Владимир Джанибеков: Монгольские космонавты говорят на русском лучше, чем мы
№ () от 10 мая 2022 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
13 мая дважды Герой Советского Союза, единственный в истории лётчик-космонавт 1-го класса (больше никто в истории не получил этого ранга!) Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ отмечает восьмидесятилетие. Генерал-майор авиации – третью Золотую Звезду для него пожалели, чтобы не создавать конкурента «дорогому Леониду Ильичу Брежневу». Все пять полётов на орбиту в качестве командира! Самый знаменитый полёт – с Виктором Савиных на реанимацию практически мёртвой станции «Салют-7». Шансы на успех специалисты тогда давали очень скромные. И никакого генеральского «рыка»! Сегодня он, как и прежде, пишет картины, практически ежедневно стреляет из лука (увлечение с 1980-х, когда он возглавил Федерацию стрельбы из лука), спортивный лук объехал с Джанибековым множество стран. Внимательно следит за тем, что происходит в родной отрасли, – на фоне специальной военной операции и санкций неизмеримо выросло значение собственных космических программ. От глобальной системы позиционирования ГЛОНАСС до спутников дистанционного зондирования Земли.
Орбитальная РОСС
– «Аргументы недели» спешат заранее поздравить с юбилеем!
– Да пора уже в ящик сыграть, достали напоминаниями про возраст (смеётся).
– По делам космическим. Дмитрий Рогозин объявил, что российская орбитальная служебная станция (РОСС) будет, уже приступили к эскизному проектированию. Решение, с вашей точки зрения, верное?
– Согласен – правильное!
– А что означает слово «служебная»? Только то, что на ней не будет постоянно работать экипаж, как на МКС?
– Это разумный подход. Небольшой экипаж привозит с собой системы жизнеобеспечения, отрабатывает какую-либо целевую программу, к которой заранее основательно подготовились, вернулись на землю. А дальше станция без лишних заморочек летает сама по себе.
– Автоматика своё дело делает, ЦУП контролирует и управляет?
– Тут надо учесть планирование на высокие наклонения орбиты станции, приполярные, а там повышенный уровень радиации. Поэтому народу на станции длительное время пребывать не следует.
– Так понимаю, важно, чтобы она летала и над территорией России?
– Естественно! С МКС мы сейчас видим около 5% территории страны.
– Отношение к тысячам спутников Starlink компании SpaceX Илона Маска?
– Отрицательное. Мусор! Космический, естественно.
– Но они же когда-то будут сходить с орбиты и сгорать в плотных слоях атмосферы?
– Какая разница, мусор у тебя на кухне или у порога?
– Как я понимаю, с американцами нам уже однозначно не следует ввязываться в совместные космические программы. А с китайцами?
– Тоже не очень надёжно.
– Китайцы же у нас очень много взяли, достаточно посмотреть на их орбитальные станции и корабли.
– У нас генетически заложенные противоречия – как в нас, так и в них. Разные цивилизации, разные философия, язык.
– Вы же с монгольским космонавтом Жугдэрдэмидийном Гуррагча летали, и это что, тоже иная цивилизация?
– Начнём с того, что Гуррагча, что его дублёр Майдаржавын Ганзориг, на русском говорят лучше, чем мы, русские. Вся техническая школа там была на русском языке. Общаться было легко, как со своими, в Институте космических исследований. С нашей помощью хорошую программу сделали.
– Понятно – а у Китая всё своё, для себя. Древняя цивилизация!
Прогноз
От Владимира Джанибекова для просвещённой Европы:
– Важно, как они разберутся с надвигающимся «проблемным клубочком» в экономике. США выдержат, но американцы откачают из Европы всё, что можно. И в Европе проблемы будут большие. Им будет не до той же Прибалтики, которая у них на дотации. Сколько это может продолжаться? Германия уже задумалась: «Новым оружием делиться не будем – у самих мало, старое берите, стволы вроде маслом смазаны, остальное – ваши проблемы».
– Им будет не до космических исследований?
– Им скоро будет не до Прибалтики, ни до чего. Не жить, а выживать будут.
На тренажёре круче бывало!
– К программе многократно слева и справа критикуемой ракеты-носителя «Ангара» какое отношение? История создания ракеты-носителя изрядно затянулась.
– Положительное. Разумно выстраивается линия блочных решений – собирать ракеты-носители как конструктор, от лёгких до тяжёлых. Вспомните, сколько критики было с нашими подводными пусками ракеты «Булава»? Имела место полоса неудач, а теперь всё наладилось. И критики умолкли.
– Сейчас появились «Калибры», «Кинжалы», «Ониксы», «Цирконы», «Искандеры». А каков запас этих ракет? Вот, что волнует в сегодняшних реалиях. Сколько можем производить?
– Хочется надеяться, что всё глубоко просчитано, подготовка тоже не один год шла. Ещё в 1990-е годы стало понятно, куда что идёт. Тогда работали не так открыто, но результаты сегодня проявились. Ещё в 2007-м Владимир Владимирович «партнёров» предупреждал. За эти годы кое-что накопилось.
– Выходит, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин свой функционал исполняет успешно?
– Несомненно. У него огромный опыт, многогранный. Он не только космосом занят, заглядывает и в другие области. Образованный человек способен заниматься самообразованием.
– А как же чудовищное воровство и распилы на строительстве космодрома Восточный? Правда, сейчас вроде бы порядок навели?
– Восточный на виду. Но были совершенно другие конкретные задачи – чтобы ракетная промышленность обеспечивала оружие, нормально работала. А всё остальное: получится – хорошо, не получится – потом сделаем. Восточный в большей степени вынужденная политическая программа, поскольку с Казахстаном тяжело разговаривать.
– Да, последние события в этой стране – участнице ОДКБ ваши слова подтверждают.
– Я помню разговор с премьер-министром Казахстана году в 1993–1994-м, когда решалась судьба космодрома Байконур. Лихие были высказывания: «Мы сами с усами, без вас будем запускать ракеты». Наши специалисты, по его видению, должны просто всё подготовить к пускам. У меня тогда сразу сложилось впечатление, что сильно дружить мы уже не будем. Точно так же президент Ислам Каримов поступил в Узбекистане – дал приказ всю техническую и специальную литературу, документацию перевести на узбекский язык. Первыми стонать начали медики, русский и латынь под запретом, в узбекском языке таких слов нет. В аптеках тогда лежали лекарства с названиями: «Для глаз», «Для живота», «Для головы» – порошки, расфасованные по пакетикам. Таблетки исчезли!
Специалисты потянулись в Россию. Замминистра спрашивает у меня: «В Москве найдётся хороший стоматолог?» Сами потом смеяться начали: «Золотые головы уехали, золотые руки тоже (этнические немцы), остались только золотые зубы». Где теперь Ташкентский авиазавод, который выпускал в год до 72 тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76 в год? Сколько стран машины такого класса строили?
– Две страны – до 1991-го СССР и США. Сейчас Китай в этот почётный пул встроился. Их самолёт очень похож на нашего «Илюшу». Теперь в Ульяновске с трудом раскручивают производство этих самолётов. От момента решения переноса производства в Россию и подписания контракта в 2012 году построено всего 10 машин. Но хочу вступиться за узбекских производителей – у них делают очень приличные поезда типа наших «Сапсанов».
– Проехать на их «Сапсане» по узбекской железной дороге – экстремальное приключение. Большое испытание для нервной системы. Колея раздолбанная, поезд летит на сумасшедшей скорости, швыряет из стороны в сторону, стакан на столике не устоит. А привязных ремней безопасности, как в самолёте и космическом корабле, нет. Про крушения не слышал, но по логике они должны быть.
– Странно слышать про экстрим на железной дороге от человека, пять раз летавшего на орбиту. Про вашу работу в космосе много читал, много и от вас слышал – вот это в самом деле экстрим!
– Ничего особенного там и не было. На тренажёре круче бывало, а там, на орбите, всё по сложности на троечку из десяти тянет. Когда летели с французом Жан‑Лу Кретьеном и Александром Иванченковым на «Союзе Т-6», отказала система автоматической стыковки. Взял управление на себя. Солнце перед стыковкой светило прямо в визир. А в этих линзах бывает ещё игра света. Но станция вращалась, я выждал пару минут, «мишень» закрыла Солнце, вышло солнечное затмение, всё прояснилось – есть стыковка!
«Старлинк» Илона Маска перешёл на военные рельсы
26 февраля 2022 года Илон Маск заявил, что услуги его компании станут доступны на Украине. 1 марта появилось сообщение о доставке первых наземных терминалов Starlink на Украину. В течение марта SpaceX отправила туда тысячи терминалов спутникового Интернета Starlink, сообщила президент компании Гвинн Шотвелл. Используются они в основном вооружёнными формированиями Украины – для связи, передачи разведданных, в том числе от натовских структур. По словам Шотвелл, поставки терминалов Starlink на Украину финансируются преимущественно из частных источников. Некоторые верят...
Мне сверху видно всё, ты так и знай!
Значимость космических программ для страны переоценить трудно. Создатель множества боевых ракет (в том числе непостижимого боевого блока «Авангард») конструктор Герберт Ефремов десять лет назад в интервью «Российской газете» сказал: «На Марсе и на Луне наших позиций не укрепишь, там нет для нас прагматичных задач. Есть более актуальные проблемы. Например, все ли знают, что во время пятидневной войны 2008 года (операция по принуждению Грузии к миру) мы были вынуждены получать космические снимки об обстановке в Цхинвале из Израиля? Были проблемы с самолётной аэросъёмкой, не было отечественной системы разведки из космоса. Не всё ещё могу рассказывать, но это так».
С момента интервью Герберта Ефремова прошло десятилетие, и есть надежда, что снимки об обстановке в Киеве получаем со своих спутников.