Весна 45-го года принесла освобождение и мир. Понятно, что в период, пожалуй, самой страшной в истории человечества войны, о моде мало кто думал, но это не значит, что ее не было. Война закончилась и людям хотелось жить, радоваться. Девушки с удовольствием «меняли» шинели на платьице и расцветали! Специально для балтийского бюро «Аргументы Недели» интервью с популярным российским визажистом, стилистом Захаром Гриновым.
- Захар, какая она была мода 45-го? Мода Победы?
- Я поздравляю всех с наступающим Днем Победы! Когда закончилась война, то совершенно справедливо, что девушки, женщины хотели вернуться к жизни: почувствовать себя красивыми, любимыми. Уже на исходе войны, в 1944 году, было принято решение советского правительства о возрождении «модной одежды»: был открыт дом моды на известном Кузнецком мосту. Безусловно, страна была в разрухе, но запах весны Победы уже витал в воздухе. И женщина стали возрождаться: появился «спрос» на косметику, красивые отрезы на платья, «вернулись» шляпки. Сложное было время… Но жизнь брала свое. Женщины ждали своих мужчин с фронта и хотели выглядеть привлекательно. Но «подручных» средств для красоты было мало в послевоенном СССР. Например, большим спросом пользовалась тушь, которую «делали» из обувного воска… Да, из того «крема», которым натирали кирзовые сапоги. Самодельная тушь. Что касается одежды, то и тут предпочтение было отдано женственности: дамы старались подчеркнуть талию. Для этого создавался контраст широких плеч, пышной юбки и тонкой талии.
- Захар, а советская мода в военные и послевоенные отличалась от, например, европейской?
- Конечно, существовали отличия. Если в СССР главное «оружие» красоты была тушь, то в Европе и Америке – пудра, помада, тушь. Очень любили европейки использовать помаду, как румяна. Что касается пудры, то она скрывала усталость, шероховатости лица… Война же не способствовала идеальной коже. Знаете, после войны знаменитая Хелена Рубинштейн предложила женщинам, как сейчас бы сказали, тональный крем, который освежал лицо. Она удивительно тогда сказала: «Нравится ли тебе твое отражение так же, как в 1914? Раньше кожа была гладкой и упругой, а теперь цвет лица скучный и непривлекательный. Все лицо – показатель забот о войне. Даже если этого не требует твоя профессиональная жизнь – твой патриотизм зависит от того, насколько ярко твое лицо и как ты излучаешь оптимизм. Никакая помада – наша или любая другая – не выиграет войну. Но это показывает главную причину, почему мы боремся. За драгоценное право женщин быть женственными и прекрасными, независимо от обстоятельств!» И женщины, пережившие войну, конечно, старались жить!
- Захар, а как насчет вечерних платьев?
- Конечно, вечерние наряды существовали! Но они «доступны» были для больших городов, состоятельных дам: шелковые или из парчи платья, меха, драгоценности. Это все было. А вот гражданская одежда стала дополняться военными деталями: например, широкими поясами, пряжками. В Европе и Америке женщины стали использовать яркую помаду и лак. В моду «вошел» красный цвет. Удивительно, но до сих пор красная помада в моде! Во все времена!
- Как вы можете охарактеризовать женщин в послевоенный период? Вернее, их стиль.
- Женщина вздохнула! Еще было тяжело, но романтичность, желание нравится, жить, конечно, побеждало. Я бы назвал то время, как … «самостоятельная мода»: женщинам приходилось, советским женщинам особо, перешивать старые вещи, учиться вышивать, вязать и придумывать… Тканей же практически не было и их доставали с большим трудом. Отдельная тема – чулки. В период войны женщина остались без нейлоновых чулок, и приходилось рисовать на голых ногах полоски, чтобы имитировать шов. Вот тогда и стали «входить» в моду брюки. В Европе их носили не только «на работу», но и на отдыхе. В СССР женщины и после войны работали на фабриках, разгребали завалы и брюки были удобны. Можно сказать, что послевоенная мода – простота, но несомненно - элегантность.
- Благодарю.