Чемпионка мира по синхронному плаванию Вера Григорьева рассказала о проекте «Уникальные русалки»
№ () от 13 декабря 2022 [«Аргументы Недели », Владимир ИВАНОВ ]
По статистике, в мире около 10% людей имеют ментальные нарушения. Занятия спортом дают этим людям возможность раскрыть и реализовать свой потенциал, что имеет огромное значение для их адаптации к жизни в обществе. В последнее время в нашей стране активно развиваются секции адаптивных видов спорта. В том числе в 2013 г. была создана Федерация водных видов спорта для лиц с ментальными нарушениями (ФВВСЛМН). В конце минувшего года под крылом федерации появилась секция адаптивного синхронного плавания, которую возглавила действующая чемпионка мира по синхронному плаванию в категории Masters Вера ГРИГОРЬЕВА. Мы попросили её рассказать о проекте «Уникальные русалки».
– Вера, расскажите, как вы пришли к идее создания такой секции?
– В других странах адаптивное синхронное плавание развивается достаточно давно. Это Sirenas Especiales в Мексике, Ассоциация артистического плавания Тайваня и многие-многие другие. Мне всегда хотелось организовать подобную секцию у нас в России. Тем более что в традиционном синхронном плавании уже более 20 лет мы первые в мире и не сдаём свои позиции. Поэтому, когда мои бывшие коллеги, основатели Федерации ВВСЛМН, пригласили меня, я была очень рада и с удовольствием приступила к работе.
– Вера, синхронное плавание – это сложнокоординационный вид спорта, с абсолютно непростыми движениями. Деткам с ментальными нарушениями, наверное, тяжело даётся? Какие особенности в тренировке таких детей?
- Конечно, отличия в тренировках обычных детей и детей с ментальными нарушениями есть.
Во-первых, нужен особый подход к каждому ребёнку, они все очень индивидуальны. Кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее, но мы всё равно отрабатываем одну программу.
Во-вторых, детям недостаточно показать пример движения на бортике, тренер обязательно должен быть в воде. Я сама не просто показываю, но и своими руками подсказываю, направляю движение девочек, чтобы они поняли, чего я от них хочу. Иногда мы работаем в паре – один тренер на бортике, второй одновременно – в воде.
Ну и самое главное – этих детей надо любить!
– Сколько человек одновременно участвуют в тренировке?
– В минувшем году собралась группа из 12 человек. К сожалению, сейчас по разным причинам не все могут ходить, группа стала меньше, но всё равно продолжаем тренироваться. Выделили спортивную группу, где три девочки более скоординированы и выполняют довольно сложные фигуры. В сентябре этого года они уже выступили на турнире «Евпатория Оpen», в ноябре – в Открытом турнире Лиги синхронного плавания. Сейчас готовятся к новым соревнованиям. Всё серьёзно, как в любом спорте.
– Какие диагнозы у девочек?
– У двух девочек – синдром Дауна, у одной РАС (расстройство аутистического спектра). В секции есть детки с ДЦП, с умственной отсталостью. И у них я вижу очень хороший прогресс. Этим детям просто нужно немного больше времени, и они тоже будут выступать на соревнованиях.
Юные воспитанники секции делают большие успехи
– Что даёт таким детям синхронное плавание?
- Этот вид спорта – один из самых гармоничных. Развивает и координацию, и гибкость, и выносливость. Во время изучения тех самых сложных движений, да ещё в перевёрнутом виде, – вы только представьте, сколько появляется новых нейронных связей!
А какой артистизм проявляют дети. Мы и в зале тренируемся, всё как положено: танцы, растяжка, хореография. Детям очень нравится, а мамы отмечают, что занятия хорошо сказываются на общем развитии ребёнка, улучшаются равновесие, внимательность. Юным спортсменам приходится запоминать последовательность движений, считать под водой, когда не слышно музыки. А ещё это общение, работа в команде, умение слушать тренера. Но я всегда стараюсь следить, чтобы они не переутомились.
«Проведение Специальных Олимпийских игр доказало фундаментальный факт: дети с интеллектуальными нарушениями могут быть исключительными спортсменами и через спорт реализовать свой потенциал развития».
Юнис Кеннеди Шрайвер, основательница Специальной Олимпиады
– В секции занимаются только девочки?
– К сожалению, сейчас занимаются только девочки. Конечно, очень хотелось бы пригласить и мальчиков: в других странах они тоже занимаются адаптивным синхронным плаванием. Есть очень красивые смешанные дуэты – как в фигурном катании. Надеюсь, у нас тоже так когда-нибудь будет.
– Где проходят тренировки?
– Основные занятия проходят в Москве, в спортивном комплексе при Российском государственном социальном университете. И мы очень благодарны за возможность заниматься и в зале, и в бассейне. К сожалению, очень мало мест, где мы могли бы проводить занятия и где это было бы не так дорого.
– Кто-то поддерживает вашу секцию?
- Я очень рада, что нас поддерживает главный тренер сборной команды России по синхронному плаванию знаменитая Татьяна Николаевна Покровская. Она написала письмо в поддержку нашего фонда для получения гранта. Не так давно Татьяна Николаевна пригласила группу «Уникальных русалок» на спортивную базу на озеро Круглое, где наши девочки провели день со сборной, тренировались и в зале, и в воде. Это был замечательный опыт! Видели бы вы, как старались наши дети и как тепло, по-доброму отнеслись к ним и тренеры, и девочки из сборной! Мы сняли фильм, в который вошло интервью с Татьяной Николаевной и благодаря которому, надеюсь, адаптивное синхронное плавание войдёт в нашу спортивную жизнь.
– Как вы считаете, что нужно, чтобы адаптивное синхронное плавание получило развитие в нашей стране?
– Нам нужна реклама. Многие и не знают, что существует такой замечательный вид спорта и дети с особенностями развития добиваются прекрасных результатов. Мы хотим показать, что всё возможно.
Конечно, очень нужна финансовая поддержка. К сожалению, нам не одобрили грант, на который подавал фонд, и мы существуем только за счёт того, что родители оплачивают занятия. Надо учитывать: если кто-то из родителей, как правило мама, возит ребёнка на занятия, ждёт его, на это уходит полдня. Значит, работать будет только папа. И если в обычной секции может заниматься до 20 человек одновременно, то у нас, в силу особенностей детей, о которых я говорила, – не более 6–8, а лучше – 3–4 на дорожке. Скидок за аренду воды нам не делают, тренеров нужно несколько человек. Всё это увеличивает стоимость тренировки, выходит довольно накладно. Хорошо, что иногда идут навстречу производители спортивного инвентаря, такие как Elastica Sport, спасибо им большое! А ведь надо ещё ездить на сборы, на соревнования. Уже пришло приглашение в Аргентину в марте 2023 года! В общем, мы активно ищем спонсоров, кто готов помочь в развитии синхронного плавания для особенных деток.
– Скажите, Вера, а другие тренеры готовы работать с детками с ментальными нарушениями?
– К сожалению, у нас в стране пока нет профессиональной подготовки кадров по адаптивному синхронному плаванию. Но я общаюсь со многими тренерами, кто-то удивляется, а кто-то готов работать. Мне предложили проект по обучению тренеров в Ярославле, возможно, это будут выездные семинары, сейчас идёт обсуждение. И я всегда открыта к общению, готова делиться опытом; хочется, чтобы в каждом городе России развивался этот замечательный вид спорта.
Работа с особенными спортсменами непростая, но она даёт колоссальный моральный ресурс. Это светлые дети, в них столько любви, и когда что-то получается, они настолько искренне радуются, что это стоит любых усилий.
– Вера, в преддверии Нового года о чём вы мечтаете?
– Конечно, о мире во всём мире (улыбается). Очень хочу, чтобы мои девочки могли участвовать в международных соревнованиях. А в 2024 году все страны поедут во Францию на показательное выступление между Олимпиадой и Паралимпиадой. Очень надеюсь, что мои спортсменки смогут попасть на выступление в Париж. А там, глядишь, адаптивное синхронное плавание введут в Паралимпийские виды спорта.
– Вера, спасибо! Успехов вам в таком непростом, но красивом и нужном деле!