23 марта в Шереметевском дворце – Музее музыки откроется V Всероссийская выставка скрипичных мастеров. За пять лет этот проект, основанный несколькими энтузиастами, превратился в крупнейший в стране форум, собирающий на одной площадке изготовителей и реставраторов смычковых музыкальных инструментов, представителей экспертного сообщества, исполнителей-струнников и широкий круг любителей музыки.
Программа пятой выставки включает не только экспозицию, но и ряд концертных выступлений ведущих музыкальных коллективов, мастер-классы, открытые уроки, конференцию по новым технологиям в постройке музыкальных инструментов. Центральным событием форума станет конкурсное прослушивание инструментов.
Подробнее о выставке, прослушиваниях и тонкостях профессии рассказывает художественный руководитель проекта, скрипичный мастер и реставратор, создатель интернет-ресурса «Музыкальный мастер» Рафаил Ароев:
– Расскажите вкратце, как развивался проект, и какой будет пятая выставка?
– Идея возрождения скрипичных выставок (первая была проведена в Санкт-Петербурге в 1913 году) принадлежала Александру Злотникову, одному из старейших российских мастеров, и Владимиру Кошелеву, хранителю коллекции музыкальных инструментов Музея музыки. Я взял на себя организационные вопросы. В 2019 году проект состоялся благодаря поддержке Михаила Горонка, до недавних пор единственного российского массового производителя смычковых инструментов. Выставки держались главным образом на энтузиастах. В них участвовало около полусотни мастеров со всей страны.
В этом году нас поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Благодаря этому проект приобрел другой масштаб, вышел на новый уровень. Сейчас с нами сотрудничают уже более 150 человек, которые так или иначе связаны со сферой производства смычковых музыкальных инструментов. Конечно, не все смогли приехать, поэтому мы организовали прямые трансляции с концертов и мастер-классов.
Особенно важно, что представленные на выставке инструменты будут звучать в концертах.
– Основная интрига нынешней выставки – прослушивания инструментов. Поделитесь подробностями?
– Они будут проводиться по методу «двойных слепых»: ни исполнитель, ни эксперты не будут знать, что за инструмент звучит в данный момент. Поэтому оценки будут выставляться беспристрастно, а результат нельзя предсказать заранее.
Мы пригласили в жюри народного артиста России Михаила Гантварга, заслуженного артиста России Аркадия Штейнлухта, других известных музыкантов. А играть во время прослушиваний будет солист Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии Илья Козлов. В затемненных очках, за ширмой. Оценивать будут по ряду характеристик, с присуждением баллов по каждому параметру. Потом баллы будут суммироваться. Кстати, Илья Козлов тоже примет участие в оценке. Он будет заполнять протокол в перерывах.
– Сюрпризов Козлову не приготовили - с альтом, например?
– Нет, но идея хорошая. На пресс-конференции Илья сказал, что было бы интересно «разбавить» новые инструменты парочкой старых. Возможно, мы так и сделаем. Если заранее знаешь, что инструмент старинный, то и играешь на нем уважительнее, что ли. А вот как обернется на прослушиваниях – посмотрим.
– А Ваш инструмент будет на прослушивании?
– Нет, только на выставке. В двойных слепых я буду ведущим, поэтому свою скрипку с конкурса намеренно снял, чтобы избежать конфликта интересов.
– Сколько всего инструментов прозвучат на испытаниях?
– Двадцать пять, может быть, двадцать семь. Хотя на выставке представлены работы тридцати мастеров. Ряд мастеров специализируется на смычках.
– Илья будет играть своим смычком?
– Да.
– Что получит победитель в качестве награды?
– Большой плюс к репутации и внимание общественности, что немаловажно. Вечером 23 марта, после прослушиваний, мы объявим победителей, и все желающие смогут послушать звучание скрипок-фаворитов в Белом зале во время выступления камерного оркестра «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа.
– В экспозиции на этот раз представлены только классические модели инструментов, или есть экспериментальные, в духе В. А. Разумова, например?
– В прошлом году на выставке была разумовская скрипка из личной коллекции Кошелева. Была шведская никельхарпа (народный клавишный смычковый инструмент). В этом году все тридцать мастеров показывают классические инструменты. Зато целых три мастера представили собственные комплекты (скрипка, альт, виолончель). На мой взгляд, это огромное достижение, которое говорит о высоком мастерстве изготовителя.
– Новые технологии, как то - фрезерные и лазерные станки, 3D-моделирование, конечно, сильно облегчают процесс постройки инструмента, но не вытеснят ли они мастера-одиночку из профессии? Особенно, если дело дойдет до компьютерного моделирования звучания инструментов?
– Ну, моделированием звучания в зависимости от материалов и формы сейчас занимаются только редкие ученые в лабораториях. До практики пока очень далеко. Станки очень экономят время и оптимизируют процессы, особенно в массовом производстве. Вот, китайцы добились очень впечатляющих результатов. Но интуицию и опыт мастера пока заменить невозможно.
– К вопросу импортозамещения. Многие современные отечественные скрипки вполне конкурентоспособны. А струны?
– Производство струн – процесс сложный и трудоемкий. Существующие российские образцы способны полностью закрыть потребности в процессе обучения, но создать отечественные струны для концертного исполнительства еще только предстоит.
– А какие струны предпочтительнее?
– Это зависит от конкретного инструмента. Вообще, со струнами много экспериментировали. Известны записи экспериментов Страдивари. Паганини на принадлежавшую ему гварнериевскую скрипку «Il Canone» (“Пушка”) ставил виолончельные струны. Общее предпочтение в наше время – жильные струны в обмотке. В серебряной, например.
– А как вообще становятся скрипичными мастерами?
– До недавнего времени это был цех, в котором ремесло передавалось от отца к сыну или в рамках школы, по организации сильно напоминающей школы восточных единоборств. Сейчас в нашей стране в институте имени Гнесиных открылась кафедра по реставрации инструментов. Пока это единственное учебное заведение.
– Кстати, о школах и мифах, сложившихся вокруг них. Есть знаменитый миф о скрипичном лаке…
– Да-да. Великий миф. И кто я такой, чтобы его развеивать? Тем не менее. Любой инструмент лучше звучит вообще без лака. Но очень быстро приходит в негодность и разваливается. А лак обеспечивает инструменту долгую жизнь. И лак старинных скрипок – это то, благодаря чему их дерево, претерпев все процессы изменения, дожило до наших дней. В данном случае мы имеем дело не с «волшебным» лаком как таковым, а с результатом сложного, длительного процесса.
– Спасибо, очень интересно. Есть ли идеи по поводу следующей выставки?
– Нужно пока эту провести. Но, возможно, в будущем году мы попробуем расширить экспозицию за счет барочных и других родственных струнных инструментов. Впрочем, это пока не точно.