В российском правительстве считают, что интернет скандал вокруг американских спецслужб идёт на пользу российским компаниям. Но могут ли пользователи отечественных сервисов быть уверены в конфиденциальности своей сетевой жизни?
Российский министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в ходе своего визита в США высказал мнение, что скандал вокруг секретной программы PRISM и деятельности ЦРУ и АНБ по глобальному мониторингу сетевой активности может благоприятно отразиться на популярности российских интернет-сервисов. По мнению чиновника, многие интернет-пользователи всерьёз задумались о защищенности таких ресурсов как Facebook и Google и находятся в поиске безопасной альтернативы.
Комментируя агентству РИА Новости возможность мониторинга американскими спецслужбами российских интернет-сервисов, Никифоров заявил следующее: «Если российский пользователь пользуется российскими серверами, то я считаю, что технически такой угрозы нет, потому что трафик не выходит за пределы страны. Но в интернете всё условно – сервера даже российских компаний расположены в разных точках мира. В то же время, если используется базовая криптография, которая встроена в интернет-протоколы, и если это действительно российская компания, то я считаю, что риск несанкционированного доступа к этой информации минимален».
А между тем в самой Америке мониторинг личной информации спецслужбами остаётся одной из самых обсуждаемых тем. Причём характерна реакция американских властей на утечку, инициированную Эдвардом Сноуденом. С одной стороны, президент и правительство честно признали, что секретные программы тотальной слежки действительно существуют. Но, при этом, никто не посчитал нужным оправдываться перед гражданами, и методы, стоящие на вооружении у ФБР, АНБ и ЦРУ, были признаны безусловно необходимыми в условиях перманентной террористической угрозы.
Оказалось, что чисто юридически, спецслужбы не выходят за рамки данных им полномочий. Широкие возможности вмешательства в частную жизнь граждан даёт так называемый Патриотический акт (USA PATRIOT Act), принятый в незабвенном 2001 году для борьбы с международным терроризмом.
Кстати, разоблачения Сноудена парадоксальным образом усилили рвение спецслужб в установлении общества тотального контроля. Теперь ФБР не стесняясь требует от провайдеров установки специального ПО, разработанного для перехвата метаданных пользователей. По данным анонимных источников в органах власти, силовики называют это ПО «программой по сбору урожая».
Итак, проблема конфиденциальности данных для пользователей американских интернет-сервисов более чем актуальна. И вполне логичной выглядит на этом фоне рекомендация Никифорова пользоваться услугами отечественных компаний. Впрочем, искушённые интернетчики прекрасно знают о существовании российского аналога американских систем перехвата интернет-трафика – программы СОРМ-2.
Для тех, кто не в курсе, СОРМ-2 (Система Оперативно-Розыскных Мероприятий) является аппаратно-программным комплексом, предназначенным для перехвата интернет-данных пользователей с целью расследования и предупреждения террористической деятельности и уголовных преступлений. Так как нормы по санкционированному перехвату в рамках этой системы остаются довольно расплывчатыми, то исключать возможность тотального мониторинга Сети российскими спецслужбами было бы весьма опрометчиво.
В результате, выбор между российскими и зарубежными интернет-сервисами, поставленный на повестку дня, ни в коем случае не является выбором между тотальным контролем и защитой конфиденциальности. Скорее это вопрос о том, что предпочесть АНБ или ФСБ...