> «Чтобы не рисковать суверенитетом»: историк Владимир Петрухин о выборе веры Русью - Аргументы Недели

//Интервью 13+

«Чтобы не рисковать суверенитетом»: историк Владимир Петрухин о выборе веры Русью

№  () от 26 июля 2022 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

28 июля – государственная памятная дата, называемая День Крещения Руси. Можно ли доверять летописному рассказу о выборе веры князем Владимиром? Почему всё-таки православие, а не язычество, не католичество, не ислам и не иудаизм? Что в действительности означали знаменитые слова Владимира – «Руси есть веселие пить, не можем без того быть»? Осуществлялась ли христианизация Русской земли «огнём и мечом»? Правы ли неоязычники, утверждающие, что Крещение уничтожило «родную славянскую письменность»? Гость «АН» – доктор исторических наук Владимир ПЕТРУХИН, главный научный сотрудник отдела истории Средних веков Института славяноведения РАН.

– Как известно, Крещению Руси предшествовала попытка Владимира создать единую русскую религию на базе язычества. Эту потребность – потребность в единой религии – объясняют интересами государственного строительства.

– Совершенно верно. Главная проблема становления государства – это преодоление, говоря современным языком, племенного сепаратизма. Русские племена враждовали. Даже автор начальной русской летописи, созданной в Киеве более ста лет спустя после Крещения Руси и известной как «Повесть временных лет» (ПВЛ), демонстрирует неодинаковое отношение к племенам. Себя он отождествляет с киевскими полянами и говорит о них как о самых добродетельных и цивилизованных, а о древлянах, проживавших по соседству, говорит, что они жили в лесах «зверинским» образом. И вятичей, обитавших на территории будущей Московии, он тоже относит к диким племенам.

Описанный в ПВЛ пантеон из шести деревянных идолов, которых Владимир водрузил возле своего двора теремного, опирался на разные племенные традиции – и до сих пор местами непонятно, на какие именно. Кто такой Перун – мы знаем: бог-громовержец, бог войны. А кто такой Хорс? По-видимому, это влияние ираноязычного населения причерноморских степей.

– Скифов?

– Нет, их потомков – аланов. В русских летописях – «ясы». Их наследниками считаются осетины. Так вот, Хорс отождествляется с небесным сиянием. Дальше в летописи назван Даждьбог – божество, дающее благо, богатство (от старославянского «даждь», что значит «дай»). В «Слове о полку Игореве» Даждьбог – это солнечный бог. Затем идёт Стрибог – это, согласно тому же «Слову…», бог ветров. Он занят божественной коммуникацией – распространяет благо на тех людей, которые ему поклоняются. Олицетворяет атмосферные явления, от которых зависит вся жизнь коллектива.

А дальше – опять непонятно. Что за бог такой – Семаргл? Наиболее убедительная версия: это иранский Сенмурв. Химерическое существо, совершенно гнусное с точки зрения христианства и даже с точки зрения античности, согласно которой боги должны быть прекрасными. Сенмурв – это собака с птичьими крыльями и в рыбьей чешуе. Вестник, который должен уметь быстро перемещаться и по земле, и по воде, и по воздуху.

И замыкает пантеон единственная дама – Мокошь. Очевидна созвучность со словами «мокнуть», «мокрый», «мокрота». До наших дней дожило славянское фольклорное представление о «матери сырой земле»: нужна влага, чтобы земля оплодотворилась и дала урожай. Проще говоря, нужен дождь. Таков универсальный сюжет всех дохристианских религий – священный брак матери-земли и громовержца.

В общем, пантеон Владимира – это славянский дохристианский космос: сверху небесные боги – Перун, Хорс и Даждьбог, затем бог атмосферы – Стрибог, внизу – мать-земля, а между ними бегает эта «служебная собака», вестник. Выдумать такую космограмму христианин-летописец не мог – значит, излагал дошедшую до него традицию.

– Стало быть, «Повести…» можно доверять.

– Конечно. Кстати, подлинность рассказа о выборе веры Владимиром, изложенного в ней, многие ставили под сомнение. Мол, русский монах-летописец взял готовый религиозный диспут, известный ему из истории Византии, и переложил его на родную почву – выдумал русский сюжет на основе византийского. Не могло быть в тогдашнем Киеве, говорили скептики, диспута между христианами и иудеями, потому что, мол, неоткуда было там взяться иудеям, ведь миссионерство (проповедничество. – Прим. «АН») в иудаизме запрещено.

Этот довод звучал довольно убедительно… пока в прошлом веке чикагский историк Норман Голб не открыл древнейший из ныне имеющихся документов, составленных на Руси. Он обнаружил его в архивах каирской синагоги. Этот документ – письмо. Оно написано на библейском иврите, хорошо читаемо и датируется X веком. В нём идёт речь об иудее, который не смог уплатить долг и потому попал в тюрьму, – иудейская община Киева обращается за помощью к единоверцам в других странах. Таким образом, перед нами свидетельство, что иудеи в тогдашнем Киеве жили. Причём, судя по именам доверителей, это были не собственно евреи, а хазары-иудеи (как известно, верхушка Хазарии исповедовала иудаизм). Миссионерством они, скорее всего, не занимались, однако не удержались от участия в диспуте. Как мы знаем из истории Европы, иудеи всегда вмешивались в религиозные споры. Заканчивалось это для еврейских общин зачастую печально, но остановить этих своих энтузиастов они не могли.

– К диспуту Владимира с иудеями сейчас подойдём, а сперва покончим с язычеством: почему из него ничего не получилось?

– Потому что пантеон Владимира – это синтез разных племенных традиций. Попытка сшить нечто цельное из разных лоскутов. Вспомните великий Рим: в его пантеоне находились десятки божеств – в том числе иранские, египетские… В итоге язычество не смогло удержать Римскую империю в своих руках – победило христианство. Победило не только политически, но и в умах, в том числе в умах римской элиты.

Что же касается иудаизма, то ответ Владимира хорошо известен: Русь не пожелает себе той судьбы, которая постигла народ иудейский, – крушения государства и рассеяния по миру. Ещё более широко известен ответ Владимира мусульманским проповедникам: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». Эти слова сегодня нередко служат оправданием русского пьянства, но в действительности речь шла о другом. Пиры князя Владимира с распитием дорогих привозных напитков (импортозамещения не было, в лесной Руси не выращивался виноград) – это не просто пиры. За столом решались государственные проблемы. Веселие-питие было способом управления государством, и отказаться от этого князь не мог.

Кстати, подобно тому, как иудеи попали в Киев вовсе не с Ближнего Востока, мусульмане пришли тоже не оттуда, как кто-то мог бы подумать. Эти мусульманские проповедники прибыли из Волжской Булгарии, исповедовавшей ислам. Русь и Волжская Булгария находились в режиме военно-политического противостояния, и булгары явились не просто с проповедью, а с дипломатической миссией: мусульмане не могли заключить мир с язычниками, потому что язычество для мусульман – преступление.

– А кем были католические проповедники?

– Немцами. Немногим ранее немецкий король Оттон занял Рим и с папского благословения принял императорский титул – так стала формироваться Священная Римская империя, претендовавшая на преемственность от античной Римской империи. Ответ Владимира немцам-католикам довольно загадочен: «Отцы наши этого не приняли». Возможно, католики пытались крестить Русь при Ярополке – его старшем брате. Но главными причинами для Владимира отказать католикам были совсем другие – политические.

– А именно?

– Для западного христианства папа выше императора, а для восточного (византийского. – Прим. «АН»), наоборот, император выше патриарха. Неудивительно, что князю Владимиру больше приглянулся второй вариант. Зачем ему подчиняться папе римскому? Кроме того, вместе с католичеством на Русь пришли бы развитый феодализм с римским правом – и возникла бы необходимость делить землю между дружинниками, что породило бы конфликты, так как русское общество к этому было не готово. К тому же император Священной Римской империи, будучи главой феодальной системы, стал бы главнее русского князя.

– Иными словами, пострадал бы суверенитет Руси. А не было ли этого риска при принятии византийского христианства? В Византии феодализм не так глубоко пустил корни, как в Западной Европе, но всё же.

– Я придерживаюсь следующей версии. Именно для того, чтобы, как вы выразились, не рисковать суверенитетом, Владимир предпринял поход на важнейший крымский город Византии – порт Херсонес, располагавшийся на месте нашего Севастополя (императрица Екатерина Великая, основав Херсон в Причерноморье, допустила путаницу). Он сделал это, чтобы поставить Византии условие: Русь примет Крещение только в том случае, если будет гарантирована независимость русских князей от византийских императоров, а женой Владимира – залогом его независимости – станет византийская царевна. Время для этого демарша Владимир выбрал удачно: в Византии шла гражданская война, к Константинополю подходил узурпатор. И, заняв Херсонес, наш князь отправил на помощь византийским императорам – братьям Василию и Константину – большое варяжское войско. Оно спасло императоров, и в течение последующих 100–150 лет византийский двор опирался на варяжскую гвардию. Владимир добился своего: Крещение Руси прошло на выдвинутых князем условиях.

– Неоязычники утверждают, что Крещение уничтожило «родную славянскую письменность» и изложенную на ней «великую истиннорусскую культуру». Спекуляции?

– Конечно. Наличие у русских дохристианской письменности ничем не подтверждается. Всё это довольно гнусно: вспоминаются нацисты 1930-х годов, решившие, что христианство навязано извне и лишило народы Европы природных культурных корней.

– О неоязыческих корнях нацизма мы подробно писали совсем недавно – к годовщине нацистского нашествия («АН» №24 от 22 июня 2022 г.). А что скажете насчёт Крещения Руси «огнём и мечом»?

– «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём» – эта знаменитая фраза взята не из летописей, она придумана первым русским историком Василием Татищевым (1686–1750). Он выдумал целую «Иоакимовскую летопись»: она изображалась древнейшей и произвела скандал в отечественной историографии. Татищев восполнял пробелы летописания собственными конструкциями и, начитавшись хроник Запада, где было противостояние христиан и язычников, решил, что на Руси происходило то же самое. Само выражение «огнём и мечом» – перевод латинской поговорки. Я археолог, для меня первоисточник – это археологические раскопки. И надо сказать, они никак не указывают на факт религиозной войны.

– Даже в Новгороде?

– Даже в Новгороде. Да, зафиксированы следы новгородского пожара 980-х годов, но из чего следует, что пожар возник из-за языческого мятежа? Русские города были деревянными, печное отопление – примитивным, топили «по-чёрному» (без дымохода. – Прим. «АН»), и горели эти города по пять раз в столетие.

Скажу больше, археология прямо указывает на то, что народ принял христианство добровольно. Языческим обрядом погребения служила кремация, а могилой – курган. И сразу же после Крещения Руси кремация в русских городах исчезает (хотя курганы встречаются ещё в течение столетия). Тела похоронены строго по-христиански – лицом на восток, потому что Второе пришествие Христа ожидается с востока. Никаким мечом этого не добьёшься. Значит, наши предки задумались о спасении души. Чего и желаю всем читателям.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Арбитражный суд Москвы арестовал денежные средства и имущество Анатолия Чубайса

Арбитражный суд Москвы арестовал денежные средства и имущество Анатолия Чубайса. Суд также арестовал денежные средства и имущество бывшего министра экономики Якова Уринсона и других бывших менеджеров «Роснано». Судья Анна Петрухина приняла это решение в рамках обеспечительных мер по иску компании к ее бывшему руководству. 12 декабря Группа «Роснано» предъявила иск к бывшим руководителям компании о взыскании 11,9 млрд руб. убытков по проекту Crocus, целью которого было создание на территории России производства магниторезистивной оперативной памяти MRA, - сообщает РБК. Источник РБК рассказал, что арбитраж арестовал имущество Чубайса «в пределах заявленных исковых требований в размере почти 12 миллиардов рублей. Арест наложен на активы Олега Киселева, Сергея Калюжного, Андрея Кушнарева, Дмитрия Лисенкова, Андрея Малышева, Андрея Трапезникова, Дмитрия Пимкина, Германа Пихои, Бориса Подольского, Якова Уринсона, Юрия Удальцова и Владимира Аветисяна. «Роснано» обвиняет их в «неразумных и недобросовестных действиях и бездействии» при реализации проекта MRAM. Ущерб «Роснано» оценивает в 41 млн евро, 35 млн долларов и 5,5 млрд рублей. Адвокат Чубайса Павел Хлюстов отказался от комментариев.