Аргументы Недели → Происшествия

Кровавая трагедия в Кизляре

, 10:41

Сообщения об очередных убийствах в республике Дагестан уже перестали быть новостями первых полос. Контртеррористические операции и теракты против стали буднями целого ряда кавказских республик. Но в конце марта, президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову пришлось рассказывать журналистам об убийствах, совершенно не связанных с деятельностью «лесных» вахаббитов.

Тема специального выступления перед прессой была посвящена расстрелу трех братьев Гамзатовых и их племянника в центре Кизляра сотрудниками охраны руководителя Кизлярского района Андрея Виноградова. Трагизма ситуации добавило и то, что, не выдержав известия о смерти сыновей, умерла их престарелая мать.  И эта тема вряд ли вышла бы на столь высокий уровень, если бы не возмущение тысяч жителей Кизлярского района, которые в знак протеста с требованием наказать виновных два раза перекрывали ключевые автомобильные трассы в Дагестане 19 и 21 марта.

Сухие информационные сводки местных информагентств со ссылкой на правоохранительные органы Дагестана свидетельствуют о бытовой ссоре, которая возникла 18 марта у ворот крупного рынка в Кизляре и закончилась стрельбой с четырьмя трупами. Но местные жители раскрывают о происшествии совсем иные подробности. По их словам, конфликт был спровоцирован охранником Виноградова, который припарковал автомобиль из кортежа главы района у входа на рынок, и отказался его переставить по просьбе одного из совладельцев автостоянки Гамзатова. В результате возникла драка, после которой охранник Виноградова уехал. Через некоторое время он вернулся с остальными своими коллегами, которые расстреляли из автоматов и пистолетов четверых человек и двоих ранили. По словам очевидцев, непосредственным участником событий был и сам глава района Андрей Виноградов.

Магомедсалам Магомедов отстранил Андрея Виноградова от должности на время расследования инцидента, признав таким образом возможность его причастности к расстрелу братьев Гамзатовых. Но это не значит, что ситуация в районе успокоилась: жители совершенно недовольны ходом расследования, поскольку слова президента республики их не убедили. Искреннее возмущение у них вызвали и официальные комментарии пресс-службы самого Виноградова. «Такие инциденты просто недопустимы»,  - сказал он на следующий день после трагедии, добавив, что попросит правоохранительные органы наказать виновных «по всей строгости закона». Не помогли и заверения ставшего и. о. начальника района Магомеда Омарова, который пытался заверить людей в том, что «в это время Андрей Виноградов занимался семейными делами, готовился к дальней поездке и на момент преступления был со своей семьей».

Между тем, отставка главы района и наказание убийц отнюдь не единственное требование протестующих кизлярцев.  Многие местные жители считают, что подобные дела в городе не могут происходить без ведома неформального патрона Виноградова, бывшего главы района а ныне руководителя пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева, являющегося, по слухам, родственником жены Виноградова. Магомед Омаров с еще большей эмоциональностью призывал жителей не связывать «инцидент» с добрым именем господина Муртазалиева. Однако, немного по-детски прозвучали его слова о том, что «Сагид Магомедович не только не причастен к данным событиям, более того, он не знал о происходящем». А ведь, например, президент республики Магомедсалам Магомедов в это время уже срочно летел на родину, прервав из-за этого события свой визит в ЕС.

Произошедшее на рынке местные жители связывают с началом агрессивных действий по переделу сфер влияния в районе, поскольку один из убитых братьев – Магомед Гамзатов – был депутатом районного собрания, причем одним из наиболее уважаемых в районе лидеров. Один из братьев погибших убежден, что охранники стреляли по приказу Виноградова, но тот в свою очередь не решился бы на такой поступок без приказа «сверху». «Мои братья были единственными, кто не жил по их законам, кто им не платил и не боялся», – так Алибек Гамзатов объясняет мотивы хладнокровного убийства своих братьев в интервью дагестанской газете «Черновик», добавляя, что готов сам с оружием в руках наказать убийц и «тех, кто за ними стоит». Местные жители, многие годы наблюдавшие за действиями властей, говорят о том, что жизнь в районе разделилась на две эпохи – «до» и «после» 18 марта.

 Робин Гуд и его команда

Андрея Виноградова, принявшего ислам и взявшего имя Юсуп, и вправду сложно назвать самостоятельным политиком. Его биографии нет в интернете, да и сложно заработать себе публичную известность в 27 лет (в 2010 году он стал самым молодым руководителем района в республике). В своих официальных интервью он лишь подчеркивает роль своего «учителя и друга» в жизни района. «Он оказывал и продолжает оказывать большую материальную помощь всем, кто к нему обращается. Это не каждому дано, и я рад, что у дагестанцев, которые сегодня переживают не лучшие времена, есть свой «Робин Гуд» в лице Сагида Муртазалиева», - говорил Андрей Виноградов в одном из интервью РИА «Дагестан».

38-летний Сагид Муртазалиев после завершения спортивной карьеры, в 2002 году работал замминистра природных ресурсов Дагестана, в 2003 был избран депутатом республиканского народного собрания. Кизлярский район он возглавил в 2007 году, а в 2010 году был назначен главой Пенсионного фонда Дагестана, назначив своим преемником в Кизлярском районе Андрея Виноградова. В марте 2011 года Сагид Муртазалиев был снова избран депутатом Народного собрания Дагестана от партии «Единая Россия» и совмещает свой мандат с постом в пенсионном фонде. Кстати сказать, совмещение государственных должностей и бизнес-постов со статусом народного депутата никого не удивляет в Дагестане: этот статус лишь обозначает степень влиятельности того или иного лица в клановом устройстве власти этой кавказской республики.

Официальная биография дает мало представления о характере кизлярского «Робина Гуда». В свои 22 года Сагид провел полгода в СИЗО, будучи подозреваемым в убийстве своего знакомого в 1996 году. Главным обвинителем выступил отец убитого - начальник Махачкалинской школы милиции МВД РФ Гаджимагомед Гаджимагомедов. После длительного расследования уголовное дело было прекращено, Сагида отпустили. А после был убит и сам Гаджимагомедов. Убийство до сих пор не раскрыто.

Инвестиции в войну

Власть в республике Дагестан – своеобразное понятие. Очевидно, что она принадлежит не столько формальному главе республики Магомедсаламу Магомедову, сколько распределена между отдельными кланами, которые продолжают ожесточенно бороться между собой за территории и предприятия, с которых можно собирать дань. Несмотря на кажущееся управление из Кремля, который формально утверждает распределение высших государственных постов в республике, последние события говорят о том, что реальная власть в Дагестане остается в руках криминальных авторитетов.

Одним из характерных подтверждений этому может служить осторожное заявление самого президента РД, которыми он комментировал убийство охранниками Виноградова братьев Гамзатовых в Кизляре. И для такой аккуратности в формулировках есть свои веские причины.  В республике всем известно, что вооруженную охрану Виноградову предоставил Сагид Муртазалиев.

Магомедсалам Магомедов крайне аккуратен в оценках произошедшей бойни на кизлярском рынке. По слухам, сразу после расстрела он встречался и с Муртазалиевым, и с Виноградовым. Ни тогда, ни раньше он не взял на себя смелости назвать даже имена подозреваемых в убийствах охранников, хотя местные жители знают их всех.

Получается, что безнаказанными остаются целые армии хорошо вооруженных людей, способных проводить массовые казни средь бела дня, а власть и правоохранительные органы остаются в качестве статистов. Очевидно, что такое положение дел не может устраивать ни жителей республики, ни федеральные власти.  Первым, к сожалению, не остается ничего кроме как перекрывать дороги или проводить митинги с требованиями провести честное расследование.  В арсенале вторых, хочется надеяться, средств больше. Слово за Москвой.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram