> Актер Алексей Демидов: о сериале «Истребители», ветеранах ВОВ и силе духа победившего солдата - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Актер Алексей Демидов: о сериале «Истребители», ветеранах ВОВ и силе духа победившего солдата

13 октября 2022, 14:57 [«Аргументы Недели», Татьяна Тимука ]

В один из своих выходных дней, я, пролистывая список российских сериалов, наткнулась на картину «Истребители» и решила посмотреть… Чем меня так зацепил сериал? Как-то так случилось, что в моем роду всегда были врачи и летчики – моя семья бережно хранит историю моего дяди – летчика-сибиряка, который совершил во время ВОВ огненный таран на немецкий эшелон в польском городе Цеханув, и мое поклонение русским летчикам просто в крови. И мне захотелось поговорить о сериале «Истребители» с тем, кто создавал эту картину. Специально для Балтийского бюро «Аргументы Недели» интервью с актером Алексеем Демидовым, который сыграл летчика авиаполка Виктора Войтика.

- Алексей, сыграть молодому актеру роль летчика ВОВ – задача не из простых… Сыграть так, чтобы поверили те, кто воевал, и кто сегодня находиться у штурвала самолета… Не было такого чувства, что, мол, а не все так получится, как было тогда – не оправдаю…

- Нет. Наоборот, я хотел сыграть военного летчика – тема интересная, коллектив – отличный, и роль, конечно, не простая, но так я и не ищу легких путей. Знаете, волков бояться – в лес не ходить.

- Где проходили съемки сериала «Истребители. Последний бой»?

- В Подмосковье… Был построен военный аэродром, и атмосфера того времени была создана отлично – представьте, едешь на съемки в реальном времени, а приезжаешь и попадаешь в 40-е… Захватывало очень. Я не могу сказать, что были сложные съемки – вся группа словно сплотилась вместе, много общались, поддерживали друг друга. Я помню, что в первый съемочный день должен был сыграть сцену, где мой самолет подбит, а я должен дотянуть до аэродрома, и меня ведет командир-Дюжев… Это был «сюрприз»! Первый съемочный день и сложнейшая сцена… Я даже режиссеру говорил – «как мы ее снимать вот так и сразу будем», но Зиновий Ройзман (режиссер сериала - прим. авт.) мне сказал просто – «все получится, начинай».

- Вам удалось полетать на реальных самолетах во время съемок? Как технически вас готовили перед съемками?

- Все сцены, которые были «сняты» в воздухе, мы снимали на земле. Это были тренажеры, которые устанавливались на кронштейны… Разумеется, были консультанты – опытные пилоты, и учиться приходилось «на лету»… Но тем и интереснее работа.

- Алексей, когда началась ВОВ, то немецкие летчики были реально подготовлены – прежде всего их самолеты были мощнее, так говорит история, да и подготовлены они были отлично… Но наши, советские летчики, шли в бой и подбивали эти самолеты… В чем же секрет-то был, на ваш взгляд? Сложно победить противника, когда тот силен…

- Сила духа! Это сложно тем, кто не понимает, что есть русский дух… Умение жертвовать собой, ради Победы, ради своих близких, ради Отечества… Солдаты знали, за что они воюют, и знали, что их дома ждут… Дух! Русская сила духа!

- В вашей семье кто-то прошел ВОВ?

- Да, мои два деда. Воевали, вернулись, рассказывали, как было… Я вспомнил интересный случай, на День Победы мне посчастливилось пообщаться с одним ветераном ВОВ… Совсем пожилой человек, а на груди три ордена Красной Звезды! Вы представляете, через какую «мясорубку» прошел этот ветеран, раз его наградили такими орденами? Интересно то, что этот дедушка очень скромно говорил о себе – да, был простым танкистом, солдат, все же тогда воевали, как же иначе? Он постоянно переводил тему – «посмотри, какие люди красивые, счастливые, солнце ярко светит»… Ему было где-то не ловко вспоминать – ведь воевали все! Родину защищали все, и это естественно! У меня до сих пор эта встреча не выходит из головы.

- Алексей, вас уже вызывали повесткой в военкомат?

- Нет, пока не вызывали. Я не служил в армии, потому что учился в театральном… Но если придет повестка, то точно «бежать» не буду! Спокойно пойду на призывной пункт.

- Благодарю.

Я обратилась к европейскому эксперту в области авиации Викторсу Зариньшу с вопросом – как можно победить, если во многих позициях враг превосходит?

«В начале ВОВ, конечно, много чего не хватало у советского летчика… Да и многие профессионалы были или посажены, или расстреляны, или сосланы. Буквально, в первые дни ВОВ были сбиты и подорваны на земле (бомбили аэродромы) более 800 самолетов. Советские летчики вылетали на И-16 – деревянный каркас, фанерная обшивка, да и самолету было уже десять лет с момента выпуска, еще летал в финскую войну, в Испании… Понятно, что к 1941-му году они устарели, и не могли «соревноваться» с немецкими истребителями… «Мессершмитт»Bf.109, пожалуй, самый известный самолет люфтваффе во Второй мировой. Он мог исполнять «роль», как истребитель-бомбардировщик-перехватчик-разведчик. Немцы серьезно готовились к войне, да и пилоты были основательно подготовлены. Вообще, немецкая летная школа очень сильная… Почему? Ну, серьезно готовят в ней пилотов. Но даже несмотря на все это, советские летчики били «мессершмиттов». Я считал и считаю, что лучшие летчики всегда были русские! Всегда! Это ассы! И подготовка советских летчиков – выше всяких похвал. И есть момент – то, на что способен советский, русский летчик – нет ни у одного другого, например, европейского – преданность работе, отсутствие страха… И главное – летчиками в СССР, времен 30-40-х, становились самородки! Да, летали русские гении! И когда немцы это поняли, то им пришлось не очень сладко – немцы боялись лобовой атаки с русским пилотом. Они знали, что русский пилот не отступит, достигнет цели. Как же боялись нацистские летчики советских девушек-пилотов, я бы сказал, молодых девочек, которые летали на учебно-тренировочном самолете У-2, даже прозвали их «ночные ведьмы»… Эти девушки работали уникально – перед объектом, который должны уничтожить, они выключали двигатель, и самолет начинал бесшумно снижаться… И взрыв по объектам, когда немцы не ожидали! У фашистов паника была от наших «ночных ведьм». А, что касается советских самолетов, то они уже в процессе войны прошли модернизацию, появились такие, как Ла-5, Ла-7, Як-9, и, конечно, Ил-2, который прозвали – «летающий танк», «черная смерть», который, кстати, самый массовый боевой самолет истории – за годы войны было произведено 36 183…»



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте