Многие писатели-фантасты рассматривали будущее как эру тотального контроля за каждым отдельно взятым гражданином. А возможности государственных органов в таком мире оказывались практически безграничными – захотели и вычислили за две минуты по вшитому чипу, а если нужно, то взяли и легко отключили какой-нибудь прибор на расстоянии. Как оказалось, писатели были недалеки от истины. Возможно, в России сотрудники ГИБДД смогут дистанционно отключать работу двигателя в автомобилях.
Такую способность им может даровать система ЭРА-ГЛОНАСС. Её с 2017 года будут устанавливать на все новые автомобили, которые будут выпускать и продавать в странах Таможенного союза.
Напомним, что ЭРА-ГЛОНАСС сейчас пока исполняет только одну функцию – подаёт сигнал об аварии с передачей координат в диспетчерскую службу. Между тем возможность поддержания двусторонней связи позволяет, к примеру, реализовать функцию дистанционного управления автомобилем и буквально полностью контролировать его. Предполагается, что такая функция будет очень полезной в поимке автоугонщиков или при задержании каких-либо злостных нарушителей.
В целом идея довольно интересная, однако вызывает немало вопросов. Например, кто будет отвечать за разбитые авто, если угонщику отключили двигатель и заблокировали управление рулевым колесом на скорости 80 км/ч? Он же может въехать не только в отбойник, но и в другие машины.
Кроме того, система ЭРА-ГЛОНАСС имеет потенциальную возможность записи всех нарушений ПДД, так что на водителя начнёт стучать его же собственный автомобиль. Скорость, траектория движения – всё это будет фиксироваться. А с учётом того, как в ГИБДД полюбили системы фото- и видеофиксации нарушений, наверняка они будут очень заинтересованы в подобном функционале ЭРА-ГЛОНАСС.
Хорошо ещё, что в обычных людей пока принудительно не зашивают подобные маячки, – а то все спать и работать будут тоже по команде. Ради общественной безопасности, разумеется.