Диана ГУРЦКАЯ выступает на сцене около 30 лет. Её песни «Ты здесь», «Нежная», «Ты знаешь, мама» знают все практически наизусть. В этом году певице присвоили почётное звание народного артиста России. «Аргументы недели» побеседовали с исполнительницей и узнали, о чём она мечтает и как проходит подготовка к её благотворительному фестивалю «Белая трость».
– В этом году вас удостоили самого высокого звания – народного артиста России. Считаете ли вы, что достигли пика своей карьеры?
– Когда в семидесятые годы прошлого века в глухом абхазском селе родилась незрячая девочка, даже самый смелый фантазёр не предсказал бы, что спустя десятилетия в Кремле ей вручат высшую артистическую награду. Это итог труда многих десятилетий. В нём – доброта и поддержка всех, кто за эти годы протянул руку, поддержал в каком-то начинании. Но также и доказательство тем, кто не верил, ведь они закаляли и давали стимул. Я благодарна всем, с кем встретилась на этом пути. И, конечно же, зрителям! Теперь ещё сильнее волнуюсь перед выходом на сцену – не имею права подвести всех, кто верит в меня.
А что касается вершины, я не считаю, что достигла конечной точки. Никогда не было такого, что я добилась цели и теперь считаю себя крутой. Нет. Человек постоянно растёт, работает над собой, и я не исключение. Меняется подход к вокалу, к аранжировке, поэтому надо быть в курсе всех изменений, приобретать новые знания. Ещё раз подчеркну, что звание народного артиста – огромная ответственность. Ведь подниматься трудно, а упасть легко, вот почему надо держаться на плаву.
Мне тоже есть к чему стремиться, и у меня есть мечта: хочу сделать сольный концерт с оркестром в большом зале. Например, в Кремлёвском дворце или в «Крокус Сити Холле». Возможно, это и будет высокой вершиной для меня. Как говорится, всё начинается с мечты, и я верю, что она исполнится.
– На вашем официальном сайте указано, что вы ещё мечтаете о своей телевизионной программе и мюзикле. О чём бы была ваша программа? В каком амплуа вы себя видите?
– Да, я бы с радостью вела свою телепрограмму, поэтому если у кого-то есть какие-то предложения, с удовольствием их выслушаю (смеётся). Конечно же, она будет о доброте, об отношении к жизни, любви к людям, к детям, о тех, кто протягивает руку помощи окружающим. Я на протяжении шести лет вела на радио «Дорогую передачу», на мой взгляд, я уже готова к телевизионному формату. Меня учили лучшие из лучших: Елена Абакумова, Александр Олешко. Они подсказывали, как импровизировать, какие вопросы задавать и т.п. Я с теплотой вспоминаю это время: в студии царила максимально уютная, домашняя атмосфера.
Сейчас я в позиции наблюдателя и зрителя: смотрю за нашими ведущими, журналистами, как они ведут свою программу, как общаются с гостем. У каждого можно что-то почерпнуть и чему-то научиться. Мне нравятся Дмитрий Дибров, Татьяна Устинова, обожаю Юлию Меньшову. У неё была фантастическая передача «Наедине со всеми», в которой я тоже участвовала. Этот человек настолько расположил меня к себе, что мой страх окончательно развеялся во время разговора. Я доверилась ей, и наша беседа получилась очень интересной. Была в гостях и у Киры Прошутинской. Она раскрыла меня до такой степени, что я даже позволила себе немного пустить слезу. Это её заслуга, что она сумела показать меня с разных сторон, затронуть нить в моей душе.
Что касается мюзикла, то почему бы и не попробовать? После проекта «Танцы со звёздами» я поняла, что не боюсь ничего на свете. Когда меня пригласили участвовать в программе, сразу согласилась. Такого быстрого ответа я не ожидала от себя самой, но нисколько об этом не жалею, так как я окунулась в настоящую сказку. Я танцевала всё: и венский вальс, и буги, и ча-ча-ча. Я никогда себя не видела в таком амплуа, это был очень интересный опыт. Поэтому в мюзикле я бы тоже с радостью приняла участие.
На мой взгляд, чем бы ты ни занимался, самое главное – вкладывать свои сердце и душу. Искренность всегда подкупает, и чем больше ты её проявишь, тем лучше тебя будут понимать зрители. На телеэкране я всегда была собой: могу и заплакать, и посмеяться. Я тоже человек, и ничем не отличаюсь от других.
– Помимо музыки вы ещё занимаетесь благотворительной деятельностью. 13 октября пройдёт ваш фестиваль «Белая трость», где незрячие и слабовидящие дети выступят на одной сцене с артистами российской эстрады. Как проходит подготовка к мероприятию?
– Мы объездили множество регионов, провели достаточное количество отборочных туров, но будем ещё рассматривать кандидатуры. Очень запомнились дети из Ростова-на-Дону, Ижевска. В этом году также участвуют ребята из Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы, Беларуси и других стран.
Честно скажу, я очень дорожу этим фестивалем. Это настоящая сказка. Я с трепетом вспоминаю свою первую встречу с моим незаменимым учителем Игорем Юрьевичем Николаевым, которая изменила практически всё в моей жизни. С этого началась моя история. А теперь я вижу, как сбываются мечты у других. Наши дети стоят на одной сцене с Валерией, Димой Биланом, Ларисой Долиной, Тамарой Гвердцители, Львом Лещенко и многими другими. Я благодарна Богу, что у нас есть такой грандиозный фестиваль, благодарю всех, кто помогает нам. За всё время существования «Белой трости» мои коллеги по цеху ни разу не сказали «нет». Зара, Марк Тишман, Родион Газманов, Саша Олешко и другие, несмотря на свои плотные графики, гастроли, всегда участвуют. Но знаете, что мне нравится больше всего? Они теперь говорят: «А когда в этом году будет НАШ фестиваль?» Представляете? Они уже стали неотъемлемой частью проекта. Мне также приятно, что мои коллеги поддерживают связь с нашими детьми. Когда мне говорят: «Диан, я тут общалась с ребёнком…», понимаю, что это ребёнок с фестиваля. Моя душа радуется! Какое счастье осознавать, что мир не без добрых людей, и эти люди меня окружают! Вот представьте, что вы вышли на солнце и вас начинают согревать его лучи, – вот то же самое происходит в моём сердце.
– Фестиваль идёт с 2010 года. Скажите, он как-то изменился за это время?
– Конечно, он меняется. Пишутся новые песни, меняются площадки. Мы каждый раз думаем, чем удивить зрителя на этот раз. Но то, что остаётся неизменным, – это дети. Что в 2010 году, что сейчас – они все очень одарённые, мегаталантливые. Каждый год мы в этом убеждаемся. В них живёт музыка, она рвётся из их души, и это чувствует зритель, когда дети выходят на сцену.
– Вы много помогаете детям с ограниченными возможностями здоровья. В вашем центре социальной интеграции ребята занимаются вокалом, танцами, прикладным искусством, театральным мастерством. Много ли ваших подопечных решают связать свою жизнь с творческой профессией?
– Наша цель – развить творческий потенциал у детей с инвалидностью. Мы не ограничиваем в выборе занятий, наоборот, хотим, чтобы ребёнок попробовал себя в разных сферах. Например, Настя Суркова уже определилась, хочет заниматься только пением и мечтает поступить в Гнесинку. Она отлично поёт, вокал – её призвание. Есть замечательный мальчик Слава Ишмуков. Он очень многогранный: и танцует, и поёт. За что бы он ни брался – получается отлично. И при этом ему только 10 лет! Поэтому в силу его возраста сложно сказать, какое конкретное направление он выберет. Покажет время. Есть ещё прекрасная Даша Мартыненко. Вы бы знали, какая она талантливая! А как она улыбается… Я не могу увидеть её улыбку, но могу её чувствовать. У Даши такая приятная энергетика, она так любит людей, жизнь. Я могу долго говорить о наших ребятах, они все замечательные. Хочу сказать, что для каждого ребёнка мы стараемся делать всё возможное. Например, у нас есть специальный концертный зал, где дети репетируют. С ребятами работают педагоги и по вокалу, и по актёрскому мастерству. Учат правильно держаться на сцене, подавать себя. Мы хотим, чтобы дети привыкали к сцене, не боялись выступать на концертах, участвовать в конкурсах. Они должны понимать, что волнение – это нормально. Каждый артист волнуется перед выходом. Я и сама переживаю, без этого никак. Недавно я пела новую песню, но из-за волнения забыла одну строчку, она просто вылетела из головы. И это нормально, все мы люди.
Важно понимать: какую бы ошибку ты ни допустил, мир от этого не перевернётся, нужно продолжать делать своё дело, не останавливаться. Помню, как в Уфе стала гореть сцена, а я стояла и допевала песню. Я чувствовала, что вокруг меня происходит какая-то суета. Но решила, что если суждено – выживу, нет – значит, так и должно быть.
Я хочу, чтобы дети максимально развили свой творческий потенциал. Ведь творчество помогает жить. Даёт возможность жить. В моём случае, если бы не было музыки, не знаю, что бы было… Мой папа хотел, чтобы я стала филологом. Но не знаю, смогла бы я… Жила ли бы по-настоящему? Я не могу жить без музыки, я растворяюсь в ней. Это мой воздух, этим живу и дышу. Когда наступает важный, ответственный момент, я всегда себе что-то напеваю, чтобы справиться с волнением. Причём я этого не замечаю. Это говорит о том, что музыка – это спасение, талисман для меня.
– Ваш центр совместно с Российской государственной специализированной академией искусств в прошлом году создал проект «Шаг вперёд», где реабилитанты также знакомятся с творческими профессиями. Каковы итоги совместного сотрудничества?
– Задача проекта – соприкосновение с искусством, культурой. Студенты приезжают к нам, обучают наших детей, общаются с ними, обмениваются друг с другом опытом. Вместе ребята чего-то достигают, приобретают что-то новое. Мы точно будем работать с академией дальше. Это интересно и нашим детям, и студентам. В сентябре уже запустим вторую волну.
– Насыщенная осень у вас выходит. Не устанете от нагрузки?
– Да, она действительно получается очень насыщенной. Жизнь кипит вовсю. В 10 утра уехала по делам, а в 10 вечера возвращаюсь домой. Но знаете, я абсолютно не устала. Мне нравится всё, чем я занимаюсь, и мне очень хочется вкладываться в наших детей. Ведь они – наше будущее, наше завтра. И я в них верю!