Вот такое криминальное лето
№ () от 30 августа 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Марина Денисова ]
Убийства, грабежи и кражи, и даже смерть от неисправного фонаря на одной из турбаз. Два случая были особенно громкими и до сих пор продолжают будоражить общественность далеко за пределами Бурятии. Подробнее об этом в нашем материале.
Забили толпой
Одно из самых громких байкальских преступлений — убийство молодого спортсмена Юрия Власко, которое произошло в ночь с 28 на 29 июля прямо на пляже. Известный и перспективный борец, мастер спорта международного класса, неоднократный победитель престижных мировых соревнований погиб в массовой драке, заступившись за друга. На видеозаписи происшествия, которая спустя некоторое время появилась в сети, видно, что конфликт происходит на песчаном берегу с участием около 20 человек. Сначала Юрий говорит с высоким мужчиной в темном спортивном костюме, который почти сразу бьет его по шее. Власко пытается дать отпор, однако, судя по всему, именно в этот момент он получает смертельную травму ножом. Устоять на ногах он уже не может, и его просто добивают. Сзади на него нападает молодой человек в синем костюме, потом снова мужчина в темном — ударив Юрия ногой по лицу, он отбегает за камнем. Тем временем второй нападавший бьет спортсмена, предположительно, металлическим прутом около четырех раз. Спортсмен пытается подняться, но безрезультатно, и в это время к нему подбегает первый нападавший и бьет по голове сначала камнем, а потом пинает ногами. Перед тем как покинуть место преступления, он бьет борца по пояснице. Спортсмен перестает подавать признаки жизни, 30-секундное видео заканчивается.
Оно потрясает своей бессмысленной жестокостью, смотреть его спокойно невозможно. Тем более что убит был совершенно неконфликтный и очень общительный, по отзывам его знакомых, молодой человек. На Байкал в те злополучные дни он приехал, чтобы показать красоты самого глубокого озера в мире своим друзьям, борцам с Кавказа. Молодые люди, как стало известно позднее, разбили лагерь на побережье недалеко от села Горячинск, одного из самых популярных у туристов мест отдыха. Как рассказали потом следователи, алкогольных напитков спортсмены не употребляли, спать легли рано. Уже под утро в лагерь пришел знакомый Юры, с которым тот случайно повстречался на Байкале накануне. Парень попросил помочь разнять драку. Друзей Юрий беспокоить не стал, сказав, чтоб те не вставали, он сам разберется и скоро вернется. Затем он вышел из палатки, как оказалось, навсегда.
Подозреваемых в убийстве спортсмена задержали довольно быстро, настолько широким был резонанс. Известно, что задержанные мужчины ранее судимы за кражи и разбои, долгое время скрывались от правоохранительных органов. Первый задержанный подтвердил свою причастность к смерти спортсмена, но заявил, что его действия были связаны с необходимой обороной и защитой от нападения со стороны самого борца. Было это еще до появления видеозаписи, которая буквально опровергла его слова видеорядом. Пока не известно, будет ли запись использоваться в суде, но друзья Юры, его родные, члены российской сборной по борьбе, требуют для подозреваемых максимально сурового наказания — пожизненного заключения.
Убило током
К сожалению, трагедия с Юрием Власко не стала единственной в этом туристическом сезоне на Байкале. В начале августа от удара током на официально работающей турбазе погибла 10-летняя девочка, приехавшая на Байкал из Москвы — отдохнуть с семьей. Семья с двумя детьми, купив путевки, отдыхала на турбазе в селе Максимиха Баргузинского района. К ним присоединились знакомые из Улан-Удэ. 6 августа вечером компания заказала себе баню, взрослые и дети грелись в парной, а затем бегали по металлическому пирсу к Байкалу и окунались в воду. В очередной раз, выходя из озера, одна из девочек взялась за металлический поручень пирса и в этот момент получила удар током, потеряла сознание и спустя непродолжительное время скончалась.
Как вскоре удалось выяснить, вдоль металлического пирса были установлены фонари с подведенными к ним проводами электропередач. При этом на одном из участков изоляция провода была повреждена, вследствие чего происходила утечка электрического тока на всю конструкцию пирса, в том числе металлические перила лестницы. Руководство турбазы знало о повреждении, электрику давалось поручение проверить и устранить неисправность проводки. Однако изоляция не была восстановлена, а доступ к пирсу для отдыхающих не ограничивался. Работа электрика директором турбазы не проверялась. Когда на улице начало темнеть, один из работников включил освещение вдоль пирса как раз в тот момент, когда из воды выходили дети, чтобы вернуться в баню.
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял расследование под контроль, указав подчиненным тщательно изучить все материалы и дать оценку. Вскоре были заведены уголовные дела — на директора базы и электрика, которого неоднократно просили починить проводку. В соответствии с санкциями статей, предъявленных директору и электрику базы, наибольшее наказание грозит именно электрику. Причинение смерти по неосторожности, в котором его обвиняют, наказывается вплоть до ограничения свободы на срок до трех лет. А вот предоставление услуг ненадлежащего качества, в котором обвиняют директора компании, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Статья предусматривает и лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей, но, как показывает практика, к столь большому наказанию по этой статье суд, как правило, не прибегает. Каким образом это может успокоить родных ребенка, непонятно. Сама же турбаза, скорее всего, продолжит работу после ремонта проводки и следующим летом снова откроет свои двери. По крайней мере пока нет никаких данных, что небезопасное для туристов места отдыха закроют.
Отравились
Закрыли пока что и другую турбазу, которая прославила Бурятию на федеральных телеканалах массовым отравлением детей. Это туристический комплекс ООО «Дали-БайкалТур». Он расположен в живописной местности Лемасово Кабанского района. Место ценится среди отдыхающих из-за необычайно теплой воды Байкала — залив неглубокий и хорошо прогревается, поэтому на побережье немало турбаз, домов отдыха, гостиниц. Беда случилась 2 августа, когда после обеда часть отдыхающих пожаловалась на боли в животе, тошноту и рвоту. Сначала с такими симптомами обратились в медицинский блок 26 отдыхавших детей и двое взрослых, но вскоре число пострадавших увеличилось в разы. В итоге госпитализированы были 77 человек, среди которых 11 взрослых и 66 детей. Собственно, в полном смысле слова это не детский лагерь, а турбаза, на которой, однако, в это время находились почти 300 детей. Проходило три крупных массовых мероприятия, все с участием детей. 157 человек прибыли в Бурятию на танцевальный фестиваль BaikalDanceCamp, 86 человек проводили фестиваль английского языка и еще 47 человек участвовали в слете детского кино «Стоп кадр». Отравившихся поместили в больницы в Кабанске и Селенгинске, часть перевезли в Улан-Удэ и Иркутск, закрыли сначала столовую, потом и весь туристический комплекс.
Туризм с навыками самообороны
И это только наиболее громкие случаи, есть еще менее известные дела, а то и вовсе незарегистрированные факты краж, ограблений, драк. Как говорят эксперты, каждый такой случай, попавший в поле зрения СМИ, в итоге сказывается на отношении к туристическим поездкам в регион, ведь информационное поле отслеживается работниками туристической отрасли — агентствами, фирмами, чиновниками, да и самими людьми, которые планируют отпуск и совсем не хотят быть там ограбленными. Что, например, расскажут дома и напишут в своих соцсетях два пенсионера из Германии, которых избили и ограбили прямо на национальном празднике в столице Бурятии, городе Улан-Удэ, украв деньги, фотоаппарат и разгромив трейлер?
Нужно сказать, что правоохранительные органы республики ежегодно проводят в местах отдыха операции типа «Курорт», в ходе которого уделяют повышенное внимание профилактике имущественных и иных преступлений. После убийства Юрия Власко на побережье Байкала, по излюбленным у диких туристов местам стал курсировать служебный автомобиль с громкоговорителем. Полиция вежливо просит граждан быть более внимательными к своим вещам, не оставлять без присмотра автомобили и имущество.
Точки зрения обывателей на происходящее в этом году на Байкале разделились. Одни злорадствуют, не понимая, как республика собирается развивать туризм, когда то и дело в газетах и по ТВ проходят сюжеты о происшествиях на побережье. Другие после убийства Власко стали откровенно бояться ночевать на берегу Байкала. «Мы напряглись, до этого никогда не задумывались, что здесь, в этом священном месте, могут произойти подобные ужасы. Раньше могли легко вдвоем с мужем сорваться из городской квартиры и рвануть на день с ночевкой на Байкал, теперь выезжаем только большими компаниями. Да и то друзья возят с собой оружие. Оно все разрешённое, с лицензиями, конечно, но раньше такого не было», — говорит улан-удэнка Юля Степанова.
«Это Байкал отвечает на все то, что происходит на его берегу, — считает другая жительница Бурятии, пенсионерка Сындыма Ванчикова. — У нас считается, что Байкал — это не просто озеро, а живой организм, который реагирует на окружающее. А что сейчас его окружает? Повсеместно горы мусора, туалеты прямо в кустах, сливы грязной воды с предприятий, водка, шумные пьяные компании, громкая музыка. То, что сейчас происходит, это его реакция, знак нам, людям, что нужно остановиться и вести себя в священном месте, как люди, а не как животные».