Из рук в руки. От сердца к сердцу
10 октября 2022, 12:56 [«Аргументы Недели», Марк КУЗНЕЦОВ ]
Первая и самая крупная в стране благотворительная организация – Российский детский фонд – отмечает свое 35-летие.
14 октября 2022 года, в светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, исполняется 35 лет первой в стране благотворительно организации – Российскому детскому фонду. Что удалось сделать за эти годы? И какие новые вызовы благотворительности стоят перед ней сейчас? Кто они – нынешние Рыцари Детства: современные жертвователи, волонтеры и добровольцы, не жалеющие ни сил, ни времени, ни денег, чтобы помочь страждущим детям? Об этом и многом другом в разговоре с Дмитрием Лихановым, председателем Российского детского фонда.
– Дмитрий Альбертович, в 1987 году в СССР началась современная история благотворительности во имя детства: был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина. В том же году его отделения появились едва ли не в каждой республике, крае и области. Основателем этой грандиозной системы милосердия стал ваш отец - писатель Альберт Анатольевич Лиханов. Он круто развернул власть в сторону детства. На его призывы откликнулась вся страна. Выстроенная Альбертом Анатольевичем система оказалась столь стойкой, что выжила и под обломками разрушенного СССР. Добрые дела только множатся. Что сейчас представляет из себя эта организация?
– Российский детский фонд – это общественная организация. От многих других подобных благотворительных организации фонд отличает прежде всего колоссальный опыт. В 35-летнюю историю фонда вместилась история всей страны с 1987 года. Судите сами. В 1987 году была открыта программа «Дети Чернобыля» – более 10 тысяч ребят из зон, пострадавших во время аварии, с помощью фонда прошли реабилитацию в 20 странах мира. Весь мир был вместе с нами. В 1988 году произошло страшное землетрясение в Армении. Уже через сутки после этого транспортная авиация ВВС СССР, загруженная 42 тоннами гуманитарного груза — одеждой, обувью, медикаментами, приземлилась в аэропорту Еревана. Оперативно была создана группа поиска потерявшихся детей и налажено издание ежедневной газеты Фонда «Надежда», благодаря которой 543 ребёнка нашли своих родных. Был создан «Международный круг помощи» — жертвам армянского землетрясения, в который вошли 111 стран мира. Вдумайтесь – 111 стран! В 1988-1990 годах в республиках Средней Азии работал сформированный и оплаченный фондом всесоюзный медицинский десант по спасению детских жизней – это 300 медицинских бригад и 28 бригад из специалистов санитарно-эпидемиологического профиля. В результате детская смертность в стране снизилась на 19%. В общем списке стран по этому показателю СССР переместился с 53 места на 37… Рассказ о подобных акциях можно продолжать и продолжать. Ни одна другая благотворительная организация в России не имеет подобного опыта быстрого реагирования на ту или иную беду, когда надо понять ее главную опасность для детей и стремительно организовать эффективную помощь.
Второе отличие Детского фонда от подобных организаций – это наша разветвленная система региональных отделений, охватывающая практически всю страну. В большинстве регионов между их главами и председателями наших отделений складываются добрые партнерские отношения, есть понимание, что благодаря сотрудничеству с нашим фондом власть на местах может решать многие социальные вопросы с помощью очень простых механизмов. Один из ярких примеров тесного сотрудничества правительства области и Детским фондом – Челябинская область. Благодаря этому там развита система упорядоченной благотворительности. Для этого созданы все условия – политические, экономические, правовые. Творить добро здесь престижно. Сотни предприятий являются системными благотворителями. В результате выигрывают жители региона. Приведу лишь один пример: во время пандемии Челябинское отделение РДФ существенно пополнило парк машин скорой помощи, которых остро не хватало. В результате сотни жизней челябинцев были спасены.
Отрадно, что власти многих регионов понимают: лучший помощник в решении социальных проблем – Российский детский фонд, заслуживший кристально чистую репутацию. Мы всегда все делаем открыто, честно, прозрачно. Нам доверяют, в нас верят.
– Насколько я знаю, так происходит в Ставропольском крае, Белгородской, Кировской областях…
– …В десятках регионов. И все благодаря тому, что в Российском детском фонде работают честные люди, преданные делу милосердия. В нашем обществе годами формировали стремление стать успешным, богатым, для чего можно что и стащить, что и приврать… Но в Детском фонде такие люди не уживаются! Придя в Детский фонд, люди работают здесь десятилетиями. Самоотверженно и преданно. Председатели наших отделений живут достаточно скромно, посвящая жизнь не собственному обогащению, но спасению совершенно незнакомых им людей. Это и есть высшая человеческая благодетель.
– У меня в руках последний отчет Российского детского фонда, который только что вышел из типографии к 35-летней годовщине со дня основания организации. Фонд собрал и потратил на нуждающихся в помощи детей больше 386 млн долларов…
– Сумма, может быть, кому-то покажется и не такой уж великой. Особенно, например, в сравнении с тем, что хранилось на офшорных счетах наших олигархов. У них в «кубышке» по 10, а то и 20 миллиардов долларов. Но разве они приносят радость их обладателям? Такие деньжищи надо хранить, беречь, преумножать, ночей не спать. Да и в царствие Небесное с таким «багажом», как известно, уже не войти. Вечное страдание, одним словом. Тем более в условиях санкций и арестов олигархического имущества. Вот не поскупились бы, передали хотя бы часть своих богатств, превратившихся ныне в глиняные черепки, на благое дело, может, и отмолили бы свои многочисленные грехи еще при этой жизни.
А вот щедрость души, добросердечность санкциям не подвластны. И арестовать их невозможно. Это или есть, или нет в человеке.
Вопрос в том еще лично для меня: насколько собранные народные деньги были эффективно использованы. Я уже говорил – удалось сохранить жизни тысячам детей Средней Азии. Почти 900 маленьким россиянам с серьезными проблемами сердца фонд, можно сказать, подарил жизнь – им сделали операции в США в то время, когда у нас ничего подобного еще не делали. Детям Чечни с огнестрельными ранениями помогли кому с протезами (меняли их по мере взросления), кому с жильем. А вот пример из недавнего прошлого – когда в Иркутскую область пришла большая беда от большой воды, обобравшей до нитки тысячи семей, Детский фонд одел в школьные формы 5 тысяч школьников и снарядил их всем необходимым для учебы…
– Детский фонд, фигурально выражаясь, всегда на линии огня. Но когда началась спецоперация на Украине, фонд оказался в буквальном смысле на линии огня. Вы лично поехали на Донбасс и повезли гуманитарный груз…
– Если ты занимаешься благотворительностью, невозможно быть в стороне в то время, когда гибнут дети, когда тысячи людей голодают, переживает смерть близких, когда лишены самого элементарного… Решение везти детям Донбасса гуманитарный груз было естественным порывом, естественным желанием. Мы достаточно быстро собрали первые деньги. Добрые люди и несколько российских компаний откликнулись на нашу просьбу. Быстро сформировали конвой, и 4 апреля, благодаря поддержке Министерства обороны и МЧС, приехали с грузом в Новоазовск. А затем стали развозить воду, детское питание, одежду беженцам, которые находились в пунктах временного размещения. Они жили там несколько месяцев. Очень тягостное впечатление произвело на меня село Виноградное, это рядом с Мариуполем. Там был очень скромный сельский фельдшерско-акушерский пункт с измученным фельдшером, который не спал ночами – столько на него свалилось работы. В коридоре пункта сидели, лежали на носилках раненые. На одних из них была молодая женщина, рядом стояли её муж и мать с годовалым ребенком на руках. Они рассказали, что сидели в подвале, молодая мать вышла за водой… В этот момент разорвалась мина, осколок попал ей в позвоночник. Она лежит перед нами вся в окровавленных бинтах. Вот эта мать, вот этот ребенок, вот эта семья, которая, слава Богу, вышла из-под обстрела… Но как в дальнейшем сложится их жизнь, что с ними будет? Потом я и мои коллеги увидели сотни других человеческих трагедий... Мы приехали в Мариуполь четвертого апреля, раздали гуманитарную помощь, потом приехали через 28 дней и увидели ещё больше трагедий, хотя боевые действия в городе уже подходили к концу. Были на Азовстали. В подвалах – полно людей… С тех пор мы отвезли в Мариуполь пять гуманитарных конвоев общим весом более 200 тонн. Как и на любой войне, сталкивались со всяким. Видели и воровство гуманитарных грузов, и переклеивание брендов: завозят одни, а раздают совсем другие и «под другими флагами». Я знаю очень уважаемые организации, более того, силовые структуры, которые привозили гуманитарную помощь, передавали ее определенным организациям, а на следующий день это всё оказывалось на рынке. Сделали вывод: мы в ответе за то, что сюда привезли, помощь должны получить те, кто в ней реально нуждается. Уже во второй конвой позаботились, чтобы привезенные нами вещи, медикаменты попали конкретным людям, конкретным семьям. У нас были пункты складирования, где наши люди следили за этим. Принцип: помощь должна быть передана из рук в руки, строго соблюдаем. У нас это оформлено документами, можем в любой момент отчитаться даже за бутылку воды. И это очень важно.
Теперь мы переориентируем свое направление помощи. Вскоре новый конвой отправится ближе к Харьковской области, ближе к Донецку – в те места, где идут бои. Мариуполь фактически находится уже в тылу, а мы двинемся на передовую.
– Происходящее на Украине запустило турбулентные процессы, которые никакими гуманитарными грузами, конечно, не остановить. У вас есть программа действий, направленная на будущее?
– Скажем так: она формируется. Многое подскажет жизнь. Но одна из проблем, которую необходимо решать быстро, уже представляется отчетливо. Она связана с катастрофической демографической ситуацией. Сейчас Россия по количеству населения занимает девятое место в мире. Лет через 20, где-то к 2050-му году, по прогнозам ООН, Россия свалится уже на 18 место в мире. То есть, если все будет идти так, как идет, то по утверждениям демографов, через 10-15 лет мы не сможем удерживать и содержать опустевшие территории! По статистике, для воспроизводства населения каждая женщина должна рожать более двух детей. Каждая! У вас много знакомых семей с тремя и более детьми?.. Зато, наверное, сходу вы можете привести примеры приятелей, исповедующих идеологию чайлдфри. А сколько делается абортов? Миллионы! А сколько мужчин и женщин репродуктивного возраста погибло от ковида? Страшная статистика опустошения России. Добавьте к этому нынешнюю войну, и вы получите демографическую катастрофу в России. 31 федеральный закон о мобилизации предусматривает отсрочку для многодетных семей, в которых воспитывается 4 и более детей до 16 лет. Понятно, что это в интересах военного ведомства. Но в интересах продолжения русской цивилизации внести поправки в закон, чтобы дать отсрочку для семей с 3 и более детьми до 18 лет. Это и сделали депутаты от КПРФ. Наш фонд выступает с инициативой распространить это положение не только на частичную, но и на всеобщую мобилизацию. Тем самым мы повысим рождаемость. Сугубо из чувства самосохранения люди начнут стремиться к тому, чтобы иметь трех детей. И спасем нынешних многодетных, поскольку в случае лишения кормильца, и без того небогатые семьи начнут сдавать детей в приюты. На днях я написал письмо председателю ЦК КПРФ Г.А. Зюганову, заместителю Председателя Государственной Думы А.Ю. Кузнецовой и Уполномоченному по правам ребенка М.А. Львовой-Беловой с предложением внести такие поправки применительно к всеобщей мобилизации. Речь идет о почти двух миллионах семей, в которых воспитывается 6,5 миллиона детей. Есть у меня еще одно предложение, касающееся "постмортальной репродукции".
– Это когда ребенок рождается после смерти кого-либо из родителей?
– Да. Сейчас молодые ребята идут на фронт. Они могут погибнуть. Предложение следующее: во время подготовки призывников перед отправкой на фронт по их добровольному желанию брать сперму, замораживать и хранить ее за счет федерального бюджета. В первую очередь это касается ребят, у которых есть семьи. Конечно, они и сейчас это могут сделать, но только заплатив деньги. Я считаю, что государство все расходы должно взять на себя.
– Здесь может возникнуть множество разных юридических коллизий.
– Безусловно. Если есть жена, понятно, что биоматериал принадлежит ей. И сейчас, если люди состоят в браке, и им необходима криоконсервация, в соответствующих документах прописывается, что делать с этим материалом в случае смерти супруга. А если семьи нет? Если есть только родители? Является ли биоматериал предметом наследования? Подобных вопросов множество. Думаю, для начала надо провести на эту тему круглый стол, собрать вместе репродуктологов, юристов, финансистов, представителей власти – всех специалистов, которые заинтересованы в создании такого генетического банка. А его обязательно необходимо создавать для сохранения генетического фонда страны. В сорок первом сделать это было невозможно. А сейчас это рутинная процедура.
– В честь своего юбилея Российский детский фонд собирает большой съезд, который 14 октября состоится в Колонном зале Дома Союзов.
– Дата и место выбрано неслучайно. Учредительная конференция фонда состоялась в Колонном Зале. Спустя 35 лет съезд пройдет на том же месте, где основатель Детского фонда Альберт Лиханов дал старт нашим добрым делам. Участниками Съезда станут десятки делегаций из разных регионов страны и ближнего зарубежья – всего около тысячи человек. Мы хотим, чтобы о людях, которые верно служат Детству, узнали по всей стране, узнали и, дай Бог, вдохновились их примером. И, конечно, будем благодарить этих рыцарей детства.
– Знаю, одна из наград фонда так и называется – Рыцарь детства.
– В разные годы этим титулом (с вручением мантии и шпаги) были удостоены множество замечательных людей: Юрий Никулин и Сергей Образцов, Лео Бакерия и Шалва Амонашвили, десятки друзей фонда – выдающихся личностей России. На этот раз титул получат двое. Один из них Александр Васильевич Трухан, директор Белорусского детского фонда. Он сделал множество прекрасных добрых дел. Одно из них, например, это создание в Белоруссии системы семейных детских домов, придуманных Альбертом Анатольевичем Лихановым. Скажу только об одной особенности это прекрасного начинания, наиболее понятной для всех: для таких семей строились коттеджи, которые переходили в их собственность после 15 лет работы семейного детского дома. И это очень правильно.
Второй «Рыцарь детства» – удивительный человек, который приедет к нам с прямо с фронта, комбат Юрий Леонидович Гагарин. Во время уличных боев в Мариуполе он спас более 400 детей. А как еще мог поступить человек с таким легендарным для всего мира именем? Вместе с ним в Колонном зале будут и несколько детей, которых он спас в Мариуполе.
– Как я понимаю, наград у Детского фонда много. Как и награждаемых…
– Наград много, потому что деятельность фонда очень разнообразна. Наградим, конечно, ребят из Министерства обороны, из МЧС, из Следственного комитета, которые рисковали жизнью и тратили свои силы на то, чтобы наши гуманитарные конвои дошли по назначению.
Среди награжденных орденами и другими знаками отличия будет немало достойных и прекрасных людей, для которых на первом месте проблемы Детства. Среди них, например, руководитель Следственного комитета Александр Иванович Бастрыкин. Следственный комитет занимается делами, связанными с расследованием различных преступлений, но, тем не менее, эта организация участвовала в наших гуманитарных программах. Убеждались не раз: когда где-то что-то в стране касается детей, когда для них создается тревожная ситуация, Александр Иванович первым реагирует на это, начинает бить тревогу и говорить об этом на всю страну. Он очень живо и сердечно реагирует на то, что происходит с детьми в нашей стране, даже если это не входит в компетенцию Следственного комитета.
Сейчас не стану называть имена всех награжденных. Но хочу подчеркнуть, что среди них, конечно, будут наши благотворители, жертвователи. Это Госзнак, Норникель, ВТБ – сильнейшие компании страны. Мы рады, что нас судьба свела вместе, что эти организации в нас поверили, и мы с ними плодотворно работаем уже не один год.
– У Российского детского фонда и Международной ассоциации детских фондов есть особая награда – Золотая медаль имени Льва Толстого. В предыдущие годы она была присуждена Матери Терезе, известной всем как великая заступница больных и бедных, Астрид Линдгрен, всемирно любимой писательнице, Сергею Готье, российскому трансплантологу, совершившему прорыв в мировой хирургии... Кто получит ее на этот раз?
– Владимир Сергеевич Мартышин. Удивительный человек. Я недавно был на юбилее его школы, которой исполнилось 170 лет. Школа располагается в селе Ивановское на Лехте в Ярославской области. 30 лет назад Владимир Сергеевич приехал в умирающую деревню, стал директором школы, в которой училось всего-навсего 50 детей. Увы, таких деревень в нашей стране очень много. А теперь в этой школе 170 учеников, выпускники поступают в лучшие вузы страны. Мартышин изменил систему образования. Он добавил к обязательному набору предметов новые, вернее, старые предметы, которые были в русской дореволюционной школе: каллиграфию, хоровое пение, старославянский язык… А еще, например, уроки добролюбия… Постепенно в эту школу стали стремиться попасть дети из других районов области и регионов страны. В это село переселилось 400 семей, проживающих от Владивостока до Калининграда. Люди бросают всё, уезжают в эту деревню, им даже не важно, где работать, главное – чему будут учить их детей. Владимир Сергеевич из-за возраста уже перешел с поста директора школы на должность заместителя директора. При этом служит местным священником. А дело его живет.
– Прошел почти год, как ушел от нас ваш отец, Альберта Анатольевича. Страшно было взваливать на свои плечи то, что он тянул почти 35 лет?
– А другого выхода у меня не было. Я не мог бросить то, что он нес, или переложить на другие плечи. Я просто думал о том, как что сделать и в какие сроки. То, что надо решать огромное количество проблем, я сразу понял. Про трудности даже не думал. Было понимание: это надо решить. И все надо делать даже, может быть, лучше, чем у отца получалось. Не знаю, сколько мне Господь отмерил, но в то время, что отмерил, постараюсь достойно продолжать его дело, чтобы фонд жил, развивался, хорошел, приобретал больше экономических и политических рычагов. И я уверен: отец мне помогал все эти месяцы и в дальнейшем он будет мне помогать. Он всегда рядом…
И этот съезд будет, конечно, в память о нем, это дань памяти Альберта Анатольевича. Ведь это именно он придумал Детский фонд и создал его. И я всегда буду это подчеркивать и говорить, что это именно отец – создатель этого чуда милосердия.
Недавно вышла его последняя книга "Прошедшее время", последняя его повесть из романа «Русские мальчики». Скоро выпустим новую версию романа "Моего генерала". Вскоре книги Альберта Лиханова войдут в школьную программу. Его слово и дело будут продолжаться.