> Почему проблема технической безопасности обострилась - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Происшествия 13+

Почему проблема технической безопасности обострилась

№  () от 3 августа 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]

31 августа 2018 года взрыв и пожар на территории ФКП «Завод име- ни Я. М. Свердлова» унесли жизни шести человек.

Лето принесло очередные неприятные вести о техногенных авариях в регионе: 16 июля в Дзержинске на заводе имени Свердлова взорвалась емкость с ацетоном. С территории спасатели эвакуировали 20 человек, сказано в официальном релизе Главного управления МЧС по Нижегородской области.

На этот раз обошлось без жертв и разрушений. Вот что сказано в официальном релизе пресс-службы федерального казенного предприятия:

«16 июля 2021 года в 17.40 в здании 2012 цеха № 32 ФКП „Завод имени Я. М. Свердлова“ при промывке насоса и трубопровода произошел выброс смеси горячего ацетона и парового конденсата. Информация о случившемся незамедлительно передана в МЧС, сотрудники которого оперативно прибыли на место происшествия и приняли меры по локализации ЧС (чрезвычайной ситуации. – „АН. Волга“). В результате случившегося выброса получили травмы три человека, которым оказана первичная медицинская помощь на месте, а далее они были отправлены для обследования и лечения в больницу скорой помощи Дзержинска. Разрушения зданий и технических устройств в результате случившегося нет».

 

На пороховой бочке

– Рванула емкость объемом восемь кубометров, расположена она была в трехэтажном кирпичном здании цеха регенерации ацетона, возгорания не случилось, к счастью, несущие конструкции здания, как показал осмотр, не пострадали, но стекла придется вставлять, – комментирует ситуацию подполковник внутренней службы Виктор Шепелев.

Напомним, что это не первая авария на государственном предприятии, основной профиль которого – производство боеприпасов для Вооруженных сил, а также промышленных взрывчатых веществ: «широкий спектр гранулированных, чешуированных, патронированных промышленных взрывчатых материалов, литых и прессованных шашек-детонаторов, кумулятивных зарядов для дробления негабаритов в горнорудной промышленности, перфорационных зарядов и детонирующих шнуров для нефтегазовой отрасли», – сказано на официальном сайте завода. 31 августа 2018 года взрыв и пожар унесли жизни шести человек. Несчастье произошло при перегрузке в более прочные ящики старых противопехотных мин, эти боеприпасы планировалось вывезти на полигон для утилизации путем подрыва.

– Противопехотные мины предназначены именно для уничтожения живой силы противника, их поражающее воздействие н человека очень велико, тем более если детонировало несколько единиц одновременно, – поясняет взрывотехник майор Российской армии Алексей Иванов.

По итогам этой трагедии 3 июня 2020 года покинул свой пост генеральный директора завода имени Свердлова. Мировой суд также дисквалифицировал бывшего руководителя. Объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Нижегородской области тогда констатировала: «Ранее ему (гендиректору. – „АН. Волга“) было выдано предписание о прохождении аттестации в области промышленной безопасности, которое он так и не исполнил. В связи с этим суд признал его виновным в совершении административного правонарушения и принял решение о дисквалификации».

 

Безответственность обходится дорого

Читаешь официальные документы, относящиеся к делу, и ощущаешь себя внутри какой-то сюрреалистической пьесы, так странно на здравый взгляд выглядят детали. Общественное мнение жестко и однозначно осуждает попавшихся в руки дорожной полиции за рулем граждан, ранее лишенных прав управления транспортным средством. Эти случаи имеют колоссальный резонанс, получают массу откликов в социальных сетях. А тем временем руководитель оборонного предприятия, занятого производством взрывчатых веществ, игнорирует аттестацию по промышленной безопасности и продолжает исполнять свои обязанности. Фактически тоже ездит без прав. Представить себе ситуацию, при которой доцент консерватории или заведующий хирургическим отделением больницы уклоняются от прохождения аттестации и продолжают исполнять свои обязанности, невозможно. Система в обоих случаях устроена так, что ни хирургу не позволят подойти к операционному столу, ни доценту к кафедре. А по-прежнему возглавлять опасное производство, не имея к нему фактического допуска, оказывается, можно.

При этом после ЧП ответственность по недоброй традиции возлагается на «стрелочницу» – начальника участка злополучного цеха утилизации боеприпасов. Хотя в ее виновности сомневаются даже потерпевшие, родственники погибших сотрудников предприятия. По мнению пострадавшей стороны, к нарушению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов действия начальника участка могли привести лишь косвенно. Возможно, поэтому суд после 20 с лишним заседаний не первый раз возвращает дело на доследование в прокуратуру.

 

Тщательнее надо

И безответственность, насколько позволяют судить документы, находящиеся в открытом доступе, распространяется как метастазы злокачественной опухоли. Смотрим, например, официальные сообщения Волжско-Окского управления Ростехнадзора. И видим, что Первый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), выданного ООО «Химэкспо».

Расклад такой: еще в 2020 году в ходе внеплановой выездной проверки инспекторы Ростехнадзора установили, что при эксплуатации надземного газопровода предприятие не обеспечивает устранение повреждений и изгиба опор, «что является нарушением требований пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления». Однако, вместо того чтобы смиренно признать ошибки и воскликнуть традиционно «Виноваты, впредь не допустим!», компания «Химэкспо» обращается в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным предписания Волжско-Окского управления Ростехнадзора. Дескать, общество с ограниченной ответственностью (вот когда аббревиатура говорит сама за себя!) «не имеет обязанности по устранению нарушения, поскольку последнее зависит от действий третьих лиц по предоставлению права доступа к опоре».

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что в данном случае «Химэкспо» как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, «обязана в неукоснительном порядке соблюдать требования вышеназванных положений законодательства и самостоятельно решить вопрос о получении права доступа». В итоге арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий сотрудников Ростехнадзора и обоснованности выданного ими предписания.

Думаете, предприятие бросилось устранять и выполнять? Отнюдь. Наоборот, компания продолжила хождение по инстанциям, обратившись с апелляционной жалобой в Первый арбитражный апелляционный суд (он расположен в соседнем Владимире). Однако вышестоящая инстанция подтвердила справедливость выводов, указанных в решении Арбитражного суда Нижегородской области, и оставила его без изменений. Теперь нарушения придется устранять (насколько быстро и эффективно это удастся сделать – большой вопрос).

 

Надвигающаяся угроза

А ведь речь идет о газопроводе, объекте повышенной опасности. У нас в регионе и так не все слава богу с инженерными сетями. Год назад, в июле 2020-го, под Дзержинском произошла разгерметизация магистрального газопровода Саратов – Горький, сопровождавшаяся мощным хлопком (я так понимаю, это эвфемизм для понятия «взрыв», применяемый, чтобы обывателя не пугать. – В. Н.) «Жертв и разрушений нет. Сбоев и перерывов в газоснабжении потребителей не допущено. Подача газа осуществляется через магистральный газопровод Горький – Череповец», – констатировала тогда пресс-служба компании «Газпром газораспределение Нижний Новгород».

Но в марте текущего года легко отделаться не удалось. Как сообщали тогда «АН. Волга», из-за взрыва газа на Мещерском бульваре рухнул пристрой к двенадцатиэтажному дому, уничтожив кафе (по причине локдауна в нем находились только сотрудники), повредив помещения стоматологии, парикмахерской, несколько автомобилей и выбив стекла в нескольких квартирах. Осколками посекло проезжавший мимо троллейбус, но его пассажирам повезло. Спасатели два часа откапывали из-под обломков пострадавшую женщину и в итоге отправили ее в больницу. Еще два человека, мужчина и женщина, получили помощь на месте и отказались от госпитализации.

– Приходилось действовать как можно быстрее, на улице было холодно, пострадавшую следовало извлечь до того, как она начнет замерзать, – вспоминает подполковник Шепелев.

Еще раз обошлось без жертв, но сколько можно испытывать судьбу? И не пора ли законодателям задуматься о необходимости постройки правового механизма, предусматривающего немедленное исполнение требований Ростехнадзора всеми юридическими и физическими лицами? Чтобы не мотать вопрос по арбитражным инстанциям и затягивать решение проблемы. Ведь речь не о споре хозяйствующих субъектов из-за принадлежности участка земли или коровника, а о безопасности людей.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте