Сергей Гармаш: Большое счастье, когда артист вовлечён и в театр, и в кино
6 декабря 2019, 11:09 [«Аргументы Недели», Алена ЯРОШЕВИЧ, Юрий БЕЛОЛИПЕЦКИЙ ]
Московский театр «Современник», радующий истинных гурманов искусства талантливыми постановками уже более 60-ти лет, отправился с гастролями в гостеприимный Узбекистан. В последний раз Ташкент принимал любимых артистов в далеком 70-ом году. Нетрудно догадаться, с каким нетерпением люди ждали возвращения этого знаменитого храма Мельпомены.
Сегодняшние суровые будни сказываются и на наших условиях жизни, и на настроении, упавшем ниже плинтуса, и, как следствие, на всех сферах человеческой деятельности. Сценическое искусство, которое вроде бы должно одухотворять, вдохновлять и даже окрылять, с каждым годом тяжелеет и опошляется. Однако «Современник» из года в год помогает русской драматургии оставаться все-таки на уровне.
Популярные актеры театра и кино, а также директор «Современника» рассказали «Аргументам Недели» о закулисье, вечных спорах «отцов и детей» в ходе репетиций, открывающихся для молодых самородков возможностях, а также о том, какового это – быть артистом в реальной жизни.
- Так что же современного в искусстве, которое представлено нынче на знаменитых подмостках «Современника»?
Народный артист РФ Сергей Гармаш: «Во многих магазинах, где продаются русскоязычные книги, можно найти такого автора, как Водолазкин. Наш театр берет и ставит, допустим, спектакль по одному из его произведений. Но ведь это не значит, что мы забываем об искусстве, отображенном в бессмертных творениях тех же классиков. Оно существует всегда. А мы должны, прежде всего, уметь донести до зрителя глубину не только мыслей автора в режиссерской интерпретации, но и своих чувств, эмоций. Дабы побудить людей думать, сопереживать, принимать непосредственное участие в действе, хоть и дистанционно.
Кроме того, технический прогресс дал толчок к формированию кинематографа, который с каждым годом становится все более востребованным. Мир театра иной, здесь действуют другие правила. Хотя и грим, и базовый сценарий, и костюмы являются точками их соприкосновения. Актеров же в институте не учат, как вести себя перед камерой, данное мастерство приходится осваивать с опытом. И большое счастье для артиста, когда он вовлечен сразу в две сферы. И если вы видите юный талант, активно мелькающий и на экранах, и в театральных постановках, – очевидно, этот человек вносит свою лепту в развитие киноискусства».
- Как вы относитесь к молодому поколению актеров?
- В репертуаре нашего театра есть замечательная пьеса. Она называется «С наступающим!» В ней раскрываются довольно-таки масштабные размышления старшего поколения о современной молодежи.
Если говорить обо мне лично, то порой хочется кинуть камень в тот «огород». Не бывает, чтобы ты сидел весь такой на позитиве, либо, наоборот, весь на негативе. Все относительно: имеются и, конечно же, положительные моменты, и отрицательные. Полагаю, если бы наша молодость проходила в той же атмосфере, в которой сейчас пребывают подростки, непонятно, какими бы мы в этом случае выросли. Поэтому упомянутый камень в ту сторону и не летит. В «Современнике» ребятам предоставлена полная свобода самовыражения в творчестве. Причем речь идет как об экспериментальных спектаклях, так и о встречах с полюбившимися писателями, зрителями. В заключении скажу: мое отношение к тинейджерам непростое. Но хочется верить, что наши дети и внуки будут куда счастливее и умнее нас. А в этом старшие способны им помочь, как никто другой.
Директор «Современника» Игорь Попов: «Ежегодно в коллектив вливается «новая кровь». Вновь прибывшие на практике постигают, чем живет наш театр, постепенно становясь неотъемлемой его частью. Смена поколений будет происходить всегда. Необходимо осознать, что это живой организм, которому свойственны в том числе и перепады настроения. Вместе с тем его «самочувствие» может сильно отличаться день ото дня. Существует такое понятие, как творческая неудача. Когда в проект вложены значительные финансовые средства, а также силы/труд команды, а он в итоге к зрителю так и не выходит.
Главное не опускать руки, ведь далеко не каждую постановку допустимо провозглашать шедевром. На этот случай у нас имеется малая сцена, названная «другой». Вот она как раз нацелена на различные эксперименты, здесь режиссеры и актеры ищут себя в процессе созидания. Мы же не собираемся становиться модным местом, эдакими модельерами театра. «Современник» продолжит историю, сохраняя свою уникальность, которую нельзя сравнить ни с чем».
- Есть ли что-то принципиально новое в вашем театре?
- Внутри «Современника» действует программа «Поиск», инициаторами которой выступили наши молодые актеры. Уже третий сезон мы высматриваем новоиспеченные дарования и в актерской среде, и в области режиссуры. Также с радостью примем талантливых художников. Для зрителей, разумеется, это бесплатный досуг. Кроме того, ценители драматургии получили возможность поучаствовать в наших «читках». В любом случае гость должен предварительно зарегистрироваться на нашем сайте, чтобы посетить то или иное мероприятие. Мы же радушно примем каждого.
Артист «Современника» Илья Лыков:
Илья Лыков, фото из соцсети
«Я, как представитель молодежи, могу констатировать: нам живется здесь даже слишком свободно. Когда я поступал на службу в данный театр, в комиссии сидели Игорь Кваша и Галина Волчек, которые естественно знали, за какие такие заслуги они меня принимают. В этом-то и состоит весь кайф. Невозможно просто так отсидеть по-тихому где-то на задворках. Либо ты реализуешь себя, либо уходишь. С самого начала я в ходе репетиций «Вишневого сада» играл на одной сцене с Квашой, Гармашем, Нееловой, Гафтом и чувствовал себя среди них своим. Да, они мастодонты в театральном искусстве, но, понимая, что прошел сюда явно не за красивые глаза, ты невольно вливаешься в обстановку, что царит в столь удивительном месте. Кстати, не соглашусь с распространенным мнением, дескать, театр – это террариум единомышленников. Мы все-таки семья, а не конкуренты».
Заслуженный артист РФ Сергей Юшкевич, вошедший в ряды передовых актеров «Современника» в далеком 99-ом году, с юным коллегой согласился лишь отчасти.
Сергей Юшкевич, фото из соцсети
«Ситуация в театре во все времена была разнородной. Порой условия становились уж очень суровыми. Главный вдохновитель, а также человек, который меня, грубо говоря, здесь держит, – Галина Волчек, несомненно. Эту исключительную женщину я не оставлю ни при каких обстоятельствах. Вообще актерскую стезю оправданно назвать и тяжелой, и необъективной. На моих глазах люди буквально ломались и «исчезали» под тяжестью этого бремени. Так что без «кислородной подушки», коей являются вера в избранный путь и любовь к своей профессии, будет сложно выжить. В противном случае тебя настигнет чувство отчаяния. А какие-то моральные качества, которые бесспорно важны в обычной жизни, отходят в мире театра на второй план, границы же и вовсе стираются. Ты можешь быть отличным человеком, но при этом – посредственным актером. Или, напротив, являться абсолютной мерзостью, а в народе слыть настоящим гением».
Алена ЯРОШЕВИЧ, Юрий БЕЛОЛИПЕЦКИЙ