> «Задач всегда намного больше, чем ресурсов», - Тихон Рощупкин о современных командах логистики - Аргументы Недели

//Интервью 13+

«Задач всегда намного больше, чем ресурсов», - Тихон Рощупкин о современных командах логистики

10 декабря 2022, 14:57 [«Аргументы Недели», Снежана Сарымова ]

Бывший технический директор Яндекс.Маршрутизации Тихон Рощупкин рассказал о сложных задачах и принципах работы логистической команды.

 - Какие задачи вы решали в рамках проекта Яндекс.Маршрутизация?

- Как технический директор, я определял дорожную карту развития продукта, учитывая потребности клиентов, отвечал за управление командой разработчиков, аналитиков и других технических специалистов, принимал решения по архитектуре продукта, выбору технологий и оптимизации процессов разработки, помогал в определении технических требований для маркетинговых кампаний, принимал участие в предпродажных и послепродажных встречах с клиентами и обеспечивал техническую информацию для продажи продукта, проводил исследования конкурентных решений и тестировал новые инструменты. В моем подчинении была команда из 50 профессионалов. Кроме того, я был и СРТО, то есть отвечал за продукт. 

- Вы говорили, что Яндекс.Маршрутизация стала прорывным проектом в области логистики. Почему?

Да, верно. Это действительно прорывной проект, потому что Яндекс на 5 лет опередил аналогичное решение от Google. Когда я уходил, Яндекс.Маршрутизация ежедневно строила маршруты для 30 тысяч машин. Сейчас проект помогает компаниям экономить на доставках сотни миллионов рублей в год, влиять на экологию и оптимизировать маршруты скорой помощи. Например, недавно Яндекс.Маркет сообщил, что благодаря использованию сервиса, ему удалось сэкономить 5000 тонн выбросов углекислого газа. Клиентами сервиса являются такие крупные компании как Утконос, «Райффайзенбанк», Почта России и Перекресток. Это вызывает гордость.

Сегодня международными конкурентами Яндекса можно считать Onfleet и Bringg, однако так как Яндекс.Маршрутизация действительно стала прорывным проектом в области логистики, она развивается намного быстрее. 

- На сколько в работе технического директора были важны софт скиллы?

Софт скиллы важны для любого руководителя, а на уровне директора они важны вдвойне. Во-первых, технический директор отвечает за атмосферу в направлении и тем самым задаёт, что можно и что нельзя, так что от него во многом зависит поведение всех сотрудников в подразделении. Во-вторых, нужно успешно коммуницировать с руководителями других подразделений, так как от качества этой коммуникации зависит успех совместной работы над проектом. В-третьих, нужно уметь нанимать руководителей команд с развитыми софт скилами. В-четвертых, надо участвовать во внешних встречах с клиентами и понимать и их потребности, и мотивации каждого отдельного сотрудника с той стороны. В целом в решении коллективных задач, из которых состоит работа руководителя, очень важны софт скиллы, которые помогают организовать работу команды.

Расскажите о главных, на ваш взгляд, принципах работы команды, делающей продукты для логистики?

Пожалуй, главный принцип – это быть в наилучшей связи с реальностью, всегда слушать рынок и понимать его потребности. Второй принцип – приоритезация. Задач всегда намного больше, чем ресурсов, поэтому надо делать важное и не делать неважное. Раз в год я проходился по задачам, которые давно уже ждут в очереди на разработку и обнаруживал, что они когда-то казались необходимыми, но приоритезированный отсев раз за разом их отодвигал и со временем уже понятно, что эти задачи на самом деле не нужны, а они требовали несколько человеко-лет в разработке. Если бы мы их сделали, то просто потеряли бы время, а с приоритезацией мы это время выиграли. Третий принцип – всегда работать над сонаправленностью усилий команды. Люди так устроены, что без создания общих целей и ритмов они со временем начинают немного отклоняться от общего курса. В менеджменте главное регулярность: всегда должна быть система встреч и ритуалов, которые напоминают команде, почему то, что они делают – это важно для общего успеха. Эти принципы универсальны и применимы не только в логистике, но тем они ценнее. 

К чему вы стремитесь в будущем?

В будущем мне хочется добиться успеха собственного проекта. Меня вдохновляет путь инноватора, который через метод проб и ошибок понимает, как сделать жизнь людей лучше. В результате получается нечто самостоятельное, живущее само по себе. К примеру, если заменить всех людей в компании на новых, то компания всё равно продолжит жить и приносить пользу клиентам. Получается, что создать успешную компанию – это акт творчества в наилучшем смысле. Сейчас я как раз начал свой проект вместе с моим партнёром. Это, безусловно, тяжелый и рискованный путь, но наша цель мотивирует нас двигаться к успеху. 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте