Сегодня городской суд Новочеркасска признал виновным бывшего заместителя главы администрации этого муниципалитета Владислава Журавлёва. Он обвинялся по ч. 2 ст. 282 УК РФ – «Возбуждение ненависти и вражды, совершённые публично, с использованием своего служебного положения». Суд приговорил Журавлёва к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.
Напомним, основанием для возбуждения этого уголовного дела послужило выступление Владислава Журавлева на сходе казачьего общества станицы Средней города Новочеркасска 16 июня 2010 года. Вернее, не само по себе выступление, а некоторые выдержки из речи заместителя «красного мэра» – коммуниста Анатолия Кондратенко, возглавлявшего в то время исполнительную ветвь власти в городе на этом самом казачьем сходе.
Заявление на заммэра поступило в правоохранительные органы спустя полгода после схода от самих казаков. В нём они написали, что подумали, подумали, и решили, что чиновник тогда «произнёс речь, которая показала не толерантное его отношение к проживающим в Новочеркасске уроженцам кавказских республик, их действиям и образу жизни». Но уголовное дело возбудили лишь спустя год, в августе 2011-го. После возбуждения дела Журавлёва отстранили от должности.
Соратники Журавлёва и Кондратенко сразу же заявили, что это сделано в рамках травли «красного мэра» Новочеркасска, неугодного чиновникам областного правительства. Некоторые эксперты также увидели в этом уголовном деле некий «политический заказ».
Дело в отношении Владислава Журавлёва передали в суд для рассмотрения по существу в августе 2012 года.
Затяжной процесс запомнился, в частности, и тем, что в его ходе 13 человек из 23 свидетелей обвинения полностью опровергли свои первоначальные показания, заявив, что Журавлёв не делал никаких «разжигающих» высказываний. Более того, в июле 2013 года к материалам дела было приобщено обращение казаков станицы Средней, которые в письменном виде подтвердили, что на сходе никаких резких заявлений в адрес «лиц кавказской национальности» от чиновника не звучало.
Адвокат Леонид Новиков в ходе процесса заявил, что уголовное дело построено на протоколе схода казаков от 16 июня 2010 года. Однако в материалах дела есть лишь три его копии – а сам оригинал отсутствует, а на копиях, как того требует закон, не указано, где же он сейчас хранится.
«Должным образом также не установлено, каким образом копия протокола схода попала к следователям», – адвокат попытался обратить внимание суда на «мелкие огрехи», допущенные следствием.
«Предъявленное мне обвинение не соответствует диспозиции п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ. Составленное следователем и подписанное прокурором города обвинительное заключение содержит более 40 грубейших искажений с явными признаками искусственного конструирования обвинения. Подавляющее большинство свидетелей, как защиты, так и обвинения, поддержали позицию защиты, то есть опровергли факт инкриминируемых мне деяний, засвидетельствовали многочисленные факты надуманности предъявленных мне обвинений. Оставшееся мизерное меньшинство свидетелей, доказывающих мою якобы виновность – это узкая группа лиц, стремящихся уйти от ответственности за заведомо ложный донос», – заявил обвиняемый на предыдущем судебном заседании в своём последнем слове.
И добавил, что он так и не понял, в чём же именно его обвиняют.
По решению суда Владиславу Журавлёву также запрещено замещать должности в государственных структурах в течение ближайших трёх лет.