> «Она дает возможность совмещать несколько разных продуктов», - Павел Сикачев о специфике цифровой экосистемы и работе в Mars - Аргументы Недели

//Интервью 13+

«Она дает возможность совмещать несколько разных продуктов», - Павел Сикачев о специфике цифровой экосистемы и работе в Mars

21 июня 2023, 13:40 [«Аргументы Недели», Егор Кагарлинский ]

Павел Сикачёв - эксперт в Product Management. Он работал в компании Mars, где запустил на рынок новейшие технологические проекты. Сегодня он работает в Depix.ai на позиции Product Lead. Павел рассказал о карьерном пути и цифровой экосистеме.

 

Давайте начнем с того, как начался ваш путь в IT?

 

Изначально я занимался развитием бизнеса и маркетинга: тестировал гипотезы, занимался рекламой и продвижением продуктов онлайн. В продакт менеджмент я пришел через бизнес девелопмент, мне хотелось больше влиять на продукт, чтобы адаптировать его под нужды пользователя. Я работал в JivoChat - международный бренд Jivosite - развивал продукт на рынке США и запускал в европейских странах, конкурируя с гигантами рынка Intercom и Zendesk. Развивал международный маркетплейс люксовых товаров James Edition в роли лидера продукта, а в середине пандемии Covid-2019 присоединился к Mars Petcare - производитель питания для домашних животных. 

В период моей корпоративной карьеры в Mars в роли директора по продуктовому менеджменту и главы Kinship (подразделение Mars Petcare), я видел, как мои зарубежные коллеги активно применяли накопленные за десятилетия данные о здоровье животных для создания моделей прогнозирования и успешно создали несколько уникальных продуктов. Это меня очень вдохновило в дальнейшем.

Сейчас я в том числе активно делюсь накопленной экспертизой и участвую в роли жюри в хакатонах и премиях с фокусом на IT продуктах, инновациях и опыте пользователей, одной из таких премий была CX World Awards, самая большая, широко известная и признанная всеми участниками рынка профессиональная Премия в индустрии клиентского опыта.  

 

Объясните как эксперт, что такое цифровая экосистема?

 

Цифровая система — это система, состоящая из нескольких продуктов, которые взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Тем самым они дают больше ценности пользователю, закрывают больше болевых точек и приносят большую устойчивость и прибыль бизнесу. 

Компании создают цифровые экосистемы для стимулирования создания ценности, инноваций и установления конкурентного преимущества. Эти экосистемы интегрируют различные продукты и услуги для предоставления комплексного и бесшовного опыта клиента, повышая лояльность клиентов и доходы. 

Цифровые экосистемы также порождают сетевые эффекты, увеличивая ценность экосистемы по мере присоединения новых участников, что может создать цикл роста и дальнейшего укрепления конкурентного положения экосистемы. Кроме того, они повышают уровень удержания клиентов, поскольку стоимость и неудобство перехода к новой экосистеме становятся сдерживающим фактором. Наконец, эти экосистемы предоставляют компаниям обширные данные о поведении пользователей и их предпочтениях, позволяя им улучшить свои предложения, персонализировать маркетинг и принимать обоснованные стратегические решения.

 

В чем специфика такой бизнес-модели и в чем ее преимущества перед другими?

 

Специфика этой бизнес-модели заключается в том, что она дает возможность совмещать несколько разных продуктов и конструировать из них новые. Это помогает закрывать больше потребностей клиентов и пользователей, быть более интересным для них и оставаться конкурентоспособными на рынке.

Эта модель предусматривает различные типы систем: они бывают открытыми, закрытыми и комбинированными. На своем карьерном пути я больше работал с открытой системой, где есть возможность соединять воедино продукты внутри корпорации.

 

Вы создали цифровую экосистему из 4 продуктов для домашних животных в Mars, вы отвечали в данном проекте за цифровую экосистему?

 

Конечно, в случае с Mars открытая система позволила соединить несколько продуктов, находящихся в разных подразделениях бизнеса, и привлечь сильных партнеров за пределами компании. В нашем случае это сервисы для питомцев, которые используют владельцы чтобы лучше за ними ухаживать.

Таким образом бизнес использует сервисы и выстраивает пользовательский путь, на протяжении которого в игру вступают различные продукты. Например, на этапе приобретения питомца это MarketPlace, где можно выбрать питомца из приюта или от заводчика, в дальнейшем это возможность контроля здоровья животных на площадке Petstory, где представлен большой выбор врачей.

 

Расскажите подробнее о вашей работе: что входило в ваши обязанности, каких успехов вы добились?

Я руководил кросс-функциональной командой из нескольких менеджеров. В рамках нашей стратегии мы строили первую экосистему для ухода за питомцами и их здоровьем в регионе. Наша миссия заключалась в том, чтобы сделать мир для питомцев лучше через создание наших цифровых продуктов для заботы о них. У нас было несколько продуктовых команд, сфокусированных на отдельных платформах, а также отобранная и специально обученная команда врачей для того, чтобы гарантировать качество нашего продукта. 

Мы запустили 3 цифровых продукта в различных нишах: от приобретения питомца, до доставки еды по подписке и страхования. Помимо этого, мы масштабировали уже имеющиеся продукты. 

Наше приложение Pet Story стало знаком качества ветеринарных онлайн-консультаций с оценкой 4,8 в аппстор. А маркетплейс для животных Kinpet стал важным для рынка решением, которое делает рынок приобретения животных прозрачным и понятным для новых владельцев, а также поддерживает профессионалов в их работе.

 

С какими трудностями вы столкнулись в работе и как их преодолели?

 

Основная сложность в этой работе — это Buy-in партнерства внутри и снаружи компании, а также интеграция с партнерами. У Mars было большое преимущество — это мировой бренд, который зарекомендовал себя на рынке, но тем не менее и мне, и моей команде приходилось пробивать стены для создания новых предложений на рынке. Обычно компании такого размера трепетно относятся к новым проектам и имеют высокие требования к запуску новых. В строительстве нашего внутрикорпоративного стартапа коллеги помогли найти наиболее эффективные пути и ускорять процессы. 

При работе над некоторыми из продуктов мы поняли, что опережаем развитие рынка и далеко не все клиенты готовы пользоваться всем нашим портфолио. Мы сразу предприняли меры по адаптации нашей продуктовой стратегии под современные реалии.   



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте