> Россия многонациональная: Андроник и Ануш Геворкян о жизни в России, традициях и любви - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Россия многонациональная: Андроник и Ануш Геворкян о жизни в России, традициях и любви

17 марта 2021, 15:58 [«Аргументы Недели», Елена Головань ]

Фото: Андроник и Ануш Геворкян с сыном Артёмом

Семья Геворкян, семилукские армяне, в конце марта отмечают «серебряную» свадьбу. 25 лет вместе. Трое детей. Корреспондент «АН-Черноземье» наведалась в гости, дабы поговорить по душам и заодно приготовить армянское блюдо, рецептом которого мы решили поделиться с читателями. Надеюсь, что этот репортаж станет первой ласточкой в нашем новом проекте «Россия многонациональная» и мы с вами ещё наведаемся в гости к представителям разных культур.

«Есть лишь одна национальность – хороший человек»

…Небольшой домик на улице Индустриальной. Качественно отремонтированный (глава семьи уже давно занимается профессиональным ремонтом), не загромождённый мебелью, а потому какой-то воздушный, и удивительно уютный – это уже Ануш постаралась. При входе в дом чувствуется аромат специй и пряных трав. Что неудивительно – корреспондент «АН» идет в гости, чтобы вместе с хозяйкой приготовить одно из армянских блюд – долму. По сути это те же голубцы, но фарш заворачивается не в капустные, а в виноградные листья.

- Привет, Ленушка! – радостно встречает меня хозяйка. – Сейчас пойдём с тобой готовить. Ты не забыла взять с собой хорошее настроение? Это же главный ингредиент нашего блюда!

- Нет, конечно, - улыбаюсь я. – Оно всегда при мне.

На кухне уже крутится шестилетний сын Ануш Артём. Любознательный пацан тут же тыкает пальцем в диктофон:

- А что это?

- Профессиональное оборудование журналиста. Чтобы ничего не забыть.

- Ну, всё, Тёма технику незнакомую увидел. Теперь расспросами замучает, - сообщает Ануш. – Они с папой каждую свободную минуту в гараже. Детали, инструменты, краски… Андроник старается его с детства приучать к «мужской» работе.

Разведав обстановку, Тёмыч убегает к себе в комнату играть в машинки, а его место занимает 18-летняя Моника, которая пришла помогать нам с мамой в приготовлении долмы. Девушка учится в педагогическом университете на психолога, и ей это безумно нравится – пошла по призванию.

Старшей, 23-летней Сюзанны, в этот раз дома не было. Закончив профильный вуз, она устроилась на работу в ветеринарную клинику и в этот день как раз дежурила там. Летом у Сюзанны свадьба. Будущий муж – русский парень, впрочем, как и молодой человек Моники.

- Моника, а как родители относятся к тому, что оба ваших ухажёра русские?

- Нормально относятся. – Папа сначала может и был против, но потом смирился. Тёть Лен, ну вы же понимаете, что дело не в национальности. На мой взгляд, есть лишь одна национальность – хороший человек.

Вот ведь. И правда, психолог…

Женский разговор

Но вот дети ушли, до прихода главы семьи оставался еще как минимум час. Мы остались вдвоём с Ануш и смогли поговорить по душам.

- Ануш, перед приходом к вам посмотрела в интернете значение имени Ануш. В разных источниках оно трактуется как «сладкая» или «бессмертная». А еще пишут, что Ануш растёт удивительно бойким и любознательным ребёнком. Так и было?

- Пожалуй, так, - говорит моя собеседница. – Вот тебе пример. У меня был брат, который старше меня на два года. Мама рассказывала мне, что если его обижали, я всегда напыживалась и шла разбираться с обидчиками. Но во всём остальном я была послушным ребёнком, тем более, что у меня довольно жёсткие родители. Да и принципы воспитания девочек в армянской семье не давали проявить себя в полной мере. Мальчишкам-то больше там свободы дают, дабы, став мужчинами, они могли принимать решения и отвечать за свои поступки.\

- Ты потому и выскочила замуж в Россию через какие-то десять дней знакомства? Чтобы вырваться из клетки?

- Точно. Только, вырвавшись из одной клетки, я попала в другую.

- Муж держал в ежовых рукавицах?

- Нет. Просто я тут никого не знала. Это сейчас я могу выйти сама куда угодно, знаю, где что находится.

- Слушай, а чем тебя покорил Андроник?

- Причёской. По крайней мере, это было первое, что я заметила, - смеётся моя собеседница. – Потом, он вежливый был. А уж когда показал видео со своих выступлений! (Андроник долгое время профессионально занимался танцами, - прим.авт.). Может, тогда я и решилась.

- А с родителями мужа сразу нашла общий язык или они долго присматривались к тебе?

- Сразу. Я вообще покорная девочка… - после небольшой паузы Ануш, смеясь, добавляет. – Была.

- Твои первые впечатления о России?

- Я бы не сказала, что была в восторге. 1996 год. Село Ендовище. Ни газа, ни дороги, ни-че-го. Для того, чтобы сходить куда-нибудь, даже в магазин, приходилось шлёпать по полуметровому слою грязи или снега. Сейчас там, конечно, лучше. Но ничего, справились. Мы прожили с родителями мужа пять лет, а потом стали снимать жильё.

- Ануш, а были моменты, когда вы были на грани развода?

- Да. Я думаю, они у всех семейных пар бывают. Наступает момент, когда ты понимаешь, что всё, жизнь кончилась. Былой страсти и влюблённости нет. У нас это было после десяти лет совместной жизни. Да, хотела развестись.

- А что всё-таки остановило?

- Во-первых, для меня моё честное имя многое значит. А развод бы поставил пятно на моей репутации – вот такая я старомодная. Во-вторых, у нас на тот момент было двое детей, и я на всё была готова, чтобы они воспитывались в полноценной семье. И потом… Знаешь, с возрастом приходит не ум, а мудрость скорее. И, к счастью, эта мудрость приходит в том числе и к мужчинам. В какой-то момент Андроник, воспитанный в духе того, что мужчина всегда прав, намекнул о том, что если он говорит «нет», то это не всегда «нет», скажем так, в чистом виде. «Я тоже могу ошибаться, - сказал он мне тогда, - а значит, и ты отстаивай свою точку зрения». Возможно, это и было каким-то переломным моментом. К тому же, он действительно старался быть внимательным ко мне, к моему самочувствию, желаниям… В общем, я рада, что мы оба стали мудрее и не совершили роковую ошибку.

- Тогда и пришла любовь, заменив собой влюблённость?

- Скорее всего, да. Я многое переоценила тогда и стала куда больше уважать и любить человека, который находился со мной рядом.

О воспитании

- Чем армянское воспитание отличается от русского? Может, назовёшь плюсы и минусы каждого – на твой, разумеется, взгляд?

- В Армении воспитывают детей более жёстко, особенно девочек. И это, как я знаю на собственной шкуре, не всегда даёт возможность быть самостоятельным. Но что мне очень нравится – то, что у нас принято прививать уважение к старшим с младых ногтей. Для меня вот, например, неприемлемо сидеть, когда входит человек старше тебя. И своих детей мы воспитываем так же. И ещё мне очень не нравится то, что дети в России довольно рано начинают пить спиртное. В Армении это не принято. И вообще, если брать в целом, здесь порой слишком балуют детей, позволяют им очень многое. То есть, с одной стороны, мне не нравятся слишком жёсткие рамки, применяемые в воспитании детей в Армении, с другой – слишком большое попустительство, принятое в России Я, наверное, сторонница «золотой середины». Но это если говорить в целом. У многих моих русских подруг, например, дети воспитываются, на мой взгляд, правильно.

- Понимаю, что, скорее всего, слово папы в вашей семье – непреложный закон. А слово мамы?

- Конечно, закон. Если я, например, слишком вспылила, отругав кого-то из детей, Андроник мне может наедине сказать, что я перегнула палку. Но он никогда этого не сделает при детях!

- Ануш, насколько я знаю, вы ограничиваете время гуляния детей. В 21.00 они все должны быть дома. Дети не возмущаются, учитывая, что их сверстники порой приходят домой заполночь?

- Нет. Привыкли.

- А их кавалеры не пытаются отпросить их подольше?

- Уже нет. Они приняли наши правила.

- Скажи, а как их молодые люди относятся к тому, что согласно вашим традициям, девушкам положено сохранять девичью честь до свадьбы? Звучит не слишком современно…

- Ну если ты уже заметила, мы вообще во многом люди несовременные, - смеётся Ануш. – А что касается молодых людей… А куда им деваться? Если они уважают свою будущую вторую половину, то должны с уважениям относится и к традициям, принятым в её семье.

О традициях

- Раз уж заговорили о традициях… Ануш, а какие армянские вы перенесли сюда? И какие соблюдаете русские?

- Знаешь, мне, пожалуй, даже проще ответить на твой второй вопрос. И Андроник, и потом уже девочки, которые поют и танцуют, принимали участие чуть ли не во всех праздниках в Семилуках, а потому волей-неволей переняли многое из русской культуры. Ну и я, как их главный, самый восторженный и верный зритель, тоже. Что же касается армянских традиций, то мы, как правило, празднуем, 13 февраля. Это армянский праздник Терендез. В этот день принято разводить костры, чтобы супружеские и просто влюблённые пары прыгали через них. Если получится это сделать, не размыкая рук, то пару ждёт хорошее будущее. Через костры мы, правда, не прыгаем, но обязательно как-то отмечаем этот день. А в середине июля, через 14 недель после Пасхи, мы отмечаем Вардавар, традиционный армянский праздник в честь Пребражения Господня. В этот день принято всех, кто придет в гости, обливать водой. Так что отрываемся по полной!

- Армения приняла христианство в 301 году, то есть раньше россиян на добрых пять с половиной столетий. Обидно, когда, скажем так, не слишком интересующие историей мои соотечественники, считают вас иноверцами? Просто потому, что вы приехали из другой страны…

- Лена, ну ведь это во многом от не знания, а не со зла. Хотя иногда да, обидно, конечно.

- Больше всего мне, пожалуй, нравится в ваших традициях, как, впрочем, и в грузинских, и в азербайджанских и в некоторых других то, что ваши народы более сплочённые, вы готовы друг другу помочь. У многих из нас это, конечно, тоже есть, но иногда мне кажется, что у вас это возведено чуть ли не в культ…

- Раньше это было более ярко выражено. Сейчас границы стираются. Помнишь, что Моника тебе только недавно сказала: «есть одна национальность – хороший человек»? И она права. Вот у меня Андроник, когда ему иногда звонят с просьбой о помощи, не разбирает, кто на том конце провода – русский, армянин или ещё кто-нибудь. Он просто идёт и помогает. Также и ему многие готовы помочь, вне зависимости от национальности.

- Ануш, у вас очень мало как детских домов, так и домов престарелых…

- Ты права. И детей, и стариков, как правило, забирают либо родственники, либо, если их нет, соседи. Так принято. Но это, скорее, вопрос не традиций, а воспитания. Нас стараются воспитывать так, чтобы было стыдно, если рядом с нами остаются брошенные старики или дети.

Чуть-чуть о политике

Что касается политики, то Ануш от неё далека, как лиса от экономики Эквадора. Чуть, конечно, кривит душой, но явно разговаривать об этом не хочет. Поэтому политические ноты немного добавил глава семьи, Андроник, который – может, запах почувствовал? – пришёл аккурат, когда долма уже источала немыслимый аромат, повествуя о своей полной готовности…

Андроник, кстати, считает, что он абсолютно не «обрусел». Армянин до мозга костей. Но при этом и в Армению уезжать не захотел, когда об этом зашёл разговор в семье.

- Понимаешь, Лен, я был бы там человеком без прошлого, - говорит Андроник. – Я здесь с 13 лет. Почти все мои друзья русские. Я здесь обжился. Привык. Да и Армения уже не та. Точнее, не те люди в ней. Там тех армян, что живут в России, воспринимают как ходячие кошельки. Ко мне как-то обращается знакомый: хочу поработать. Делать особенно ничего не умеет. Говорю, что могу устроить разнорабочим на зарплату 30 тысяч рублей. Мало. И это при том, что в Армении он не работает и, соответственно, не получает ничего. Я, к примеру, за что только не берусь, чтобы семью содержать. Но там почему-то кажется, что если они приедут сюда, то деньги прямо к колёсам липнуть будут. Так не бывает. Деньги просто так не достаются.

- Андроник, болит душа, когда узнаёшь, что в Армении, мягко скажем, неспокойно? Вновь Карабах и военные действия…

- Знаешь, больше всего обидно за тех парней, которые полегли за чьи-то политические амбиции. Рано или поздно всё это закончится, а пацанов-то не вернёшь. Причём и с той, и с другой стороны. А могли, если бы не чьи-то политические разборки, создавать семьи и растить детей.

И снова любовь!

- Насколько я знаю, за Ануш ты ездил в Армению? А вариант женитьбы на русской девушке не рассматривался?

- Ой, вот только не нужно делать из меня националиста, - смеётся Андроник. – Ты уже знаешь, что я дочь замуж за русского отдаю. А почему поехал в Армению…?! В 1996 году мне было 23 года. Я нормально зарабатывал, но родители всё время меня подгоняли: женись. В то время в России, причём независимо от национальности, девушки дорвались до свободы и были какие-то… ну распущенные, что ли. Не говорю про всех подряд, но мне попадались почему-то именно такие. Как-то после концерта я пришёл к родителям и сказал: «Хотите, чтобы я женился?! Хорошо, я согласен! Вот вам деньги, покупайте билеты до Армении, будем искать жену там». Поехали. Несколько дней я упорно искал невесту, узнавал у знакомых… Потом пошли знакомиться в семью Ануш. Она меня покорила скромностью, хотя я, конечно, видел, что на самом деле у неё очень сильный характер. Сделал предложение, через десять дней поженились по армянским правилам. Увёз в Россию. Расписывались уже здесь, чтобы не было проблем с пропиской. Всё! В марте будет 25 лет, как мы вместе. У нас трое деток, она замечательная жена и мама. Думаю, что будет не менее замечательной бабушкой – внуки-то, скорее всего, не за горами.

- Андроник, а когда пришла любовь на смену влюблённости? Я просто спрашивала то же самое у твоей жены. Интересно узнать твоё мнение.

- Ну, точно по времени я тебе не скажу. Просто в какой-то момент я понял, что не могу без Ануш.

- Помнишь, как в фильме «Любовь и голуби»: какая тут любовь, когда воздуха мне не хватает, надышаться не могу?

- Да. Так и есть. Когда Ануш приходится куда-то уехать на пару дней, я себе места не нахожу, мне её очень не хватает. Для меня главное семья, понимаешь?! За неё я что угодно сделаю!

P.S. А долма, приготовленная нами, получилась удивительно вкусной. Все домочадцы с удовольствием уплетали её, особенно в сочетании с мацони – густым кефиром, приготовленным хозяйкой дома – и хлебом, выпеченным ею же. Словом, пальчики оближешь! Благодарим семью Геворкян за гостеприимство и поздравляем с наступающей «серебряной» свадьбой.

Рецепт долмы от Ануш

Ингридиенты:

1 кг говяжьего фарша;
1 кг свиного фарша;
1 стакан риса;
Виноградные листья;
Вода;
50гр сливочного масла.

Специи по вкусу: зелень (петрушка, кинза, укроп), соль, черный перец, паприка, сушёный базилик, циркон (по-русски – чабер или перечная трава).

Приготовление:

Перемалываем мясо в фарш.

Мелко режем лук.

Смешиваем мясо, лук, добавляем рис и специи.

Кладём ложкой порцию фарша на виноградный лист (без «хвостика») и заворачиваем нашу долму сначала с боков, а потом «по росту» листа.

Складываем свёрнутую долму в толстостенную кастрюлю, заливаем водой так, чтобы она почти покрыла долму, накрываем сверху перевёрнутой вверх дном тарелкой, чуть прижимаем и ставим на огонь.

Когда закипит, огонь ставим на минимальный и тушим около часа.

В конце готовки добавляем сверху сливочное масло.

Подаем со сметаной, мацони и, главное, зеленью – её армяне очень любят и едят при каждой трапезе.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.