В центре бирюлевского бунта
14 октября 2013, 13:38 [«Аргументы Недели», Карина Расулова, Москва ]
Корреспондент «АН-онлайн» Карина Расулова весь день воскресенья провела в эпицентре событий в Бирюлево, передавая о сообщения о происходящем. Сейчас, когда внешне все спокойно, она восстановила ход событий, очевидцем которых являлась.
Ощущение чего-то неладного возникает уже на подходе к станции «Бирюлево-Пассажирская», где дежурит большое количество стражей порядка. Куда идти дальше, сомнений не возникает – вслед за потоком машин полиции и скорой помощи.
В самом начале Булатниковской улицы будто пронесся маленький ураган: на проезжей части лежит перевернутая «Газель», разворочены несколько мусорных баков и дорожных знаков. Местные жители вышли посмотреть, что случилось. Мужчина в домашних тапочках и наброшенной на голое тело куртке, очевидец того, как начинались беспорядки в этот день, рассказывает, что по его подсчетам, здесь были почти полторы тысячи человек. С криками «Русские вперед!» они разгромили все, что попадалось на пути, кидали фаеры. По словам местных жителей, их можно понять. Гости из ближнего зарубежья не дают спокойно жить: пристают к девушкам, нарываются на конфликт, все кругом заставили своими машинами. Последней каплей стало убийство в районе молодого парня, Егора Щербакова. Предположительно, это дело рук выходца с Кавказа или из Средней Азии. «Возвращайся домой осторожно, тут такое творится!» – говорит в трубку телефона молодая женщина и тут же обращается к нам: «Вы тут ребенка маленького не видели? Побежал смотреть и пропал».
Дальше с коллегой идем к торговому комплексу «Бирюза», ставшему за последние дни «достопримечательностью» Западного Бирюлева. Совсем недавно толпа молодых людей разгромила его витрины и двери. Но теперь тут остались только несколько десятков зевак, высказывающих представителям прессы свое негодование по поводу поведения мигрантов.
Основное же действие переместилось к овощной базе, закрытия которой требуют местные жители. По их мнению, это рассадник нелегалов. От торгового центра идти туда пешком больше километра, но на своих двоих мы добираемся до места быстрее, чем автомобилисты. На подъезде к базе огромные пробки.
Сначала кажется, что все довольно мирно. Только изредка слышны лозунги, вроде «Один за всех, и все за одного». Омоновцы, встав цепью, постепенно оттесняют народ от овощной базы. Вот уже очищен Востряковский проезд, и теперь все собравшиеся стоят на тротуаре улицы Подольских Курсантов, по обе стороны дороги, огороженной забором.
Стражи порядка то и дело выхватывают кого-то из толпы и заталкивают в автозаки. Совершенно неожиданно хватают под руки и уводят спокойно стоящего рядом редактора радиостанции «Коммерсант FM» Петра Пархоменко, находившегося здесь по заданию редакции. Журналистская братия бросается к автобусу с задержанными, но его двери закрываются перед их носом вместе с Пархоменко. Правда, через какое-то время его все же отпускают благодаря возмущениям репортеров и подоспевшей сотруднице пресс-службы полиции.
Постепенно народ расходится, и появляется надежда, что на этом все и закончится. Но тут резко с места срываются несколько полицейских автомобилей и машина скорой помощи. «В полдесятого снова собираемся возле торгового», – слышно в толпе, и мы возвращаемся к «Бирюзе».
Туда действительно подходит все больше и больше людей. В основном это молодежь. Рядом стоят отец с молодым сыном. «Это не решение, не нужно этого делать, – говорит мужчина, видимо, отговаривая парня от провокаций. – Мы пришли мирно высказать недовольство». Лучше бы он взял громкоговоритель и сказал это не вполголоса, а так, чтобы услышали все. Потому что несколько молодых людей с криками уже выбежали на проезжую часть и стали останавливать поток машин. Пробка на Булатниковской улице усилились. Впрочем, вскоре проезд становится вообще невозможен – всю дорогу заполняют автозаки.
Атмосферу нагнетает летающий кругами над местом событий полицейский вертолет. Как только в толпе начинают бросать бутылки и камни, омоновцы начинают оттеснять народ с улицы. Тех, кто оказывает сопротивление при задержании, бьют ногами.
В какой-то момент раздается крик «Бежим!», и все, как затравленные, мчатся в сторону дворов. По инерции тоже бежим. Хотя есть удостоверения прессы, и нас тронуть не должны. Наверное, повлиял страх, что снесут с ног и затопчут. Фонари не горят, темно. Чувствую себя героиней дешевого боевика. Журналист, бежавший рядом, умудряется во время погони в прямом эфире по радио рассказывать о происходящем. Вскоре нас все же настигают и его валят на землю. Дальше помню лишь то, что кричала, что мы пресса и чтобы не били. Потому что один из омоновцев уже замахнулся дубинкой. Проверив документы, отпускают. Коллега отделался ссадиной на руке, а я – дрожащими коленками.
Народ снова собирается у «Бирюзы». Кто-то притащил ребенка в коляске. Полицейские уводят мужчину, а вместе с ним и его велосипед. Женщина кричит, чтобы ее забрали вместе с уже сидящим в автозаке родственником. А другая возмущается, что увозят мальчика-подростка, «еще совсем ведь ребенка». Задержали и мужчину, который совсем недавно рассказывал журналистам про то, как несколько человек кавказской внешности избили его возле магазина.
На обратной дороге к станции наблюдаем погоню полицейских за группой молодых людей. Говорят, стражи правопорядка будут еще долго прочесывать район, но станет ли от этого в Бирюлево спокойнее, пока уверенности нет.