«Сказка закончилась» — пестрят заголовки региональных СМИ. Ледяной городок возле ледокола Ангара в Иркутске сгорел буквально за три часа до торжественного закрытия зимнего сезона. Представители собственника аттракционов подчеркивают: «Главное, что обошлось без пострадавших». И правда, на этот раз повезло… Вопрос — сделают ли выводы все причастные?
«Хрустальная сказка» горела средь бела дня. В выходной день там всегда полно народа, а в воскресенье 24 февраля из-за потепления посетителей вообще заметно прибавилось. Детвора каталась с горок, на катке рассекали лед те, кто постарше. Очевидцы рассказывают: пожар начался для многих незаметно, но очень быстро распространился — моментально вспыхнули тентовые стены помещений, деревянные конструкции лестниц. Яркое пламя и столб дыма были видны далеко за пределами городка.
Посетители добавляют: оперативные службы работали быстро и слаженно. Сообщение о возгорании деревянных построек в «Хрустальной сказке» поступило на пульт диспетчера в 17.43. В 17.56 возгорание было локализовано. Спустя еще 10 минут пожарные потушили огонь. Помогали в обеспечении безопасности и сотрудники полиции. Правоохранители оцепили прилегающую территорию, организовали свободный проезд спецтехники к месту возгорания.
Зато в адрес руководства аттракциона у посетителей осталось множество вопросов. «Мы сегодня в момент возгорания находились с детьми на территории городка (благо на льду), так вот — почему никто из работников не объявил в громкоговорители о пожаре и немедленной эвакуации??? Или рупоры нужны только лишь для зазывания гостей на платные локации??? Некоторые дети подросткового возраста находились без родителей. Многие просто замешкались и не понимали, что делать», — написала в одном из аккаунтов в соцсетях «Хрустальной сказки» пользователь anna_chuka.
Надо ли говорить, что вразумительного ответа от руководства ледового городка не последовало. «Главное, что обошлось без пострадавших», — отвечает в соцсетях на все вопросы администратор, добавляя, что произошедший пожар лишь «непредвиденная случайность». Не стали отвечать в «Хрустальной сказке» и на звонки АН. «Директор занят, он не может разговаривать, и вообще вы не первая тут дозваниваетесь», — «любезно» ответили там корреспонденту.
Но если от СМИ можно и отмахнуться, то от контролирующих органов — нет. Точную причину пожара еще предстоит определить: проводятся дополнительные экспертизы и опрос персонала. Но уже сейчас ясно, рассказали АН в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Иркутской области, что собственник кафе (где, предполагается, и началось возгорание — АН) грубо нарушал правила пожарной безопасности. В частности, еще во время межведомственного рейда 8 января было зафиксировано: в помещении для персонала «Хрустальной сказки» была установлена «кустарная» печь, выполненная без противопожарных разделок, на объекте не было автоматической пожарной сигнализации, отсутствовала система оповещения и управления людьми при пожаре, эвакуационные выходы не соответствовали требованиям, предъявляемым объектам с массовым пребыванием людей, электропроводка эксплуатировалась с видимыми нарушениями изоляции.
Спрашивается, если еще 2 месяца назад было известно о столь серьезных нарушениях, почему аттракцион продолжал работать, принимая в пиковые часы сотни посетителей?
У надзорных ведомств свои объяснения. Решение о временном запрете эксплуатации объекта принимается только судом и только по исковому заявлению от прокуратуры. Информацию о результатах рейда в «Хрустальной сказке» сотрудники МЧС могли только передать прокуратуре для принятия ими решения о мере реагирования. Это и было сделано 12 января. После этого, уже 23 января, состоялся совместный рейд двух надзорных ведомств, который вновь подтвердил наличие и серьезность нарушений правил пожарной безопасности в ледовом городке.
В прошлом году после проверок торгово-развлекательных центров, когда шерстить подобные заведения было в федеральном тренде, не исключением был и Иркутск — ТРК закрывались «до устранения» пачками.
Логично было бы предположить, что сейчас также последует иск о запрете эксплуатации объекта, угрожающего жизни и здоровью людей. Но не тут-то было. Прокуратура Октябрьского района выбирает другую меру прокурорского реагирования и вносит представление генеральному директору организации о безотлагательном устранении нарушений. Заместитель прокурора Октябрьского района г. Иркутска Ирина Щербакова, комментируя нынешнее решение, подчеркивает: оно принималось на основании большой группы факторов. Учитывалось и то, что этот объект находится на открытом воздухе, и то, что нарушения собственник мог устранить достаточно быстро, просто закрыв на время их исправления доступ людей к отдельным помещениям.
Ирина Щербакова при этом отмечает: исполнение предписания находилось под постоянным контролем. Однако факт остается фактом. Кафе, о хлипкой пожарной безопасности которого все знали, все же сгорело. Пожар уничтожил и все деревянные конструкции на территории самого городка, и значительно повредил прилегающие коммерческие помещения. Всем действительно повезло, что ЧП обошлось без жертв и пострадавших. Но где гарантия, что так повезет и в следующий раз?
«Обеспечение пожарной безопасности — прямая обязанность собственника, — комментировал СМИ сразу после происшествия заместитель главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору Виктор Пашков. — В очередной раз приходится констатировать тот факт, что в погоне за прибылью предприниматели не хотят думать о жизни и здоровье своих посетителей. Несмотря на выявленные в ходе проверки нарушения, собственник продолжил свою коммерческую деятельность, не предприняв даже попыток устранить их и обезопасить посетителей и персонал заведения».
Да, собственник, без сомнения, виноват. Но остается открытым все тот же вопрос: почему надзорные органы это допустили?