Авария Протона стоила бюджету 4,4 миллиарда и репутации России
2 июля 2013, 16:38 [ «Аргументы Недели» ]
Анализ стоимости госконтрактов показал, что производство разбившейся во время запуска на космодроме «Байконур» ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками стоил российскому бюджету 4,4 миллиарда рублей.
Потери для репутации оценить сложнее, но они несомненно последует. Падение ракеты грозит стране огромными имиджевыми потерями и срывом крупнейших космических программ. Затраты на создание «Протона» должны возместить теперь страховые компании, программа застрахована в СОГАЗе, Ингосстрахе, ВСК, «Капитал страховании», «Уралсибе» и компании «РОСЛЕС», основная страховая нагрузка ляжет на «Русский страховой мир».
«Все-таки есть определенные проблемы в ракетно-космической отрасли, которая нуждается в перестройке, реструктуризации. Поэтому надо все-таки не просто искать технические причины, но, наверное, эти причины более глубокие и лежат в определенных именно недостатках управляемости в отрасли», - прокомментировал аварию академик Российской Академии Космонавтики им. Циолковского Александр Железняков радиостанции «Коммерсант FM». По мнению аналитика Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрия Караша, ракета «Протон» создается уже более 50 лет, и показала себя достаточно надежной, а ГЛОНАСС, спутники которого она несла, строжайшим образом контролируются Минобороны, и если уж эти факторы перестали работать, значит авария «говорит о чрезвычайно бедственном положении дел в российской космической программе».
Дипломаты предрекают и возможные трудности во взаимоотношениях с Казахстаном – в республике началась паника, люди уже говорят о смерти скота, отравлении воды, заражении почвы. «Попытки пересмотреть соглашение по Байконуру предпринимаются давно и регулярно. Боюсь, что, да, это будет новый повод для того, чтобы поднять вопрос о пересмотре договоренностей по Байконуру. И если не в экономическом плане, то, по крайней мере, в политическом - некоторые силы в Казахстане эту аварию обязательно используют», - отметил Железняков. А Гринпис уже выступил за отказ от гептила и переход на более экологичные виды топлива, которые уже существуют, тем более что еще в 2004 году РФ и Казахстан договорились о создании на территории космодрома комплекса «Байтерек», спроектированного специально под ракеты-носители «Ангара», летающие на экологичных керосине и жидком кислороде.