Информация о Черемховском психоневрологическом интернате не сходит с главных страниц всех новостных агентств и газет вот уже две недели. Первые новости просочились в СМИ 9 августа: стало известно, что 8 числа в местной больнице умерла восьмилетняя воспитанница интерната. 11 августа скончалась еще одна девочка — на этот раз пятилетняя. 12 августа — новая смерть. Очередная жертва скончалась в ночь с 13 на 14 августа. Четыре детские смерти потребовались, чтобы на интернат обратили пристальное внимание власти. Но то, как сейчас решается ситуация, выглядит, мягко говоря, странно.
В местной больнице 8-летняя воспитанница Черемховского психоневрологического интерната умерла 8 августа. Девочка стала первой жертвой ужасающей ситуации, в которой сейчас разбирается следственный комитет, прокуратура и чиновники. Но сама эпопея болезней началась здесь раньше: в период с 24 июля по 3 августа из интерната были госпитализированы 23 ребенка с подозрением на кишечную инфекцию. В общей сложности всего в течение нескольких дней умерло четверо детей.
Смерть ребенка в государственном учреждении — не рядовой случай. Поэтому уже после 9 августа ситуацией заинтересовались и прокуратура, и следственный комитет. Подключился и Роспотребнадзор по Иркутской области, который выяснил: кишечная инфекция в интернате была, и занесли ее контактно-бытовым путем. А распространилась зараза сама, причем крайне легко: было выявлено, что различные режимы безопасности — например, питьевой режим и дезинфекционный — в интернате не соблюдаются. Противоэпидемические мероприятия проводились не вовремя, детей в учреждение принимали без бактериологического обследования на кишечную группу…
В обычной жизни все эти мелочи не приведут к дизентерии. Но надо понимать, что собой представляет Черемховский психоневрологический интернат. Учреждение было открыто в январе 2016 года, оно предназначено для детей-сирот и отказников с тяжелыми врожденными неврологическими патологиями, объяснил министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко на одном из экстренных брифингов. «Эпилепсия, ДЦП, гидроцефалия, — перечислял болезни воспитанников интерната глава регионального минздрава. — Многие из них шунтированы, когда идет давление жидкости на желудочки и когда сдавливаются центры жизнеобеспечения. И в такой ситуации любой фактор может являться запускающим, катализирующим ухудшение состояния здоровья». Позже и губернатор Иркутской области Сергей Левченко на своей пресс-конференции подчеркнет, что дети, находящиеся в интернате, обладают «нулевым иммунитетом», и потому повлиять на трагичный исход могла малейшая оплошность.
Какие меры предпринимались, пока дети умирали? Руководство интерната скрывало факт заболевания и то, что детей пытались лечить — применялись препараты, которые должны были предотвратить острую кишечную инфекцию. Но после первой смерти скрывать это дальше стало невозможным. Специалисты подключились к наблюдению за детьми из группы риска, в интернате начали дезинфицировать все помещения, провели забор биологического материала как у детей, так и у сотрудников учреждения. Заболевшие дети при этом находились в Черемховской городской больнице. После смерти третьей воспитанницы интерната было принято решение транспортировать воспитанников в Иркутскую областную инфекционную больницу. Из 16 человек, которые на 12 августа находились в больнице Черемхово, в Иркутск перевезли 8. Но даже в областном центре не всех детей удалось спасти: последняя смерть случилась уже тут, в «инфекционке».
Пока разворачивалась эта трагедия, на Иркутск обратило внимание множество чиновников федерального уровня. Лично приезжал новый полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, который прямо назвал все происходящее преступной халатностью и надеждой на авось. Вице-премьер правительства России Ольга Голодец напомнила, что в стране сейчас есть все ресурсы, чтобы бороться с инфекциями — еще бы, все-таки в XXI веке живем. Полетели и шапки — так, был уволен главный врач Черемховской городской больницы №1 Николай Ступин за систематическое нарушение служебных обязанностей. Наверняка будут и другие последствия: следственный комитет завел пять уголовных дел по всем озвученным фактам.
А пока детей из Черемховского интерната решили перевести в Саянск: 23 августа Черемховский городской суд принял решение закрыть учреждение на 30 суток. «Находящиеся в интернате 36 детей-инвалидов будут переведены в Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, где в настоящее время проводится необходимая подготовка к их приему», — говорится в сообщении пресс-службы министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. По информации ведомства, там выделено отдельно стоящее здание, готовятся условия для безопасного проживания детей. Персонал, имеющий опыт работы с детьми-инвалидами такой категории, готов к работе.
Хорошо ли это для детей? Сомнительно: большой стресс при переезде для больных с «нулевым иммунитетом». К тому же велик шанс, что спустя 30 дней их опять переведут в Черемхово. Да и работники Саянского интерната получают дополнительную нагрузку к своим и так не простым обязанностям. Перевод из пункта А в пункт Б — весьма спорный выход из ситуации.
АН будет следить за развитием событий.