Философ Виталий Даренский: «Русская армия удерживает мир от зла»
№ () от 13 декабря 2022 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]
Украинская православная церковь (УПЦ) Московского патриархата сохраняла безусловную принадлежность к РПЦ до мая этого года (в пику киевским властям и созданной ими ПЦУ). Но в ходе СВО верхушка УПЦ дрогнула – отреклась от Патриарха всея Руси. Однако, как показали недавние события, УПЦ это не спасло: против неё, особенно против её пророссийских клириков, начались репрессии. И неудивительно – зачем киевским властям нужна в каком-либо виде УПЦ, если у них есть антироссийская ПЦУ? Таким образом, военное противостояние между Россией и Украиной приобрело отчётливый религиозный характер. Речь идёт не просто о церковно-административном переподчинении, а о духовном понимании истории: согласно русскому православию, России предписана особая роль. Гость «АН» – профессор Луганского государственного университета доктор философских наук Виталий ДАРЕНСКИЙ.
– Ключевым в нашем разговоре будет богословское понятие «катехон».
– Совершенно верно. По-гречески оно означает – «удерживающий». В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), заключительной книге Нового Завета, подробно рассказано, что в конце земной истории власть над миром получит слуга дьявола – Антихрист. А в другой книге Нового Завета, Втором послании к фессалоникийцам, говорится, что этого не произойдёт до тех пор, «пока не будет взят от среды удерживающий». Понятие «удерживающий» объяснил Иоанн Златоуст, один из трёх вселенских святителей и учителей: речь идёт о христианской Римской империи, удерживающей мир от зла. Другое объяснение (его разделял епископ Феодорит Кирский. – Прим. «АН») таково: удерживающий – это Святой Дух (вездесущая ипостась Бога в христианстве. – Прим. «АН»). Эти два объяснения друг другу не противоречат – наоборот, дополняют друг друга.
– О Римской империи. В 395 году она распалась на западную, просуществовавшую лишь около века, и восточную, которая, хотя историки называют её Византией, продолжала называть себя Римской империей (на Руси её жителей звали ромеями). Столица Византии, Константинополь, пала под ударом турок в 1453 году, и перед константинопольским священноначалием встал вопрос о духовном правопреемстве. В 1480 году Россия окончательно освободилась от монгольского ига, став единственным на тот момент суверенным православным государством, и в следующем веке константинопольский патриарх даровал Русской церкви автокефалию (независимость). Он указал в своей уложенной грамоте, что Москва отныне – Третий Рим.
– Да, роль катехона перешла к России. Замечу, что особое внимание на понятие «катехон» обратили в белой эмиграции: как считалось, миссию удерживающего исполняла русская монархия, а теперь, после её гибели, мир покатился к апокалипсису. Лично я согласен с тем, что 1917 год с последующими гонениями на верующих – это своего рода репетиция конца света, однако катехон к одной лишь монархии не сводится.
Любопытнейший факт: 13 октября 1917 года митрополит московский Тихон направил Синоду донесение о том, что в селе Коломенском в подвале храма обнаружена икона Богородицы, где она изображена как царица – с короной, скипетром и державой. «Державная икона Божией Матери» – так назовут её впоследствии. «По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения – протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше)…» – говорится в донесении митрополита. Если искать мистическое объяснение этой находке, то напрашивается такая мысль: в связи с гибелью монархии Божия Матерь напомнила, что цари приходят и уходят, а Покров Богородицы всегда над Россией. Святая Русь осталась жива даже и под игом богоборцев. Именно роль катехона суждено ей было сыграть в 1945 году.
– Известный философ, библеист, историк Сергей Аверинцев написал: «Великая мечта о Святой Руси была создана русским благочестивым фольклором, а позднее, уже в XIX веке, подхвачена и переосмыслена идеологией и литературой славянофильства, и как её ни оценивать – вероучительного статуса в русском православии она не имеет».
– Аверинцев тут не совсем прав. Понятие «Святая Русь», конечно, не входит в Символ веры (молитва, в которой задокументирован перечень основополагающих догматов христианского вероучения. – Прим. «АН»), но определённый вероучительный статус оно имеет как аналог того, что называют «Новым Израилем». Новый Израиль – это, согласно христианскому богословию, совокупность верующих в Господа Иисуса Христа, собранных под Его началом, объединённых любовью и послушанием Богу, а также взаимной любовью друг к другу. Именование народа Божия, христиан, Новым Израилем имеет основание в Священном Писании. Христос возвестил: «Многие (народы. – Прим. «АН») придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Сам Христос именуется в Евангелии Царём Израилевым, а Его Царство, которое не от мира сего, объединяет всех тех, кто связан с Ним узами духовного родства. Приобщение людей к Царству Божию, Новому Израилю, происходит через таинство крещения.
Особенность же русского народа, как и ранее «ромеев» (византийцев), состоит в том, что он создан самим актом крещения в Церковь Христову. До Крещения Руси никакого русского народа не существовало – была лишь совокупность многих языческих племён, населявших Русь, в том числе и не славянских. И с православной точки зрения существует русский народ лишь до тех пор, пока хотя бы часть его хранит православие. А если перестанет хранить, он будет страшно покаран Богом, как это уже и происходило в ХХ веке. Наряду с отступлением от веры случился и великий подвиг многих тысяч святых новомучеников, принявших от советской власти страдания и смерть за веру, поэтому народ был помилован Богом и всё ещё существует. Есть мнение, что новое отступление от веры будет уже последним и народ исчезнет. Важно понимать: храня православие, мы храним Россию.
– Это новое отступление от веры должно непременно произойти?
– Нет. Существуют пророчества русских святых о том, что, когда весь мир поклонится Антихристу, Россия не поклонится. Православный русский взгляд на происходящие сегодня события таков: антихристова цивилизация, созданная Западом, уже почти покорила весь мир, в том числе и разрушает Россию изнутри, однако мы не покоряемся. С этой точки зрения на Украине русская армия воюет не только против украинского режима и даже не только против НАТО, а против цивилизации Антихриста, против наступления апокалипсиса. Русская армия продляет бытие человечества – она теперь и есть катехон (удерживающий) в его историческом земном воплощении. Согласно пророчествам, Россия не покорится Антихристу ещё и потому, что в последние времена восстановится русская монархия. Сегодня Россией правит харизматичный православный президент, что показывает движение народа именно к этому. Президент есть президент, и монархом он никогда не станет, однако запрос нашего общества на монархию проявлен отчётливо.
– Уникальна ли Россия в претензиях на мессианство в сравнении с европейскими странами? Можно ли сопоставить русский мессианизм и англосаксонское «бремя белого человека»?
– У России нет претензий, она по факту была и остаётся мессианской страной, а в наши дни это стало очевидно даже эмпирически: сейчас мы единственная в мире страна, которая открыто и с оружием в руках противостоит мировому злу. А это мировое зло, в свою очередь, выросло как раз из так называемого «бремени белого человека» – взгляда на весь мир как на «дикарей», подлежащих либо порабощению, либо истреблению. Точно так же Запад всегда смотрел и на Россию. «Бремя белого человека» легло на народы мира в виде тотального геноцида, а причиной русофобии Запада является то, то Россию ему так и не удалось сделать своей колонией.
– Правильно ли воспринимать текущие времена как последние, если ещё ученики Христа после Его воскресения и вознесения считали, что апокалипсис случится вот-вот?
– Христос сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки» – поэтому любые предсказания о конкретных датах конца света являются, согласно христианству, ересью и невежеством. Однако Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета, хоть и не указывает конкретных сроков, но описывает конец света – отчасти в символических образах, а отчасти и с указанием на конкретные события, которые должны произойти. Когда всё это произойдёт – зависит от того, к какому моменту человечество духовно деградирует до такой степени, что его существование станет с христианской точки зрения бессмысленным и Бог его прекратит. Если смотреть на вещи библейски, то Господь, как известно, пощадил большой город ради нескольких праведников – и то же самое происходит сейчас уже не с отдельным городом, а с целым человечеством. И если конец света не наступает, значит, есть те праведники, ради которых стоит его сохранять.