Креативный директор компании Sila Sveta Артур Кондрашенков рассказал “Аргументам недели” о том, как создать шоу, которое поразит весь мир, а также поделился мыслями о будущем креативной индустрии.
– Уже 15 лет Sila Sveta создает проекты, которые известны по всему миру. Артур, расскажите, как готовятся такие шоу?
Обычно к нам обращаются клиенты с предложением поучаствовать в тендере или же просто с предложением о сотрудничестве. После того, как соблюдаются юридические формальности и нам передают бриф, я начинаю разрабатывать креативное предложение — это самая важная часть работы. Я придумываю концепцию и сетап — что и как будет взаимодействовать, чтобы передать нужные смыслы и вызвать определенные эмоции.
Иногда есть задача придумать сразу несколько идей, из которых клиент выберет то, что ему больше понравится. Конечно, очень важно предварительно обсудить каждую концепцию с техническим директором — он оценивает все задумки с точки зрения реальности их воплощения, а также делает первый набросок сметы. Следующий этап моей работы — презентация идей клиенту. Очень важно рассказать о проекте так, чтобы он мог наглядно представить будущую реализацию, а после — принять решение о продолжении нашей работы.
Когда клиент одобряет задумку, подключается команда из арт-директора и супервайзера. Все вместе мы разрабатываем детальный сценарий шоу, рисуем сториборд. После утверждения стайл фреймов — наглядных изображений того, как будет выглядеть шоу в его ключевые моменты — мы запускаем продакшн, начинаем собирать сцену, делать анимацию и звук. Так, шаг за шагом, создается шоу.
– Получается, что разработка концепции — это точка старта всего проекта. Сложно ли найти идею?
Саму по себе идею придумать просто, самое сложное — удивить ей аудиторию, поскольку для этого нужно в первую очередь удивить самого себя. В процессе обдумывания идеи часто начинает казаться, что она не нова, или не впечатляет, или не интересна. Это неизбежные творческие муки, но если рождается концепция, которая поражает меня самого, то можно быть на 100% уверенным, что и аудитории она понравится. Это такая самоцензура, которая позволяет отсечь посредственные идеи и делать что-то по-настоящему крутое. Я думаю, что в этом и кроется успех Sila Sveta – мы каждый раз стремимся превзойти себя и ставим самые высокие планки.
– Одним из таких проектов, которые удивляют весь мир, стал перформанс Levitation. Расскажите, как он создавался?
Первая часть перформанс Levitation создавалась в 2015 году. К нам обратилась Анна Абалихина, она делала вместе с телеканалом “Культура” шоу “Большой балет”. В конце каждого двухчасового выпуска Анна показывала контемпорари-перформанс — короткую постановку с современными танцами. Для каждого из выпусков она приглашала разных художников.
Sila Sveta делала для канала “Культура” два перформанса. Одним занимался Александр Ус, а вторым – я. Над своим проектом я долго думал — нужно было сделать такую объемную иллюзию, чтобы перемещения камеры были для зрителя незаметны. Можно было сделать трекинг положения камеры, но это решение было не новым, и потому хотелось что-то другое. И вот в какой-то момент мне в голову пришла идея незаметно для зрителя повернуть камеру так, чтобы пол стал восприниматься стеной. А танцор, соответственно, будет как будто бы “левитировать”.
Далее Анна придумала хореографию, которая позволила бы не выдать того, что человек на самом деле находится на полу, а не ползает по стене. Например, у нас было движение, когда перформер водит ногами, как циркулем, по полу, облокотившись на стену, а на самом деле все наоборот, он лежит на полу. Зритель в первые секунды видео ничего не понимает и пытается разгадать загадку – в этом и есть секрет успеха “Levitation”.
Главная особенность этого проекта в том, что он, на самом деле, очень простой и максимально бюджетный, но поражает и удивляет зрителя. Нам не потребовалось ни супер-дорогих камер, ни сетапов – только идея и человек, который умеет хорошо двигаться. А видеороликом восхищались миллионы зрителей по всему миру.
– И вы ведь создали вторую часть, Levitation-2, верно?
Да, мы сделали вторую часть, когда грянул COVID-19. Тогда пандемия всех разогнала по домам, и очень активно начали развиваться технологии XR — расширенной реальности, когда в реальную съемку примешиваются элементы AR, дополненной реальности. Мы предварительно готовим задний слой графики, который стирает границы экрана на площадке, а передний слой графики (как раз AR) находится у перформеров. Вся графика — realtime. Мы построили свою небольшую XR-студию и решили первым ее проектом сделать продолжение Levitation.
Вторая часть начинается ровно с того же места, на котором заканчивается первая, но она гораздо более совершенна в технологическом плане. Добавилось больше цвета, а также усложнилась хореография. Я считаю, что получился красивый и самобытный проект, хотя особой виральности он не получил.
– XR действительно набрал большую популярность во время пандемии. Расскажите, какие еще проекты с этой технологией вы делали?
Один из самых ярких – это XR Livestream, который мы сделали для Билли Айлиш. Тогда все сидели на карантине, у артистов отменялись туры, и команда Билли решила сделать виртуальный концерт. Я был арт-директором песни Bad Guy, которая завершала весь концерт, поэтому нужно было сделать что-то очень впечатляющее. В итоге по сцене у нас гонял виртуальный автомобиль Porsche. Важно отметить, что и Levitation-2, и стрим для Билли Айлиш делались в “Unreal Engine”, просто в 2015 году, когда мы готовили первый Levitation, технологии были не так совершенны.
– Получается, в креативной индустрии получила распространение технология XR. Как вам кажется, в каком направлении все будет развиваться дальше?
Так или иначе, все будет переходить в виртуальную реальность. Эта тенденция появилась уже давно: создаются метавселенные, активно интегрируются в нашу жизнь технологии AR, VR и прочее. Я думаю, что постепенно этого будет все больше и больше в шоу. Хотя сейчас, после пандемии, очень радуются офлайн-мероприятиям. Мы видели это, когда Sila Sveta делала тур для The Weekend. Публика соскучилась по масштабным живым концертам, и у многих исполнителей были солд-ауты, хотя туры проходили одновременно. Так что на ближайшее время, если не грянет новая пандемия или локдаун, люди будут радоваться обычным офлайн-мероприятиям, но потом все же случится слияние технологий, смешанная реальность. В реальные мероприятия будет интегрирована история с метавселенными, VR и AR.
Кстати, еще мне кажется, что одно из направлений, которое максимально интенсивно будет развиваться в ближайшее время – это цифровая мода. Уже сейчас появляются, например, виртуальная одежда, которая выглядит максимально естественно на теле человека, и мне кажется, что это может иметь интересное развитие в ближайшем будущем.
Однако при этом есть тренд и на сохранение национальной идентичности во многих проектах. Кажется, что есть противоречие между традицией и digital, но при правильном подходе оно преодолевается. Например, в 2021 году мы делали презентацию новой модели Lexus LX. Мероприятие проводилось в Саудовской Аравии совместно с агентством Louder, и для этой довольно закрытой страны оно стало одним из самых масштабных в истории – если оценивать его медийность. Презентация проводилась на территории дворца Tuwaiq Palace, а присутствовали на ней члены королевской семьи. Когда я занимался разработкой креативной концепции и визуального наполнения, то решил отталкиваться не от автомобиля и его особенностей, а от философии бренда в совокупности с местной культурой. Например, лавандовый цвет — символ роскоши в Саудовской Аравии. А еще Sila Sveta подготовила огромную мультимедийную пирамиду с экранами – мы вдохновились местной архитектурой, обычаями и традициями.
Так или иначе, с приходом digital-технологий в нашу жизнь офлайн никуда не исчезнет. Искусство и культура будут органично переплетаться с AR и VR, а также другими мультимедийными технологиями. Например, уже в 2015 году на презентации новой модели автомобиля BMW 7 серии мы опередили тренды и сделали театральный перформанс, в котором объединились художественная хореография и современные технологии. Этот проект получил название 7 Questions to Yourself, и, в его рамках выступил танцор балета Денис Медведев вместе со своими голографическими двойниками на фоне космической графики. Для реализации проекта я тесно сотрудничал с агентством DEPARTAMENT – готовил креативную концепцию номера, а наша команда создала графику, видеоконтент для голографической установки, а также реализовала полный технический продакшн выступления.