Игорь Джекиев - предприниматель и эксперт в Digital Health. Он рассказал о своём пути в профессии и уникальных проектах в области цифровизации ключевых сегментов здравоохранения.
Игорь, вы - выдающийся специалист в IT и Digital Health. Как вы пришли в профессию?
Я получил образование в области страхования, пенсионного обеспечения и социальной сферы. Это достаточно редкая специальность, такая кафедра есть в Государственном Университет Управления. Я работал во множестве страховых компаний России, а также в негосударственном пенсионном фонде. Одним из последних проектов для меня стала работа в Тинькофф Страховании, где я занимался созданием и запуском новых цифровых продуктов. Также я отвечал за методологическую часть: контролировал, чтобы страховые продукты удовлетворяли потребностям клиентов и соответствовали законодательству.
Когда и почему к вам пришла идея создания продуктов для здравоохранения?
После работы в Тинькофф Страховании я понял, что именно технологии и их правильное применение дают максимальный эффект. Весь мой бэкграунд связан со смежными отраслями: страхованием и пенсионной сферой. Они тесно соприкасаются со здравоохранением, поскольку страховые компании в итоге оплачивают наши медицинские счета, а пенсионные фонды выплачивают страховую пенсию, которая полагается работникам, накопившим достаточный трудовой стаж. Я уже имел солидный накопленный опыт в страховой сфере, и у меня стали появляться смелые идеи, которые было бы сложно реализовать в рамках корпораций, поэтому решил попробовать запустить свой стартап и сразу начал фокусироваться на глобальный рынок.
Каким был ваш первый стартап?
В качестве первого пилотного проекта я запустил мобильное приложение для путешественников с автоматической активацией страховой защиты. Нам удалось получить 3000 установок в день запуска и попасть в top-5 Google Global Trends. Проект прогрессировал, появились глобальные партнеры, но наступила пандемия, туристическая индустрия оказалась в тупике, и я решил изменить вектор развития. Приоритеты у всего человечества изменились. Системы здравоохранения разных стран оказались к этому не готовым к таким тектоническим изменениям, и я начал думать, как можно применить мою экспертизу в этом направлении.
Действительно, мировая медицина оказалась в тяжелом состоянии. Как вы подходили к решению новых вызовов в здравоохранении?
Еще до пандемии у меня была идея научного эксперимента, связанного с болезнью Паркинсона. После детального изучения сенсоров в потребительских девайсах я понял, что можно использовать высокоточные сенсоры в них для детектирования двигательных нарушений. Причем можно попробовать обнаруживать именно ранние стадии, невидимые визуально. На этом этапе основной сложностью стартапов является отсутствие точных медицинских данных для обучения алгоритмов ИИ. Тем не менее мне удалось получить согласие с некоторыми ведущими научными институтами которые занимаются такими нейродегенеративными заболеваниями как болезнь Паркинсона. Мы провели совместные исследования и получили первичное подтверждение, что есть теоретическая возможность обнаружения невидимого визуально раннего тремора рук через обычные смартчасы. Алгоритм стабильно и с хорошей точностью определял специфический тремор ранних стадий и отчетливо отличал его от других типов нарушений моторики рук. За этот проект мы получили международную награду, как пример инновационных подходов к трансформации здравоохранения и перед к предиктивной медицине. Дело в том, что при болезни Паркинсона критично именно раннее распознавание для эффективного лечения. В противном случае высокая вероятность негативных сценариев исхода лечения.
Это сложное, но перспективное направление, требующее множества процедур, согласований и ресурсов. Глобальные корпорации Apple, Google и другие инвестируют в это направление, и я надеюсь на прогресс в этом направлении, которое становится все более актуальным.
Как дальше продвигались ваши исследования?
Когда началась пандемия, я решил попробовать применить ИИ и данные сенсоров для респираторных заболеваний. Первичный анализ показал, что мало кто мониторит ключевой симптом как кашель, так как для этого недостаточно технических возможностей. Для тяжелых случаев используются своего рода магнитофоны. Это достаточно дорого и трудоемко.
Ко мне пришла идея создания мобильного приложения, которое автоматически мониторит кашель у людей с хроническими респираторными заболеваниями: астма, хроническая обструктивная болезнь легких, рак легких. Для валидации гипотезы я начал проверять наличие проблематики у респираторных экспертов разных стран - так я не только подтвердил свою гипотезу, но и обзавелся полезными знакомствами. С одним из них - главой научной Лаборатории по респираторным заболеваниям в одной из зарубежных стран - мы перешли к более глубокому сотрудничеству. Он фанат новых технологий и обладает глубокой экспертизой в респираторных заболеваниях. Сейчас мы проводим различные валидации на базе его лаборатории.
Как пример применения этой технологии могу поделиться одним экспериментом - во время пандемии наше приложение использовалось в исследовании для дистанционного мониторинга пациентов с Covid-19 в одной из клиник Мексики. Врачи отслеживали кашель и его частоту для контроля динамики болезни и эффективности лечения.
Какую выгоду с точки зрения развития инновационной среды приносят медицинские стартапы?
Большие данные и развитие систем искусственного интеллекта вызвали широкую волну инноваций по всему спектру процессов, связанных со здравоохранением. Это и разработка новых препаратов, и новые методы диагностики и контроля заболеваний, и медицинские девайсы. Кроме того, меняются сами бизнес-процессы, они становятся более patient-centric. Отмечу, что такие инновации отличаются в разных странах: разные подходы к контролю технологий со стороны государства и бюджеты на здравоохранение, отличается этнический состав и и культурные особенности, разные климатические зоны и характерные болезни.
Новый тренд на цифровую медицину появился в связи с уникальными возможностями персонализированной медицины. Например, сенсоры каждого девайса (умные часы, смартфоны, наушники и т.д.) создают примерно 1М измерений в день с каждого человека. Этот огромный объем данных открывает гигантский потенциал для ученых и врачей. Благодаря внедрению искусственного интеллекта в жизнь человека, увеличивается продолжительность жизни. Применение ИИ и компьютерного моделирования позволяет также быстрее находить оптимальные молекулы для исследования лекарственных средств, тем самым оказывая положительное влияние на систему здравоохранения.
В чем заключается специфика медицинского стартапа?
Медицинские стартапы значительно отличаются от остальных. Это обусловлено необходимостью получения одобрения от регулятора - в США это FDA (Food and Drug Administration) и, наверное, это один из самых строгих регуляторов наряду с ANVISA в Бразилии. Процесс прохождения проверки крайне сложен и дорог. В зависимости от степени риска FDA ранжирует проекты на категории: I, II и III. Также существует класс IV De Novo, который обозначает абсолютно новый подход - это значит у FDA нет четких регламентов, как проводить валидацию такой технологии. Если у вас есть технология, которая подразумевает применение AI алгоритмов, могут быть сложности как с валидацией, так и со стоимостью. Дело в том, что у FDA пока еще не всегда есть четкие регламенты по валидации таких алгоритмов. Отчасти это связано с тем, что ИИ работает по модели “черного ящика” и бывает сложно объяснить принятые ИИ решения и полученные результаты. Однако каждый год все больше и больше ИИ технологий получают такое разрешение, и это хороший знак. Соответственно, такие длительные и сложные бюрократические цепочки являются дополнительными рисками, которые не любят потенциальные инвесторы, поэтому большинство медицинских стартапов являются ответвлением известных университетов, институтов и фармакологических кампаний.
Какие наиболее типичные ошибки можно наблюдать при запуске медицинских стартапов? Чего, на ваш взгляд, стоит избегать?
Распространенная ошибка - это думать только о технологии и не уделять внимание валидации с самого начала. Если вы начали разработку проекта без учета требований регулятора, соблюдения нормативов сбора данных, обучения алгоритмов, вам придется все переделывать. Необходимо провести исследования и желательно найти партнеров в медицинской среде, профильные клиники, которые будут готовы провести вместе с вами клинические подтверждения. Конечно, важно найти и пациентов для сбора цифровых данных. Кроме того, не стоит забывать о плане продвижения продукта: искать интересные ниши и незакрытые потребности клиентов.
Хочу дать совет: нужно понимать специфику этой непростой и сложно регулируемой отрасли, поэтому стоит советоваться с понимающими нюансы экспертами или иметь таких в команде или как консультантов.
Расскажите, над чем вы работаете на сегодняшний день?
В последнее время я занимаюсь разработкой новых ИИ технологий для пациентов с хроническими респираторными заболеваниями. Сейчас мы проводим исследовательский проект совместно с Пульмонологической Лабораторией в Аргентине. В случае успеха мы надеемся улучшить качество жизни для пациентов с хронической Астмой, ХОБЛ и другие заболеваниями дыхательных путей, которые распространены у порядка 5% населения планеты.
Несколько лет назад Вы получили награду Global Award в международном конкурсе Healthy Longevity Global Challenge. Что это для вас значит?
Я воспринимаю это как это признание моих идей и исследований со стороны ведущих мировых ученых и научного сообщества. Для меня это подтверждение проблематики и вектора технического развития, имеющих серьезное практическое и научное значение в области здравоохранения. Благодаря этому увеличился круг людей, которые ознакомлены с результатами моей работы, так как мне показалось, что ее значение достаточно высоко оценивается в профессиональном сообществе.
Что посоветуете бизнесмену, желающему открыть медицинский стартап?
Очень важно находить сильных отраслевых партнеров, они знают изнутри проблемные зоны и “белые пятна”, без этого бывает сложно прогрессировать или выбрать вектор развития. Хотя конечно, нужно иметь в виду риски таких сотрудничеств с лидерами рынка. Если у вас действительно прорывная идея или технология, у сильного партнера может быть достаточно своих ресурсов чтобы реализовать это самостоятельно. Конкуренты тоже не спят: старайтесь, чтобы партнер был в вас сильно заинтересован и у вас всегда был козырь в рукаве.
Также нужно понимать границы регуляторных ограничений, иначе у вас возникнут проблемы с регулятором и инвесторами. Если есть возможность, начинайте с Wellness категории, которая не подлежит регулированию, потенциально это хороший стартовый трамплин. Полезным будет заводить новые контакты, научные связи и корпоративных партнеров, искать различные гранты и премии.
Каким вы видите систему здравоохранения будущего?
Я вижу медицинские прорывы в следующих направлениях: научные открытия (например, новые поколения вакцин и иммунотерапии, нанотехнологии, открытия в области исследования мозга и неврологии, а также в области снижения когнитивных способностей, в том числе, болезнь Альцгеймера), новые медицинские технологии (3D-принтинг органов, имплантов и бионических деталей, точная и персонализированная медицина, роботы-хирурги, ассистенты с ИИ). Подобные технологические изменения области здравоохранения должны положительно сказаться и на трансформации бизнес-процессов, и на улучшении телемедицины, и на дистанционном мониторинге пациентов.