Лукавая «цифра»
№ () от 14 июня 2022 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]
После прогремевшей на всю страну конференции «Цифровая индустрия промышленной России» Нижний Новгород можно смело называть «цифровой столицей закатов». Закаты никуда не делись, а вот организованная на высоком уровне конференция значительно прибавила городу федерального веса. Она стала самой масштабной за последние годы по уровню подготовки и самой представительной по числу федеральных почетных гостей во главе с премьером Михаилом Мишустиным.
Столица закатов становится цифровой
ЦИПР – одна из основных в России площадок для диалога между государством и бизнесом по вопросам развития цифровой трансформации промышленности и реализации национального проекта «Цифровая экономика». Ключевой темой этого года стало импортозамещение в промышленности.
Как отметил Михаил Мишустин, уже немало сделано для поддержки информационно-технологической отрасли. Теперь она должна помочь развитию нашей промышленности. И в рамках задач, которые ставит президент, надо это делать очень быстро.
Результатами конференции премьер остался доволен, похвалил федеральных и региональных организаторов, в первую очередь губернатора Глеба Никитина.
«Еще раз хочу сказать: достижение национальной цели цифровой трансформации экономики, которую поставил президент, возможно только при совместной слаженной работе, при участии заказчиков, разработчиков и государства. Надо уже перестать нам сваливать друг на друга и болтать. Договориться и получить конкретные результаты», – резюмировал на конференции Михаил Мишустин в своем заключительном слове.
Нижегородские цифровизаторы в первых рядах
Определенные результаты, в том числе и нижегородские, были продемонстрированы уже на самой конференции. Нижегородцы традиционно сильны в разработке и презентациях всяческих виртуальных проектов. Доминировали они и на этот раз.
На конференции хозяева презентовали не имеющий прямых аналогов портал сделаемв россии.рф, разработанный центром искусственного интеллекта «Горький» совместно с министерством промышленности, торговли и предпринимательства региона и областным центром импорта и импортозамещения. Заказчики могут разместить на портале свои заявки с описанием того, какая продукция им требуется, а поставщики – откликнуться на заказы. Цифровая площадка позволит найти отечественных поставщиков взамен иностранным компаниям, которые ушли с российского рынка.
Нижегородская область представила также цифровой маркетплейс отечественных решений и услуг ИТ-компаний ит-маркетплейс.рф. На этой площадке бизнес, государство и ИТ-сектор объединяются для создания отечественных цифровых продуктов, для замещения зарубежных решений и развития ИТ-сектора. Тут, правда, с конкретными прорывными результатами пока посложнее.
Еще один интересный нижегородский проект – прототип первой в России образовательной метавселенной «Неймарк.MetaVerse». Он позволит уже сейчас виртуально «запустить» разрекламированный на всю страну ИТ-кампус, а также заинтересовать потенциальных абитуриентов, чтобы сформировать сообщество высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. В этой виртуальной «вселенной» люди из разных точек России и мира смогут вместе посещать лекции, проводить лабораторные работы и развивать цифровые проекты.
Столичным жителем быть выгоднее, чем нижегородским
От таких виртуальных мегапроектов аж дух захватывает. Но простому человеку, далекому от цифровых метавселенных, все же хочется и в руках подержать что-то такое конкретное, свое родное, нижегородское. И, несмотря на промышленный уклон конференции, такая штука там тоже была представлена. Правда, подержать ее в руках предстоит только в будущем.
Для этого регион подписал соглашение с заместителем председателя Сбера Ольгой Голодец. Оно касается проекта «Карта жителя Нижегородской области», его образовательного направления. С помощью цифровых сервисов для образовательных организаций можно будет пройти через турникет в школе и оплатить питание в 155 средних учебных заведениях Нижнего Новгорода. В дальнейшем будет реализована оплата проезда в муниципальном городском транспорте.
Однако при ближайшем рассмотрении этих новаций и самого проекта в целом возникает ряд неудобных вопросов со стороны населения. По его разговорам в соцсетях, сегодня уже существуют карты и для прохода через турникеты и калитки в детсадах, и для оплаты школьного питания. И по форме, как удобный инструмент, эти карты вполне нижегородцев устраивают. Дело остается за малым – наполнить эти цифровые инструменты реальным позитивным содержанием. К сожалению, они практически не влияют и на безопасность в школах, за исключением видеокамер наблюдения, и тем более на качество детского питания. И поэтому подобные проекты рассматриваются населением как очередное освоение пролоббированных бюджетов.
То же самое можно сказать и о проекте карты нижегородского жителя в целом. Вот если бы его наполнить конкретным содержанием, как именную социальную карту москвича. Ее реально можно подержать в руках, причем с большой пользой для обладателя. Московская карта со всеми цифровыми удобствами реализует право пенсионера на бесплатный проезд в общественном транспорте, на местную надбавку к пенсии и на столичную льготу в оплате услуг ЖКХ. Она может заменить медицинский полис, транспортную и банковскую карту. Реализованы в ней и детские функции как идентификатора в системе «Проход и питание», к которым мы только подступаемся. Однако о единой социальной карте с подобной формой и соответствующим содержанием нижегородцам остается только мечтать. Хотя страна у нас с москвичами вроде одна.
Когда цифровая форма важнее реального содержания
Немало нареканий вызывают у нижегородцев и другие, уже действующие цифровые проекты.
Глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев рассказал, что в региональной столице начал работать первый в России муниципальный аналитический центр. Его сотрудники будут анализировать обращения горожан, выявлять потенциальные болевые точки и выбирать интересные инициативы. Однако подобная работа уже частично велась на платформе «Лобачевский». Тем не менее, по информации городничего, именно новый аналитический центр позволит свести воедино множество источников информации. Это и Госуслуги, Решаем Вместе, ВамРешать, горячая линия главы города, НашНижний, ГИС.ЖКХ, ЕДДС. Видимо, на всех этих проектах бюджеты уже успешно освоены и пора осваивать новый.
Сами жители оценивают подобную «освоительную» цифровизацию без особого энтузиазма. Вот несколько типичных откликов нижегородцев на эту модную тему в соцсетях:
«Для чего вы создаете кучу бесполезных платформ? Неужели нельзя работать на одной, но качественно. Вы же выделяете кучу средств на каждую новую платформу, но не решаете эффективно вопросы ни на одной. Хватит уже народ держать за идиотов».
«Как не работал механизм устранения аварий, так и с этим центром не заработает! ДУК Нижегородского района как деньги обдирал за воздух, так и будет. Юрист, как автоответчик, на все проблемы один и тот же ответ, так и будет... 268-1000 на все заявки только свои комментарии, либо принять не можем, либо звоните в службы специальные. Бездействие поощряется и покрывается».
«Не помогают эти площадки решить проблему рядового жителя Нижнего. У нас сегодня неожиданно пропало электричество – в подъезде и квартире. Все обращения в ДУК Нижегородского района – безрезультатно. Обращение на платформу “Лобачевский” – срок рассмотрения 1 месяц. Месяц сидеть без электричества? Это насмешка? У нас к электричеству привязан котел – нет горячей воды. Холодильник потек. Вообще никаких движений в сторону помощи нам. К кому еще нужно обратиться, чтобы пришел электрик и решил проблему? Оплату мы вносим, а помочь некому. Нет хозяйственной службы нормальной. Ни один телефон аварийной службы после 19 часов не отвечает. Или у нас в городе их тоже нет?»
И подобная ситуация не только в муниципальном ЖКХ.
Во время работы ЦИПР цифровой конференции заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев провел рабочую поездку по медицинским организациям Нижнего Новгорода, в рамках которой ему были продемонстрированы успехи цифровизации в региональном здравоохранении. В частности, федеральный чиновник высоко оценил работу городской поликлиники № 7 по переходу на электронный медицинский документооборот. Пациентам обеспечена запись онлайн в поликлинику, доступны оповещения о записи на прием к врачам, формируются документы в электронном виде и доступны на ЕПГУ.
«Врачи городской поликлиники № 7 Нижнего Новгорода – драйверы внедрения цифровых технологий в здравоохранение региона! Руководство поликлиники и врачи стараются сделать все, чтобы внедрение цифровых технологий приносило пользу пациентам и врачам поликлиники. В рамках визита мы договорились с главным врачом, что окажем поддержку организации, чтобы она первой в регионе смогла отказаться от ведения медицинской документации в бумажном виде», – отметил Павел Пугачев по итогам визита.
«Наша поликлиника № 7 находится в нескольких шагах от того, чтобы полностью отказаться от бумажного документооборота. И я уверен, что в этом году у нас это получится», – добавил к этому комментарию региональный министр здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов.
Сами нижегородцы в своих сетевых комментариях не всегда разделяют чиновничий оптимизм, в том числе и по этой передовой в цифровизации поликлинике.
«Давид Валерьевич, еще им необходимо пересмотреть запись на обследования и на анализы, выписывает сначала врач. Потом надо идти в другой кабинет за талончиком, отстоять там очередь, а кабинет работает до 14.00. Если у врача был прием в 15.00, то получить талоны на анализы ты сможешь только на следующий день, это очень неудобно. Неужели нельзя сделать так же электронно, чтобы сразу врач записывал?»
Такая вот «бережливая» технология.
«Подтверждаю, внутри клиники все с бумажками и очередями. Им бы внутренний электронный документооборот сделать!» – пишет еще один клиент этого передового заведения.
Ну а сам разговор о переходе на электронный документооборот во всех сферах идет уже не один десяток лет. Бюджетов по этой тематике освоено выше крыши, а воз и ныне там. Да еще в нынешних кризисных условиях дефицита бумаги.
Даже при определенных успехах процесса цифровизации ее эффективность снижает нерешенность базовых, фундаментальных проблем, таких, к примеру, как острый недостаток кадров. Не исключение здесь и здравоохранение.
Вот, например, в Сарове, по сообщению местного паблика «Затоновости Саров», в связи с дефицитом врачебных и фельдшерских кадров число ночных бригад скорой помощи в летний период уменьшается до 4. Естественно, саровцы от такой новости не в восторге.
И это, на минуточку, в Сарове, где медицина федерального уровня, а сам он в числе самых передовых в стране оцифрованных «умных городов».
В итоге новаторская цифровая форма частенько входит в противоречие с отстающим от нее реальным содержанием, а виртуальная реальность наполняется такой же псевдореальной виртуальностью. Главная цель цифровизации в итоге – все же не освоение бюджетов и пиар-выхлоп, а реальное улучшение жизни людей. А закаты с цифровыми трансформациями пока на хлеб не намажешь, за исключением бенефициаров всех этих громких проектов.