадостность Риты из «Сильного чувства» мне тоже в какой-то мере присущи.
- А стремление выйти замуж за иностранца?
- Нет, совсем не близко. У меня никогда не было желания жить за границей, мне нравится путешествовать, узнавать, как живут другие люди. Но я люблю Россию. Я родилась в городе Астрахань и единственное место, куда хотела переехать, Москва.
- Какое у вас было самое экзотическое, необычное путешествие?
- Несколько лет назад я одна полетела зимой на Алтай, в село Артыбаш. Это непередаваемый восторг. Вокруг могучие горы, леса и мороз минус 30 градусов. Рано утром видишь всю эту красоту, чувствуешь себя таким маленьким, ощущая сказочность и волшебство мироздания. Я парилась в бане прямо на Телецком озере и ныряла в прорубь! Целых два раза! Для меня это было своеобразное испытание холодом. В Астрахани летом температура воздуха может достигать и плюс 50 градусов. Я была очень теплолюбивая, но после Алтая полюбила зиму и мороз. Как-то поздно вечером мы пошли в лес по тропе, которая подсвечивалась разноцветными огнями. Мы наполняли кормушки для зверей и птиц, пока не остановились у замерзшего водопада. Я легла на лёд, смотрела на звёздное небо и почувствовала под собой бурлящую воду. Это была такая сила и мощь, неописуемые словами впечатления!
- Мадина, вы сыграли роль операционной медсестры в сериале «Метод Михайлова». Обучались специально каким-нибудь врачебным навыкам? Может, присутствовали на реальных операциях?
- Когда играла операционную медсестру, параллельно работала в Московском городском центре дезинфекции. Во время пандемии актёрской работы не было, и я устроилась в эту организацию. Была ответственной за отправление бригад по Восточному округу. Это был очень крутой квест – разобраться в абсолютно новой деятельности. Я была на связи с врачами, постоянно созванивалась с ними, с больницами по всему Восточному округу. Подружилась там с доктором, теперь она моя лучшая подруга, она рассказывала всякие врачебные истории. Мы работали без выходных, заявок было множество, наши бригады обрабатывали больницы, квартиры. Огромный документооборот приходилось вести. В общем, я приобщилась к медицинскому миру, и на съёмках в Питере, куда летала периодически, чувствовала себя очень комфортно.
- На что вы вообще готовы ради хорошей роли? Например, Саша Бортич для комедии «Я худею» поправилась на 20 килограмм. Вы бы смогли?
- Я могу освоить любое ремесло, мне нравится заниматься чем-то новым, получать новые знания и навыки. Конечно, я готова и на изменения во внешности. Набрать 20 кг – огромный стресс для организма, Саша Бортич настоящий герой, что пошла на такое. Думаю, каждый актёр готов на подобное, если ему поставят такую задачу в важном для него проекте.
- Вы сыграли роль в картине «Тайна Лилит» - о девушке, обладающей сверхспособностями. Насколько вы сами верите, например, в суперсилу, супервозможности, или в прорицания, предсказания, другие мистические вещи?
- На самом деле роль у меня в «Тайне Лилит» далёка от мистики. Я сыграла историю о девушке, которую похитил и держал в заточении маньяк, она основана на реальных событиях. Что касается жизни, я верю, что есть вещи, которые не поддаются логическому объяснению, определённо они существуют.
- Вернёмся к вашим ролям в Театре-студии Шиловского – Соне и Рите. Вам нравится погружаться в другое время, изучать тамошние нравы и правила поведения, носить старинные платья с кринолином, корсеты, шляпки?
- Мне вообще нравится примерять на себя разные образы: избалованной жены олигарха в спектакле «Особняк на Рублёвке», трудного подростка-рокерши в «Одноклассниках», одной из барышень в публичном доме в спектакле «Зойкина квартира». Даже маленький, незначительный элемент может сыграть в рисунке образа большую роль, например, правильный, по-особому сделанный макияж привносит много неожиданного. Я с удовольствием надеваю новые костюмы, правда, платьев с кринолином ещё не носила, корсеты тоже. Но внутренне тебя это, безусловно, меняет. Как и любой костюм, который ты, скажем, надеваешь, когда выходишь на улицу. Если человеку нравится, как он выглядит в обыденной жизни, он чувствует себя намного уверенней всегда и везде.