> Писатель Виктор Слипенчук: о любви, Боге и поиске смысла жизни - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Писатель Виктор Слипенчук: о любви, Боге и поиске смысла жизни

№  () от 26 апреля 2022 [«Аргументы Недели », Игорь ЕПИФАНОВ ]

Виктор Слипенчук

Выдающийся русский писатель Виктор Трифонович Слипенчук написал много прекрасных произведений. Большинство из них вошли в восьмитомное собрание сочинений, которое выпускает издательство «Художественная литература» в серии «Мастера русской прозы». В связи с недавним юбилеем – 80-летием писателя и изданием восьмитомника книжный магазин «Библио-Глобус» и издательский дом «Аргументы недели» проводят конкурс среди читателей с розыгрышем ценных призов. Победители конкурса отправятся в путешествие по памятным местам России. На днях вышел в свет пятый том собрания сочинений Виктора Слипенчука. Предлагаем вашему вниманию интервью с писателем.

– Одну из своих книг вы посвятили жене. Другу, соратнику – Галине Михайловне. Насколько значимо её влияние на ваше творчество?

– Я посвятил ей не книгу, а книжку – «Губернатор», пьесу для театра в десяти эпизодах. Эта книжка больше похожа на толстенькую брошюру. И посвятил её потому, что с момента ухода Галины Михайловны из жизни это была первая книжка, которую написал и издал без неё. В целом же, в объёме всего творчества, любую из своих книг независимо от содержания и жанра я мог бы посвятить ей, потому что её влияние на меня, на моё писательство невозможно преувеличить. Она была первым моим слушателем, редактором, корректором. Особенно это важно, когда пишешь стихи. Часто бывало, читаешь новое стихотворение, она ещё ничего не сказала, а ты уже бежишь к столу, чтобы поправить ту или иную строку. Происходило творческое общение на каком-то телепатическом уровне. И это не уникальный случай.

Например, знаменитый писатель Леонид Андреев (представитель Серебряного века русской литературы, это о его рассказах граф Лев Николаевич Толстой как-то якобы сказал: «Он пугает, а мне не страшно»). Так вот, Леонид Андреев был женат на Александре Велигорской, внучатой племяннице Тараса Григорьевича Шевченко (в наши дни это упоминание, по-моему, вполне уместно), которая была буквально ангелом-хранителем писателя. Викентий Викентьевич Вересаев в своих литературных воспоминаниях замечает, что Леонид Андреев, заканчивая рассказ «Красный смех», боялся оставаться один в кабинете. Его лихорадило, и Шурочка всю ночь не спала, была рядом с ним. В ту ночь Леонид Андреев дважды ставил точку в рассказе «Красный смех». Прочитывал Шурочке, и дважды она, пересиливая себя, говорила ему – нет, это не так. И только на третий раз, слушая новую редакцию, она сказала – да, это так. И он, Леонид Андреев, поставил точку.

Если вам попадётся сборник моих стихов «Свет времени», то вы увидите, что в разделе «Белая птица», посвящённом Галине Михайловне, преобладает грусть. Грусть, конечно, бывает светлая, тем не менее грусть и уныние блуждают в сознании где-то рядом. А уныние, как мы знаем, греховно. В общем, в какой-то момент почувствовал, что мне надо отвлекаться от грустных мыслей. И так как писательство – это способ моей жизни, моего, скажем так, основного времяпровождения, то в самые грустные периоды старался писать произведения весёлые. Тем более что Галина Михайловна любила весёлые вещи. Очень хорошо помню, как она от души, до слёз смеялась, смотря французский фильм «Оскар» с участием Луи де Фюнеса. Думаю, моя пьеса «Губернатор» своей весёлостью ей бы понравилась.

Кроме того, Галина Михайловна была моим официальным секретарём, как и я – членом Литфонда России. Словом, она была моим соратником в полном значении этого слова. Находилась всегда рядом во всех житейских ситуациях. А житейские ситуации бывают весьма и весьма серьёзными (например, подписка о невыезде). И мы с Галиной Михайловной их встречали и провожали вместе. Одному было бы намного труднее – такова жизнь. Помните у Бориса Пастернака в стихотворении «Гамлет»?

Я один, всё тонет

в фарисействе.

Жизнь прожить –

не поле перейти.

– Что такое любовь?

- Вряд ли кто-то ответит вам на этот вопрос. Во всяком случае, каждому человеку свойственно своё понимание. Однозначного ответа не будет хотя бы потому, что у каждого свой идеал прекрасного.

– Пожалуйста, расскажите о своём понимании.

- Дело в том, что это понимание затруднено для осмысления тем, что его невозможно отделить от вызываемых им чувств. Слово понимание в данном случае – всего лишь некий сосуд, в котором столько всего намешано, чему и названий-то подходящих нет. К тому же, если этот сосуд откупоришь, знакомый вам человек настолько сильно преображается, что перед вами возникает совершенно другой человек. В качестве примера на этот счёт приведу афоризмы французского писателя Франсуа Ларошфуко: «Умный человек может быть влюблён как безумный, но не как дурак». Или – у него же: «…По мере того, как растёт любовь, уменьшается благоразумие». То есть давно замечено – Любовь меняет человека.

Вообще, мне нравится высказывание Александра Сергеевича Пушкина: «Любовь не утаишь…» Сказано легко и проницательно, на все времена. Много высказываний о любви у Стендаля (псевдоним Анри-Мари Бейля). «Любовь – единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит».

У Стендаля есть произведение «О любви». Там он говорит о четырёх разных родах любви и десяти её разновидностях. Это не повесть и не научная диссертация. Хотя там приведены, на мой взгляд, совершенно научные изыскания. Например, есть главы «Любовь в Соединённых Штатах». «В Испании». «В Аравии». Эти названия легко запомнить. А вот название, которое, чтобы воспроизвести, я записал в своей демикотоновой записной книжке (когда-то у меня была такая) – «О любви в Провансе до завоевания Тулузы северными варварами в 1328 году». Трактат Стендаля «О любви» довольно объёмное сочинение – больше двухсот страниц. Там всё есть – о надежде, ревности… Как зарождается любовь, кристаллизуется. Я давно читал этот трактат, где-то по возвращении из морей, примерно в середине 70-х годов прошлого века. Кристаллизация любви, о которой пишет Стендаль, у меня ассоциируется с возникновением прекрасного коралла, в котором морская пучина – это воображение возлюбленного. А объект любви – простая древесная ветка, которая благодаря химии любви превращается в чудесный коралл. Трактат «О любви» весьма тяжёл для развлекательного чтения, но я его прочёл с большим интересом, чего и нашим читателям желаю.

– Ваша биография – путешествие во времени и пространстве. Вы подолгу не были дома. В какой момент жизни вам больше всего хотелось домой?

– Пожалуйста, не обижайтесь. Ваш вопрос – это вопрос человека, который смотрит на море с берега или с палубы судна как турист-пассажир. А когда ты в морях, когда ты работаешь в море как матрос-добычи, ты смотришь на море во многом, как крестьянин смотрит на хлебное поле. И вашего вопроса просто не существует. Желание вернуться домой приходит с календарным сроком возвращения судна в родную гавань.

В дневнике одного рейса «За мысом Поворотным», предваряя десятую главу, говорю (кстати, для меня самого когда-то это было открытием):

«У всякого, кто серьёзно связан с морем, две жизни. Одна – на суше, другая – на воде. Жизни настолько несхожи, что в памяти отлагаются отдельно, самостоятельно. В плавании сухопутная жизнь отодвигается как бы в область снов и вспоминается, точно сон, отрывочно, эпизодами без видимой связи с реальным. Зато какой-нибудь случай трёхлетней давности, происшедший на палубе судна, настолько зрим, что, кажется, его можно потрогать как нечто вещественное.

Одна жизнь выпадает из другой. Тому, кто не прочувствовал этого, не понять души рыбака океанического лова, его волнений перед уходом в плавание и возвращением на землю. Это уход и возвращение из одной жизни в другую. Это уход и возвращение самого себя к самому себе. Это волшебство превращения сна в явь…»

Для ясности добавлю – если ты постоянно работаешь в морях, а не завербовался на один рейс, то ты уходишь в моря, словно уходишь на свою постоянную работу. И возвращаешься из морей – словно приходишь домой с работы. А теперь вернёмся к вопросу. По сути, вы спрашиваете: «…В какой момент жизни вам больше всего хотелось уйти с работы?» Ну что тут скажешь – я уходил в моря работать, чтобы зарабатывать, кормить семью. Прошу, не обижайтесь! Этот ваш вопрос довольно часто задают и другие журналисты. Так что решил ответить на него по существу, чтобы уже не обращаться к нему. Море с берега красиво в любую погоду, но не каждому дано смотреть на него как на хлебное поле. А такой взгляд меняет ход мыслей и чувств.

– В одном из сентябрьских номеров газеты «АН» за 2020 год была опубликована подборка ваших стихов. Из стихотворения «Богоявленье» становится понятным, что вы человек верующий. Стихотворение короткое, приведу полностью:

 Виктор Трифонович Слипенчук.

Родился 22 сентября 1941 г. в селе Черниговка Приморского края. Член Союза писателей СССР с 1982 г., автор многих повестей, рассказов, очерков.

– Моё время – это время полёта Гагарина и героических лозунгов. Лозунги сопровождали всю жизнь, зачастую воспринимал их как постулаты. Отсюда и биография – геологоразведчик, рабочий, зоотехник, моряк, рыбовод, строитель, журналист.

Первая и вторая книги прозы: «Освещённый минутой», «Хождение в Золотой Херсонес». Рекомендация писателя Василя Быкова в СП СССР.

Учёба на Высших литературных курсах. Подписка о невыезде, оправдательные письма в прокуратуры: Алтая, РСФСР, СССР. Неизбывная горечь и повесть «Огонь молчания». Слёзы радости жены – псевдодело Алтайской прокуратуры, длившееся два года, закрыто.

Перестройка. Отъезд в Великий Новгород. Работа редактором газеты «Вече». Благодарность и пожелание благословенных успехов Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго за составленный и изданный сборник «В начале было Слово» о Празднике славянской письменности и культуры в Великом Новгороде, в котором впервые приняли участие и религиозные деятели.

Запомнившиеся страны: Сингапур, Япония, Куба, Мексика. Много позже Израиль, Германия – прогулка с Василём Быковым по площади Римлян во Франкфурте-на-Майне.

Дорогое сердцу письмо-отзыв на роман «Зинзивер». И совет, почти требование – писать как можно больше: «Ваше время пришло, вам надобно многое написать».

Официальный сайт писателя www.slipenchuk.ru

Богоявленье

Горит свеча – Богоявленье!

На облачениях икон

Играет свет прикосновенья –

Он здесь, Он рядом, с нами Он.

 

И страх Господень нас объемлет,

У хладных вод трепещет плоть,

И Бог Отец колеблет землю,

И входит в Иордан Господь.

 

И сразу мир вокруг яснее,

И вспоминается опять,

Как Иордан, став солонее,

Вдруг забурлил теченьем

 

И нам, не знавшим благодати,

Открылось таинство времён

В слезах ликующих объятий –

Он здесь, Он рядом, с нами Он.

25.04.2020.
Канны, Франция

 

Теперь сразу несколько вопросов. Существуют разные определения понятия «Вера». Что значит Вера для вас? Как вы пришли к Богу? О чём вы чаще всего просите Всевышнего?

– Я начал писать стихи довольно рано, в общеобразовательной школе №3 села Черниговка Приморского края. Поначалу сочинял в стихотворной форме эпиграфы к сочинениям на свободную тему. За это мне вместо тройки ставили четвёрку. Тогда меня интересовали русские поэты во всех своих проявлениях. И вот откуда-то я узнал, что сотворение стихотворения во многом похоже на молитву. Меня это поразило. Даже сейчас эта сентенция волнует меня, я всё больше и больше убеждаюсь в её справедливости.

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий Николай Львович) сейчас является главой Новгородской митрополии, а тогда он только что приехал в Новгород, и мы с ним поехали на Валдай в Иверский монастырь, состоящий из комплекса церквей, в которых располагался туристический офис. В 1990 году я был собкором газеты «Федерация», и отдел культуры рекомендовал мне написать о новом иерархе Новгорода и новгородских церквях. Задание газеты выполнил.

Владыка Лев при встрече произвёл на меня очень сильное, воистину неизгладимое впечатление. Его образ совершенно не вязался с образом священника, сложившимся в моём представлении. Впрочем, моё представление о церковнослужителях сложилось в период советской власти, при которой большинство церквей было закрыто, а все батюшки обязательно были тучными и больше всего любили хорошо выпить и хорошо закусить. Непременно восклицая – уф… зело, борзо!

Владыка Лев, очень приятной наружности, худощавый с бледным лицом интеллигента-книгочея, пригласил меня в машину «Волга». Я подумал, что машину поведёт водитель, но нет, он сам сел за руль. По тем временам это было просто невероятно: в клобуке, в чёрной просторной ризе с нательной иконой – и за руль. Тогда не было мобильных телефонов, но всюду, где мы останавливались, к нам ручейками спешили селяне, в основном с пасмурными лицами, конечно, женщины, старики и старушки. Время было нелёгкое. Владыка благословлял селян, их корзины с продуктами, лица светлели, над нами как бы выплывало солнышко. Я почувствовал какое-то всеобщее единение природы и людей. Даже новенькая машина «Волга» не разделяла нас.

От Новгорода до Валдая путь неблизкий. Во время разговора с владыкой уяснил, что домашнее крещение (меня крестила бабушка) – это очень серьёзное крещение, но не полное – не даёт верующему святых таинств в момент причащения. Именно тогда пришло решение креститься в церкви, и мы через какое-то время всей семьёй крестились в новгородском Николо-Вяжищском монастыре. Миша (сын) крестился раньше нас, он тогда уже учился в Москве.

О чём я чаще всего прошу Всевышнего? Каждый раз в соответствии с пониманием своей жизненной ситуации. В последнее время всё больше прошу Господа научить меня прощать людей. Сюда много чего входит, уж не буду распространяться.

– В интервью для газеты «Вечерняя Москва» вы говорите, что писатель такой же, как и все, человек. А как же перст Божий! Разве писатель может быть таким, как все?

– Да, может. И в этом нет ничего предосудительного. «Более того, когда художник, – утверждает лауреат Нобелевской премии Альбер Камю, – принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность». То есть понятие «личность» содержит в себе нечто особенное и высокое. Это как бы человек, вышедший из толпы и в то же время остающийся в толпе. В мои годы нет необходимости ссылаться на авторитеты, но замечу, что данное объяснение принадлежит, по-моему, писателю Борису Васильеву.

– В ваших произведениях много философии, поиска смыслов жизни. Кто из писателей оказал на вас наибольшее влияние?

– Влияние?! Это слишком сильно сказано. А вот учился художественной прозе у многих писателей, особенно у тех, кому удавалось поразить меня своей образностью или построением своего изложения. Учился не потому, что как-то изучал. Само собой всё запоминалось, без всяких усилий, и какое-то время служило эталоном. Запомнились прежде всего – Лермонтов, Гоголь, Бабель, Олеша, Платонов, Булгаков, Грин, Достоевский. Из зарубежных – Хемингуэй, Стендаль, Мэлвилл, Голсуорси, Фолкнер (кажется, его повесть «Медведь» поразила простотой). У многих учился. То есть что-то схватывал для своего обогащения, для своей профессиональной оснащённости, что ли.

Вот вы говорите: «В ваших произведениях много философии, поиска смыслов жизни». Если говорить о влиянии как становлении моего «Я» или – эго, то, пожалуй, больше всего повлияли на моё становление именно философы, и в первую очередь – Иммануил Кант. Он поразил меня неоспоримой доказательностью своих суждений. Трансцендентность. Вещь в себе в одно и то же время присутствует в пространстве и во времени, и в то же самое время – отсутствует. Я настолько сильно восхищался его умозаключениями, что был страшно разочарован, что, кроме Кёнигсберга – Калининграда, нигде больше нет памятников Канту. Я тогда учился в Омском сельхозинституте и очень хотел положить у его пьедестала букет цветов. Таким образом обозначить своё признание его гениальности.

С философией Артура Шопенгауэра, его трудом «Мир как воля и представление» познакомился после армии. К этому времени окончил Омский сельхозинститут. Раньше в институтах на всех факультетах преподавался диамат (диалектический материализм), и я не только знал, но и хорошо понимал гегелевскую триаду. Так что спор Шопенгауэра – «скандалиста» и Гегеля – «приспособленца» мне был достаточно понятным.

В армии, на гауптвахте, основательно проштудировал работу В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (других книг не было), которая более всего поразила фантастической эрудированностью Владимира Ильича.

Обдумывая жизнь Ленина, обратил внимание, что в последние дни, когда Владимиру Ильичу было особенно плохо, он просил Надежду Константиновну Крупскую читать вслух рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Конечно, такой цельный человек, как Ленин (материалист до мозга костей), вряд ли бы стал внимать писателю-идеалисту. Это послужило толчком к пониманию, что философия того или иного философа может стать движущей силой романа. Для меня в какой-то степени стало откровением, что в романе «Морской волк» Джек Лондон использовал материалистическую суть теории Дарвина. На страницах романа действует чудовищной силы капитан-деспот, кредо которого, по сути, основополагающий закон о естественном отборе – сильный поедает слабого, чтобы оставаться сильным.

– Вы летописец реального времени, глубокий и честный повествователь, мыслитель. И вдруг – вы пишете фантастику. Что побудило? Почему этот жанр был востребован вами?

– В начале вопроса вы не скупитесь на комплименты в мой адрес. Я и летописец, и глубокий и честный повествователь, и мыслитель. И вдруг – стал писать фантастику. Получается, что в ваших глазах я пал. Возможно, вы так не думаете, но так получилось. А между тем весь второй том собрания сочинений «Одиночество и грёзы» объёмом в 645 страниц посвящён именно фантастике.

И тут вернусь к разговору о философах, об их влиянии на творчество. Не знаю, почему так происходит, но зарубежных философов мы знаем лучше, чем своих. А между тем, погрузившись в учение Николая Фёдоровича Фёдорова «Философия общего дела», невольно испытываешь потрясение глобальностью его замысла. Основная идея его труда концентрируется вокруг победы над смертью – воскрешение всех прежних поколений (патрофикация отцов).

Фёдоров считал величайшей несправедливостью ограничение жизни определённым временем. По мысли Фёдорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причём не за личное бессмертие и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков «отцов».

Родоначальник русского космизма, его идеи находили отзыв в произведениях Достоевского и Льва Толстого. С его теорией общего дела были знакомы Циолковский и Королёв. В его учении указываются пути для осуществления идеи достижения бессмертия.

Во втором томе моего собрания сочинений в повести «Светлое воскресение», которую отношу к жанру духовной фантастики, я отталкиваюсь от идей Николая Фёдоровича Фёдорова как от вполне конкретного уже обжитого берега.

– Какой совет вы дали бы людям, которые ищут себя, ищут свой путь?

– Любой путь начинается с первого шага. Сделал шаг – иди до конца.

Условия участия в конкурсе «Путешествуйте с Виктором Слипенчуком»

  • Что дарим?

Конкурс дарит уникальную возможность всем читателям и ценителям современной российской литературы выиграть поездку по памятным местам России.

  • Кто может участвовать? Как стать участником?

Участником конкурса может стать любой желающий без ограничений. Для этого нужно приобрести одну или несколько книг из собрания сочинений писателя Виктора Трифоновича Слипенчука в книжном магазине «Библио-Глобус» (www.biblio-globus.ru).

  • Призы конкурса

1-й приз – путёвка на Байкал, в Республику Бурятия на родину Чингисхана. Сертификат (5 ночей) на проживание 2 человек в отеле «Байкальская Ривьера» с экскурсионной программой (без питания). Воспользоваться сертификатом можно в течение года. Оплату авиабилетов организатор берёт на себя (!)

2-й приз – поездка по Пушкинским местам. Сертификат (2 ночи) на проживание 2 человек в литературном отеле «Арина Р» в Пушкинских Горах в Псковской области. Воспользоваться сертификатом можно в ноябре. Трансфер самостоятельный.

* Необходимы предварительное бронирование и уточнение дат.

* Призы предоставлены туроператором «Метрополь Экспресс». Бронирование туров и групповых заездов по телефону +7(3012)-31-31-38. Официальный сайт www.metropol-express.ru.

3-й приз – сборник сочинений В.Т. Слипенчука из пяти томов (следующие три тома будут разыграны дополнительно).

  • Где состоится розыгрыш призов?

В книжном магазине «Библио-Глобус». По окончании срока проведения конкурса (через месяц после старта) участники конкурса будут приглашены на подведение итогов конкурса и розыгрыш призов. Информационное сопровождение мероприятия осуществляется на сайтах магазина «Библио-Глобус» (www.biblio-globus.ru) и еженедельника «Аргументы недели» (argumenti.ru).

Следите за информацией. Участвуйте и выигрывайте! Удачи!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте