> Актриса Эрика Булатая: «Мне важно ощущать свободу, быть кочевником» - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Актриса Эрика Булатая: «Мне важно ощущать свободу, быть кочевником»

13 сентября 2022, 10:56 [«Аргументы Недели», Александр Малюгин ]

Фото: личный архив

Эрика Булатая родилась в Минске, окончила ВГИК. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Анастасия Слуцкая», «Franz +Polina», «Победители», «Розовое или колокольчик», «Рая знает всё!», «Акушерка. Счастье на заказ», «Регби» и др. Недавно завершились съёмки военного сериала «Операция «Неман», где Эрика сыграла главную женскую роль.
 

 - Эрика, в 10 лет вы снялись в военной драме «Franz +Polina» известного режиссёра Михаила Сегала. Фильм получил огромное количество премий на различных фестивалях. Что вам больше всего запомнилось?

- Было ужасно холодно, а я ненавижу мёрзнуть. Съёмки проходили зимой в Беларуси, мы снимались в тонких вещах, которые совсем не грели, подолгу стояли на улице, лицо замерзало, поэтому играть было сложно. Хотя мне было интересно с актёрами, хотелось быть как они, тянуться к ним. Кстати, недавно Михаил Сегал нашёл меня в соцсетях, и мы прекрасно пообщались. Люди, которые держат связь спустя десятилетия, очень ценны.


- Гонорар 10-летней девочке заплатили?

- Конечно. Детям платят меньше, чем взрослым актёрам, хотя они работают не меньше взрослых. Несправедливость!

- Ещё были какие-нибудь детские роли?

- Снималась в белорусском кино, но вскоре моя семья уехала из Беларуси, мы жили в разных странах, много переезжали. С тех пор мне важно ощущать свободу, быть кочевником. Минус актёрской профессии – нет возможности взять и куда-то улететь. Привязан к съёмочной площадке, к агенту. Даже если твои смены в кино закончились, все равно ты обязан быть в доступе - могут вызвать в любой момент. В отличие от модельного бизнеса, где путешествия приветствуются.

- Во время учёбы во ВГИКе вы снимались в историческом сериале «Победители». Вам интересно окунаться в другую эпоху, носить исторические костюмы, шляпки, осваивать новые-старые манеры?

- В кино интересно играть отношения. А в каком платье – не имеет значения. Хотя, конечно, любопытно изучать культурные особенности другой эпохи, эмоциональную составляющую времени. Например, люди в XIX-м веке были более сдержанными. К своим родителям было принято обращаться на «вы». Много запретов на эмоции - мужчина не должен плакать, женщина должна быть покорной. Такая эмоциональная отстранённость меняет человека: он становится внешне холодным, а внутри все чувства обостряются. Это интересно играть.



- С кем из маститых актёров вы снимались в кино? Чем они вас поразили, чему научили?

- Вряд ли можно чему-то научиться у именитых актёров, глядя на их работу. Ты должен пройти свой путь. Я смотрю голливудское кино, например, с Анжелиной Джоли. Но я же после этого не играю, как она!.. Впрочем, я снималась с Дмитрием Нагиевым, Александром Петровым. Самое главное, что поняла - профессионал ты или начинающий, нужно оставаться хорошим человеком.

- В фильме «Розовое или колокольчик» вы сыграли девицу лёгкого поведения. Мне всегда интересно, как в этом случае актёр оправдывает своего героя. И вообще, чем можно оправдать проституцию?

- Можно оправдать любые поступки и поведение. Было бы желание. У меня там эпизод, но можно было представить, что героиня – девушка со сложной судьбой, у неё, скажем, больная мать в провинциальном городе. Вообще, мы все себя продаём, как бы грустно это не прозвучало. Копирайтер ты или артист, прораб, официант, айтишник. Ты приходишь на работу, и твоя задача себя продать…



- Но не тело ведь, а душу!

- Скорее, мастерство. Даже если это мастерство проститутки. Потом, не самый лёгкий хлеб. У всех разные судьбы. Иногда это выбор человека - например, быть элитной эскортницей и заработать квартиру в Москве. Иногда у человека просто выбора нет. И осуждать его -  последнее, чем в этой жизни нужно заниматься.

- Что за роль у вас в новом сериале «Операция «Неман»?

- У меня главная женская роль. Я сыграла полячку Юлю…



- Вы, кстати, похожи на полячку!

- У меня есть литовские корни, один типаж… Съёмки проходили в Калуге. Роль сложная: там и предательство, и смерть любимого человека на моих глазах, и допрос, и попытка изнасилования. В фильме играют Сергей Маковецкий, Андрей Смоляков, Александр Яценко. Прекрасная профессиональная команда.

- Красота помогает в актёрской профессии, или порой мешает?

- Тот, кто говорит, что красота мешает - лицемерит. У нас 90 процентов героинь в сериалах – красавицы. Красавицы востребованы. Очень редко на экране появляются актрисы, не вписывающиеся в стандарты красоты. Ещё Фаина Раневская над этим шутила.



- Хотя в Голливуде сейчас в фаворе нестандартная внешность!

- Да, там уже лет десять привлекают актрис с непривычной внешностью, выдающихся, талантливых… У меня проблем с внешностью никогда не было. Я много снималась в рекламе. Как-то позвонила знакомому режиссёру и спросила: «Чего мне не хватает, чтобы сниматься ещё больше?» Он ответил, что самый частый отказ, который он слышал обо мне: «Ооо, Эрика слишком красивая!»

- Значит, порой красота всё-таки мешает?

- В жизни мешала. В 17 лет я работала официанткой, и меня очень смущало активное внимание со стороны сильного пола. Пришлось побриться налысо.

- Помогло?

- О, да! Мужчины сняли фокус. Я успела дорасти до внутренней женственности, до осознания того, что я уже женщина, а не подросток. И мне стало легче.



- Вы много работали как модель. Как вообще попали в этот бизнес?

- Парень на первом курсе предложил пойти на кастинг в модельное агентство. «Куда?! – искренне изумилась я. – Посмотри на меня, какая из меня модель!» Но уговорил. Было много девушек и ребят. Нас всех отсмотрели, сфотографировали. Потом руководство вышло к нам, и директор указал куда-то в мою сторону – вот вы останьтесь, остальные свободны! Я от неожиданности даже растерялась, стала оглядываться, на кого это показывают. Оказалось, на меня. Приняли в агентство, которое работает по всему миру. Сделали портфолио, и скоро предложили работу в Китае. Я отказалась, потому что училась на актёрском факультете и собиралась посвятить всю жизнь театру. Какая наивная! Но стала ездить сниматься в Европу.

Впрочем, у меня сомнительное ощущение от модельного бизнеса. Это ведь тоже торговля телом. Как и в актёрской профессии – тебя выбирают «по зубам», по твоей органике, по внешности - подходишь ты или нет. Тем не менее, хочется  снять клише с модельного бизнеса, моделинг - это прекрасная сфера, никак не связанная с эскортом. В моделинге много свободных, интересных людей - невероятных профессионалов, фанатиков своего дела: визажисты, стилисты, дизайнеры. Люди горят! Находят высокие смыслы в одежде и в моде. Это очень привлекает и заряжает. И перестаёт быть «торговлей». А ещё в модельной сфере можно быть кочевником. Жить по несколько месяцев в разных странах.

- Вы играли в спортивной драме «Регби». Вы же и в жизни активно занимались спортом и даже стали КМС по художественной гимнастике, верно?

- Это было желание моих родителей, я занятия не очень любила. Я выступала до 12 лет, в Белоруссии, но потом травма, продолжать было нельзя. Параллельно - плавание, конный спорт, большой теннис. Спорт мой друг.



- Любите лошадей? Они умные животные, или глупые, пугливые?

- Замечательные, такие же как собаки. Хочу сыграть роль - чтобы весь фильм не сходить с седла. У меня мечта – в старости иметь дом на берегу моря, с огромным пляжем и лошадью, чтобы каждый вечер прогуливаться верхом на закате солнца.

- Любите море?

- Да. Недавно была в фольклорном лагере на Белом море. Я много путешествую, и у меня нет самосознания, что я русская или белоруска: у меня много польских, литовских, эстонских, украинских корней. Поехала на Север, чтобы почувствовать себя русской. Это были дни, наполненные лекциями о мезенских прялках, деревянном зодчестве, о музыке и обрядах. По возвращению я поняла, что мне срочно нужно изучать белорусский и литовский фольклор и мою родословную. Север мне понравился. Чувствуется там свободный русских дух.



- Неужели?

- Там не было жёстких крепостнических условий, люди жили сами по себе, были свободными. Но сейчас - такое запустение. 90% деревянного зодчества в ужасном состоянии, люди живут без газа, без водопровода. Мы как-то проезжали мимо деревни и спросили, где можно воды попить. На нас посмотрели как на дураков -  вот же, река! Колодца в деревне нет.

- О каких ролях вы мечтаете?

- Я хотела бы иметь в своём портфолио совершенно разные роли, именно поэтому буду отказываться от каких-то похожих проектов. Хотелось сыграть военную роль – она уже есть. Одну – лирическую, сериальную, чтобы все домохозяйки глотали слёзы. Ещё – комедийную. Мечтаю о прекрасной коллекции ролей, чтобы попробовать свои силы в других странах.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.