15 сентября в Большом зале Петербургской Филармонии состоится финал XVI Открытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова. В преддверии этого события мы встретились с художественным руководителем Фонда Андрея Петрова, выступающего организатором конкурса, Ольгой Андреевной Петровой.
– Ольга Андреевна, как прошло празднование дня рождения Андрея Павловича в этом году?
– Нам наконец-то, после нескольких лет паузы, связанной с пандемией, удалось отметить день рождения композитора настоящим живым концертом в Сквере Андрея Петрова. Собралось больше восьмисот человек, весьма внушительная компания для небольшого сквера. На сцене выступали наши любимые артисты, давно уже ставшие друзьями Фонда – Вера Свешникова, Анна Малышева, Дмитрий Ковзель, Эдуард Хиль – младший, Елена Газаева, Наталья Диевская и Манана Гогитидзе. Концертная программа, которую мы там представили, получила название «Вокзал для двоих». Она посвящена 95-летию со дня рождения Эльдара Рязанова и дружбе - человеческой и творческой - длиною в жизнь, связавшей композитора и режиссера.
– Приближается финал XVI Открытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова. Что нового было в этом году?
– Наш конкурс проходит уже в шестнадцатый раз, но каждый год мы испытываем волнение, будто проводим его впервые. В этом году он проходит в номинации «Симфоническая музыка», к которой мы добавили номинацию «Берег надежды» для молодых композиторов в возрасте до 25 лет. Это позволило нам привлечь внимание талантливой молодежи - ребят, только начинающих свою композиторскую биографию. Конкурс всегда был открытым, ни возраст, ни место проживания для участия в нем не имели и не имеют значения. Но композиторы, как известно, народ очень специальный, многие начинающие не готовы соревноваться с более взрослыми, опытными коллегами по цеху.
– Нововведение оправдало себя?
– С уверенностью говорю: да, оправдало! В новую номинацию мы получили 43 заявки, в номинацию «Симфоническая музыка» - 163. Состав конкурсантов помолодел, а мы получили возможность заглянуть в будущее. Пройдет не так уж много времени, и музыка именно этих молодых композиторов, только заявляющих о себе сегодня, будет звучать в концертных залах России и за рубежом.
– Изменилась ли география участников?
– В этом году мы получили меньше заявок из ближнего и дальнего зарубежья и больше – из разных уголков России.
– Кто оценивает произведения конкурсантов?
– В жюри председательствует Народная артистка Азербайджана композитор Франгиз Ализаде, в составе жюри Александр Кнайфель, Настасья Хрущева, Анатолий Королев, Артур Вабель, Александр Радвилович, Дмитрий Янов-Яновский и Аркадий Штейнлухт. Хочется отметить, что мы приглашаем в жюри очень разных, но обязательно ярких, талантливых, авторитетных композиторов и дирижеров, исходя из их профессионализма, а не медийности.
– За эти годы в составе жюри заседали выдающиеся и даже легендарные российские композиторы. Многие авторы, уже завоевавшие себе имя, подают заявки на участие в конкурсе. Как вы думаете, почему он пользуется таким доверием в музыкальном сообществе?
– Конкурс, особенно его симфоническая часть, проходит на высочайшем профессиональном уровне. К тому же, многим нравится система анонимности, действующая на протяжении всего проведения конкурса от подачи заявок до финала. Авторы присылают свои произведения не под именами, а под некими девизами, что позволяет нашему компетентному жюри сконцентрироваться на музыке, а не на именах композиторов, ее создавших.
– Что-то или кто-то стал открытием этого года лично для вас?
– Меня вдохновляет количество молодых композиторов, приславших заявки на участие в конкурсе, и уровень их сочинений. И очень радует, что многие композиторы, дошедшие или не дошедшие до финала прошлых конкурсов, заявляются со своими новыми произведениями. Это говорит о том, что нам удалось создать пространство, в которое хочется возвращаться. На мой взгляд, это очень ценно.
– А в музыкальном плане?
– Некоторые из произведений, которые мне понравились, к сожалению, не вышли в финал, другие прозвучат 15 сентября в БЗФ. И мне очень интересно, кто же все-таки их написал.
– Билеты на финал Открытого конкурса продаются во всех театральных кассах города и в кассах Филармонии. Что ждет зрителей, пришедших на концерт?
– В двух отделениях оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Федора Леднева исполнит девять конкурсных произведений: шесть, вышедших в финал из номинации «Симфоническая музыка», и три – из номинации «Берег надежды». В третьем отделении, пока жюри будет выбирать победителей конкурса, прозвучит музыка Андрея Петрова, после чего будут объявлены результаты и пройдет церемония награждения.
– Насколько силен интерес к музыке современных академических композиторов со стороны зрителей?
– То есть, соберется ли публика на финал конкурса?
– Да.
– Концерты, в которых звучит музыка современных академических композиторов, проходят довольно редко, поклонники серьезного искусства стараются их не пропускать. Интерес к финалу конкурса и в эстрадной, и симфонической номинациях довольно высок, особенно в последние годы. К тому же, пришедшие на концерт тоже будут голосовать. И то сочинение, которое наберёт наибольшее число голосов зрителей, получит приз зрительских симпатий.
– Андрей Петров сказал как-то: «Я за такую симфоническую музыку, которая нашла бы путь к сердцам широкого круга слушателей, а не была бы сферой интересов узкого круга эстетов».
– И мы – организаторы, и конкурсанты, и члены жюри, и оркестр под управлением Федора Леднева, и все партнеры конкурса – Министерство культуры РФ, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Президентский фонд культурных инициатив и многие-многие другие, абсолютно согласны со словами Андрея Павловича Петрова.
– Конкурс подходит к финалу, скоро можно будет, наконец, отдохнуть.
– Скорее, выдохнуть и вдохнуть. Впереди открытие Всероссийского фестиваля музыки Андрея Петрова и Детский композиторско-исполнительский конкурс «Бывает все на свете хорошо».