Ростовский журналист и издатель Александр Толмачёв, которого несколько дней назад суд в станице Кущёвской Краснодарского края приговорил к 9 годам строгого режима, подал апелляционную жалобу на этот вердикт. Так как пока ни сам осуждённый, ни его адвокаты не получили письменную копию приговора, то была подана так называемая «краткая» апелляция – чтобы предотвратить все возможные случайности, и приговор не вступил в законную силу без его рассмотрения в вышестоящей судебной инстанции – Краснодарском краевом суде.
Напомним, главный редактор и издатель газеты «Уполномочен заявить» и журнала «Про Ростов», и главный редактор газеты «Новочеркасские ведомости» Александр Толмачёв обвинялся по четырём эпизодам вымогательства. По версии следствия, он требовал от местных предпринимателей деньги за то, что не станет публиковать в своих изданиях компрометирующие их сведения.
Журналист был задержан в декабре 2011 года в Новочеркасске, и с того времени срок содержания журналиста под стражей неоднократно продлевался.
По решению Верховного суда России судебное дело было передано на рассмотрение в другой регион – Краснодарский край. И хотя судьи были краснодарскими, заседания всё же проходили вначале в Ростове-на-Дону, и лишь спустя несколько месяцев – после неоднократных жалоб самого подсудимого, его адвокатов и общественности - стали проходить в станице Кущёвской.
Сам Толмачёв свою вину не признавал и не признал, неоднократно заявляя, что стал жертвой коррумпированных представителей всех ветвей власти – в том числе, и судебной - Ростовской области, о которых он неоднократно писал.
Подполковник в отставке, в недавнем прошлом – военный журналист, Александр Толмачёв был задержан 20 декабря 2011 года вместе с двумя «подельниками» по обвинению в вымогательстве по заявлению новочеркасского бизнесмена — мол, журналист требовал деньги за то, что не станет публиковать информации о сыне бизнесмена, работающем в полиции Новочеркасска. Предполагаемых подельников журналиста сразу же выпустили под подписку о невыезде, а его по решению суда взяли под стражу.
В начале 2012 года к первому эпизоду прибавился еще один: после того, как сотрудники полиции Новочеркасска распространили фотографию Александра Толмачёва (населению предлагалось вглядеться в лицо пожилого мужчины и вспомнить, не становился ли кто ещё жертвой вымогательства с его стороны), одна местная предпринимательница заявила, что Толмачёв требовал от неё продать квартиру, и отдать ему 2 миллиона рублей. Эту сумму издатель якобы требовал опять же за отказ от публикации компрометирующей её информации.
И весной 2012 года уже ростовский предприниматель Юрий Погиба сообщил о двух случаях вымогательства со стороны Александра Толмачева.
Таким образом, уголовное дело составили четыре эпизода вымогательств на общую сумму более чем в 10 миллионов рублей.
Сам журналист продолжает заявлять о заказном характере своего преследования: «заказчиками» он называет руководителей ростовской правоохранительной и судебной системы, которые мстят ему за критические статьи. Писать которые Толмачёв не переставал даже будучи уже в СИЗО – журналист регулярно передавал «на волю» заметки о своей жизни (и не только), которые затем публиковались в Интернете.
В 2012 году именно за антикоррупционные статьи о судебной системе Ростовской области Александр Толмачёв был награждён премией имени Артёма Боровика.
Во время выступления Толмачёва с последним словом 15 октября, примерно в половине девятого вечера, судья Ананич вдруг прервала подсудимого, и сообщила присутствующим, что приговор вынесет 29-го октября, и тут же стремительно вышла из зала.
Подсудимый от такого поворота событий явно испытал шок: ведь он не закончил говорить даже по первому из четырёх эпизодов…
Оглашение приговора 29-го октября началось с полуторачасовой задержкой – как оказалось, судья Ананич не подала заблаговременно заявку на доставку Александра Толмачева из СИЗО в здание суда. Приговор зачитывался чуть более двух часов. Судья «дала» Александру 9 лет колонии строгого режима с ограничением свободы на два года. «Подельникам» журналиста Юрию Галагану и Елене Морозовой – по 7 лет и шесть месяцев.
«Кто Вам приговор написал?», – громко спросила у судьи сестра Толмачёва Нина Петренко.
Виктория Ананич не вышла, а почти выбежала из зала под выкрики: «Позор! Позор!».
Во время оглашения приговора на скамье подсудимых был только Александр Толмачёв. Юрий Галаган и Елена Морозова, как обычно, отсутствовали, и их адвокат Викулова затруднилась что-либо сказать о местонахождении этих осуждённых.