Философ-математик Нина Ищенко: Я среди тех, кто сохраняет русскую культурную идентичность Луганска
22 марта 2023, 08:40 [«Аргументы Недели», Анна Шершнева ]
Может ли один человек быть одновременно и «физиком», и «лириком»? Принято считать, что не может и является обычно или приверженцем точных расчётов и анализа математического, или гуманитарного, образного восприятия. Сегодня читатели «Аргументов недели» смогут пообщаться с уникальным универсалом, который соединил эти разновекторные направления и сосредоточил в себе сознание философа и инженера высших материй, а также чётко и рационально мыслящего математика. Знакомьтесь, Нина Ищенко – философ, культуролог, литературный критик из Луганска. Девушка талантлива и безусловно одарена. Она автор множества интересных и познавательных книг, редактор-составитель сборников прозы и поэзии. Мы говорим о философии во фронтовой жизни Донбасса, творчестве и культурном фоне героического города.
– Нина, приветствуем на страницах «Аргументов недели»! Давайте знакомить читателей с луганским философом и культурологом! Расскажите о себе, пожалуйста.
– Я философ, культуролог, литературный критик. Редактор сайта новостей культуры «Одуванчик». Член Союза писателей ЛНР, Философского монтеневского общества Луганска.
В 1999 году я закончила физико-математический факультет Луганского педуниверситета. Одно время работала по специальности: преподавала физику и математику. В настоящее время я работаю доцентом кафедры философии Луганского государственного аграрного университета и веду активную литературную и философскую жизнь.
– Вы также из гражданских «фронтовиков», всю войну находитесь в Луганске. Что тяжелее всего переживать в лихолетье?
– Тяжелее всего дается неопределенность и бесперспективность, ощущение безнадежности и отсутствие горизонта, рассогласованность восприятия событий на фронтире и по ту сторону границы РФ. Бытовые проблемы переносятся довольно легко, если есть цель и сверхзадача. Восемь лет военных действий и военных бедствий воспринимались здесь, на границе, как агрессия Украины не только против Донбасса, но и против всей России, в то время как в самой России это было что-то далекое и не актуальное. Как мы теперь знаем от самого Президента РФ, российское руководство честно пыталось все эти годы соблюдать Минские договоренности, то есть втиснуть восставший Донбасс в состав Украины. Все наши жертвы и преодоление трудностей должны были привести нас обратно в антирусскую атмосферу, где оправдываются и процветают гонения на православие, насильственная смена идентичности, восхваление нацистов и символический каннибализм. Это и было самым тяжелым – ощущение напрасной жертвы. Преодолевается это ощущение только самой жизнью, стратегией короткого горизонта, отсутствием долгосрочных планов, стремлением выполнить свою задачу здесь и сейчас. Человеку очень трудно жить без перспективы, и потому 2022 год был встречен с облегчением: наконец-то цели ясны и движение идет не в пустоте.
– Ваша книга «Город на передовой. Луганск-2014» из тех самых воспоминаний о свалившейся на Донбасс беде?
– В основу книги «Город на передовой. Луганск-2014» легли дневниковые записи, которые я делала осенью и зимой 2014-го года в Луганске. Я была свидетелем и участником возрождения Луганска после полномасштабных военных действий и гуманитарной катастрофы лета 2014-го. И тогда, публикуя свои дневниковые записи в своем живом журнале я старалась рассказывать не о своих трудностях и проблемах, а о городе, который пережил войну и который возвращался к жизни. Это было удивительное и волнующее переживание: город, который убивали, не погиб, он оживал, постепенно восстанавливался, наполнялся людьми, машинами, светом. Это было обыкновенное чудо – победа над смертью. Это было самое невероятное и прекрасное, что я видела в своей жизни.
В дальнейшем дневниковые записи были оформлены в рукопись, которая была опубликована на сайте военной прозы «Окопка» и в сборнике «Донбасс в огне».
Книга «Город на передовой. Луганск-2014» представляет собой дополненный и расширенный вариант текста, в котором я стараюсь показать исторический и современный контекст луганских событий.
– Что Вам помогло пережить все исторические испытания?
– Семья, друзья, вера в Бога и навыки самостоятельной системной работы в гуманитарной сфере. Войну я встретила в браке, с двумя детьми. Все мои родные, живущие в разных городах Донбасса, смогли пережить эти девять лет войны. Мой муж Александр был мобилизован в феврале 2022-го и погиб на фронте в мае 2022 года. Это очень тяжелая потеря, и образовавшуюся пустоту невозможно заполнить. Но мир уцелел – остались друзья, работа, интересные дела. После 2014 года многие поняли, что ничего нельзя откладывать на завтра. Как написала Елена Заславская, «завтра может не быть света, а может и меня не быть». Если что-то стоит сделать, нужно делать это сегодня. В 2016 году я поступила в аспирантуру по философии культуры, в 2019 году защитила кандидатскую диссертацию по культурным основам модернизации России, редактировала и писала книги, преподавала, участвовала в научной жизни города и страны. Все эти годы войны я среди тех, кто сохраняет русскую культурную идентичность Луганска, и это немало. Это дает перспективу, открывает горизонт и позволяет преодолеть трудности.
– Как вообще восприняли события в Донбассе с Русской весны до СВО?
– Русская весна – это восстание Донбасса против антирусской политики Майдана. Это полностью реактивное движение, вызванное агрессией Киева. В начале весны 2014 года в Луганске проводились постоянные митинги против Майдана. Во всех городах и селах Донбасса тысячи людей вышли на улицы в надежде быть услышанными в Киеве. Самые важные требования этих митингов легли потом в основу Минских соглашений. Резолюция мартовских протестов в Донбассе включала три главных пункта: амнистия всем, кто выступил против Майдана; федерализация Украины и предоставление Донбассу автономии; признание русского языка в качестве государственного. В случае отказа властей удовлетворить эти требования жители Донбасса оставляли за собой право обратиться за помощью к братскому русскому народу. Все эти требования не были выполнены ни весной 2014-го года, ни в ходе Минских соглашений вплоть до выхода из них России и Республик в 2022 году.
В начале мая проводится Референдум о выходе Луганской области из состава Украины. По результатам референдума 11 мая 2014 года провозглашается Луганская Народная Республика. Я и моя семья проголосовали на этом Референдуме, чтобы показать украинской власти и всему миру, что события в Донбассе – не результат действий кучки террористов, а сознательный выбор большинства здешних жителей. Многие надеются, что в такой ситуации Киев пойдет на диалог с республиками и их народом.
Однако вплоть до 2022 года Киев так и не признал Республики субъектом переговоров. На территориях Донбасса, впоследствии захваченных Украиной, организаторы референдума преследуются, подвергаются пыткам и уничтожаются. Участие в референдуме 2014 года становится на Украине уголовным преступлением. Для украинского общества участие в референдуме – достаточное основание, чтобы применить против восставшего Донбасса тяжелую артиллерию и авиацию.
– Почему вы стали заниматься философией и литературной критикой?
– Я закончила физмат, потому что всегда интересовалась осмыслением реальности. Постепенно пришло понимание, что философия дает более общую картину, работает с разными вариантами мировоззрений, занимается осмыслением самой познавательной деятельности. Если каждую науку можно представить как комнату в дворце познания природы, то философия – это карта всего здания. Кроме того, в мире, где идет постоянная борьба за человеческое внимание, философия является школой критического мышления, она позволяет отличать реальное от виртуального, аргументацию от манипуляции, и защитить себя и свое время от охотников за разумом. В мире идей ничего не умирает. Давно отжившие теории получают виртуальную упаковку в сети, набирают себе сторонников, заставляют людей действовать по плану, давно известному. Люди теряют на этом годы своей жизни и в конце концов оказываются в тупике, который прекрасно видно на философской карте. Философия – это карта всего интеллектуального мира человечества, персональный файервол в мире Интернета и пространство для творчества. Война, начавшаяся в 2014 году, заставила осознать эти моменты и сосредоточиться на главном.
Литературная критика – это применение философского анализа к конкретным произведениям, как современных авторов, так и классических писателей. Особое внимание я уделяю творчеству донбасских писателей, творивших после 2014 года. Это Елена Заславская, Александр Сигида, Андрей Чернов. Одна моя книга посвящена литературному циклу современной российской писательницы Веры Камши «Отблески Этерны». Из классиков немало внимания я уделяла японскому писателю Кэндзабуро Оэ, который пережил Вторую мировую и скончался в марте 2022 года. Он дал в своем творчестве гениальную модель американизации, показав культурные основы процессов, происходящих сейчас на Украине.
– Расскажите, пожалуйста, что такое Философское монтеневское общество Луганска. Какие темы поднимают его участники, что обсуждают?
– Философское монтеневское общество (ФМО) представляет собой уникальный историко-культурный феномен интеллектуальной жизни Луганска, формируя пространство коммуникации для людей, интересующихся гуманитарными науками, независимо от их габитуса и статуса в научном поле. Традиция заседаний ФМО продолжается более трех десятилетий, и функционирует как своеобразная форма культурной памяти и одним из механизмов сохранения культурной идентичности Луганска.
ФМО существует в Луганске с 1990 года. Общество названо в честь Мишеля Монтеня, французского скептика, который жил в эпоху религиозных войн, был противником абсолютных авторитетов и утверждал, что любую точку зрения можно подвергать критике. На заседании Философского монтеневского общества можно выступить с докладом на философскую, культурологическую, политологическую тему. Это может сделать любой желающий, рекомендованный членами совета ФМО. За прошедшие три десятилетия на ФМО делали доклады студенты и аспиранты, кандидаты и доктора наук. Заседания проходят каждую среду учебного года.
Хотя многие из докладов, сделанных на ФМО, легли в основу научных статей и диссертаций, долгие годы общество не издавало своих докладов. Нападение Украины на Донбасс в 2014 году и погружение Луганска в ситуацию войны показало участникам ФМО, что сохранение культурной памяти города зависит только от них. Часть интеллектуалов в 2014 году приняла сторону Украины и уехала из Луганска, но в городе осталось достаточно мыслящих людей чтобы не только возобновить заседания, но и начать издавать сборники докладов ФМО – впервые за всю его историю.
Доклады ФМО возобновились в ноябре 2014 года, вскоре после завершения летней осады Луганска, когда не во всех районах города еще был свет, газ и вода. С 2015 по 2022 года на спонсорские средства малым тиражом опубликовано семь сборников: «На грани мира и войны» (2015), «Четверть века с философией» (2015), «Донбасс в огне» (2017, второе издание в 2019), «Колышется русское поле… Внемли, Русский мир!» (2019), «Монтень в Луганске» (2020), «Донбасс: философия фронтира» (2021), «Философ на войне» (2022).
– Какие культурные события проходят сейчас в Луганске? Что помогает луганчанам не потерять интерес к искусству?
– В Луганске работают два театра, несколько кинотеатров, филармония, цирк, много библиотек, включая научную библиотеку Горького, где действуют разные клубы по интересам и заседает ФМО, Академия Матусовского, где дается концерт каждый четверг в рамках проекта «Красная площадь, 7», а также раз в год ставится опера. Кроме того, в городе проводится театральный фестиваль, приезжают с гастролями театры, певцы и музыканты. В ЛНР работает единственное книжное издательство «Арголит», зато существует несколько писательских союзов и объединений, как общероссийского, так и республиканского уровня. Работает Союз художников ЛНР. Писатели, артисты, художники, деятели культуры ЛНР участвуют в различных проектах как в границах республики, так и на международном уровне.
К искусству нельзя потерять интерес во время войны. Война не создает, но проявляет смыслы, дремлющие в тихой повседневности. Если нет смысла заниматься искусством на войне, то нет смысла заниматься им вообще. Выражение себя с помощью искусства – неистребимая черта человека, и на войне она реализуется так же, как и в мирное время.
– Расскажите о творческих планах на текущий год. Порадуете читателей новыми образными и познавательными работами?
– Как преподаватель я работаю над учебником философии и планирую создать учебник по религиоведению в сотрудничестве с другими философами Луганска.
В качестве редактора занимаюсь книгой «Литературные расследования». Это вторая часть «Опытов пристального чтения», посвященных Владимиру Карбаню, луганскому интеллектуалу, искусствоведу, любителю поэзии, литературному критику. Его критические опыты пристального чтения стихов Елены Заславской были опубликованы отдельной книгой после его безвременной смерти в 2020 году. В 2023 году планируется выход книги «Литературные расследования», где смыслы стихов Елены Заславской исследуют разные критики, включая Арсентия Атояна, Виталия Даренского, Ольгу Бодрухину. Будут в книге и мои критические статьи.
Также у меня есть проект книги о цивилизационной идентичности и замысел новых платоновских диалогов, где собеседниками выступят наши реальные современники, обсуждающие в сети разные философские вопросы, от теологии и рациональности до проблемы универсалий. Не знаю, осуществится ли всё в текущем году, но буду над этим работать.