Времена меняются, вечность неизменна
26 марта 2021, 11:27 [ «Аргументы Недели» ]
Мы вновь беседуем с политаналитиком, другом нашей редакции Арбаком Хачатряном, который известен, благодаря своим точным прогнозам. Тема обсуждения касается развития в ситуации в Южно-Кавказском регионе.
Г-н Хачатрян, в ответ на выдвижение членами «Федерации по защите интеллектуальной собственности» вашей кандидатуры на должность премьер-министра РА в ходе недавних пояснений, данных представителям прессы, Вы не только сообщили о Вашем самоотводе, но и разьяснили нецелесообразность данного выдвижения в связи с претворением в жизнь представленной Вами новой модели управления государством. Просветите нас, пожалуйста, о какой новой модели идет речь?
- О несовершенстве действующей модели управления, о ее предвзятости, об отражении ею интересов лишь узкого круга лиц говорилось неоднократно. Различные слои общества в разные периоды времени отдавали предпочтение либо президентской, либо полупрезидентской , либо парламентской формам правления. Пользуясь сверхбогатым арсеналом одного знакомого мне взяточника, переиначившего на свой лад небезызвестную математическую формулу и сделавшему ее своим жизненным кредо, я вслед за ним, должен отметить, что «от перемены мест слагаемых (властей) сумма (общий климат) не меняется»… По нашим соображениям, создание новой модели управления вызвано полнейшим фиаско действующих институтов власти, что стало особенно заметно после поражения во Второй Арцахской войне. Справедливости ради, я должен отметить, что на данный период в Армении нет хоть сколько-нибудь значимой, имеющей вес властной структуры, ни одна инфраструктура не задействована полностью. А функции состоящего из «народных избранников» парламента, похоже, ограничиваются лишь крышеванием и ратифицированием удобных для власть имущих законов. Создание новой модели управления обусловлено еще одним обстоятельством. Повальный грабеж и лишение собственности, особенно в последнее трехсотлетие осуществлялись во всем мире за счет избирательного применения статей Конституции и других законов. Именно это и послужило орудием легитимизации повального нещадного грабежа. Я думаю, что позаимствованные у других стран законы, в нашем случае Конституция Франции, не очень пригодны для применения на нашей территории. Каждая страна обязана сама найти панацею от всех своих бед. Благодаря усилиям Шарля де Голля, посредством проведения целой череды референдумов, Франция смогла найти путь выхода из кризиса. Я говорю об этом, предваряя Ваш вопрос о том, как мы собираемся воплотить в жизнь новый проект управления страной. Отмечу, что все желающие могут ознакомиться с новой моделью управления на сайте «Федерации по защите интеллектуальной собственности», и ограничусь лишь несколькими замечаниями. Для того, чтобы исключить возможное воздействие внешних сил на руководителя государства, что неоднократно имело место прежде, мы ставим во главу угла принцип коллегиальности в управлении, привлекая при этом армян со всего мира. Высшим органом предлагаемой нами новой модели управления должен стать основанный на принципах правосудия и справедливости так называемый Совет справедливости, решения которого должны быть обязательны и неоспоримы для всех . Члены Совета справедливости, в количестве 9-11 человек, будут избираться из армян всего мира.
- Следуя логике дальнейших региональных развитий Вы предлагаете созать вместо изжившей себя, агонизирующей, дышащей на ладан ООН наиболее гибкую модель управления со стороны «ответственных за регион», модель, которая могла бы развернуть деятельность по урегулированию межрегиональных конфликтов в различных точках земного шара. Должна ли данная модель по своему формату быть схожей с Минской группой ОБСЕ? Что Вы скажете по этому поводу?
- Мы живем в сложное и смутное время, когда котел с замороженными некогда конфликтами вновь забурлил. А к чему это может привести, думаю, ясно всем. И пример, кстати, еще очень свеж. Последняя 44-дневная война унесла жизни тысячи молодых воинов, еше многие тысячи приковала к инвалидному креслу. И вряд ли кто-нибудь может знать об этом бедствии, об этой страшной войне больше, чем находящиеся в постоянном ожидании родители пропавших без вести и пленных солдат. Не секрет, что конфликты развиваются по логике приливов и отливов. Как правило, в подобных войнах не бывает абсолютных победителей. «Лавры» достаются сильной на данном конкретном этапе стороне и все. Так что стабильность в регионе выгодна всем. Между тем Турция и Азербайджан и проникающие не без их помощи в регион террористические группировки во многом способствуют заметному росту агрессивности в регионе. Прибавим к сказанному ослабление влияния ООН, ее бездействие и дискредитацию, и картинка нарисуется сама собой. В сложившейся ситуации было бы целесообразнее присутствие в регионе нескольких могущественных держав, гарантов безопасности его жителей. Подобные структуры должны развернуть свою деятельность в тех регионах мира, где в любой миг может вспыхнуть конфликт. В какой-то мере они должны действовать в формате Минской группы ОБСЕ и созданного совсем недавно, после Второй Арцахской войны, Русско-турецкого мониторингового центра (однако с совершенно иными обязанностями и заданиями).
- Вы придаете немаловажное значение тесному взаимодействию Армении и Грузии - последних оплотов христианства на Южном Кавказе с целью противостояния метаморфозным региональным развитиям. Каким Вам видится объединение усилий стран, членов разных военно-политических систем? Возможно ли их взаимное сотрудничество?
- Несомненно. Уже видно невооруженным взглядом, что аппетиты Турции, пользующейся поддержкой западных государств, растут, и она становится все более амбициозной. Так что Армении и Грузии, которые находятся в чрезвычайно сложном узле и являются последним оплотом христианства в Южном Кавказе, угрожает одна и та же опасность. Так было всегда, и такова ситуация и в наши дни. Не устану повторять, что христианские страны региона просто обязаны общими усилиями противостоять брошенным им вызовам. Убежден, что в сложившейся ситуации, когда многие страны пробуют объединиться и создать единые политические структуры, единое воздушное пространство, единую валюту, вопрос отстаивания наших национальных интересов вынуждает нас думать о необходимости объединения усилий наших стран для полноценного противостояния угрозе безопасности. И если мы, жители двух небольших христианских государств, не осознаем этого и не объединимся, то мы обречены.
С этой целью интеллигенция Армении и Грузии, считая второстепенным членство в различных военно-политических системах, пробует объединить свои усилия, дабы вместе противостоять возможным грядущим потрясениям. Так что мы предпочитаем конкретные действия пустым, патетическим, ура-патриотическим заявлениям.
- Ваши прогнозы относительно военно-политических развитий постепенно становятся реальностью. В одном из интервью нашей газете Вы отмечали, что Дональд Трамп будет последним президентом, при котором США все еще смогут сохранить свое военно-политическое могущество и влияние в мире, а в случае возможной победы Джо Байдена деятельность последнего будет направлена на восстановление былого могущества США. Какое возможное развитие событий видится Вам? Могут ли они оказать существенное воздействие на Южно-Кавказский регион в целом?
- Вы правы, об этом я предупреждал еще много лет назад. Я убежден, что будучи фигурой политической, Джо Байден попытается вернуть США утерянные ими позиции и былой авторитет. Необходимо раз и навсегда запомнить, что подобных Трампу торгашей надо держать за версту от политики. В противном случае мы будем вынуждены признать справедливость пословицы - «Один дурак напутает, десяти умникам не распутать». В США, которые считаются эталоном стабильности, также начался процесс, будущее которого крайне туманно и неопределенно. Представляете, что может произойти, если вдруг создастся нестабильная ситуация в обладающей гигантским ядерным арсеналом Америке. Ради своего дальнейшего существования США несомненно найдут где его применить… Мне кажется, ни одна страна не застрахована от этой опасности. Особенно мы, в полной мере ощутившие на себе всю силу военного арсенала США через члена НАТО - Турцию, применившую его против нас без ведома прочих членов Северо-Атлантического блока…