Аргументы Недели → История № 51(542)

Расписание на послезавтра

Эти прогнозы давались около 60 лет назад

, 09:48

Под Новый год принято подводить итоги. Можно ограничиться уходящим годом. А можно оглянуться и дальше, вспомнить свои совсем уж давние мечтания, прикинуть – сбылось? не сбылось? Но ведь о будущем мечтают не только мальчишки. Во все времена самые светлые головы размышляли – что будет завтра? И 60 лет назад – тоже.

«Репортаж из XXI века»

Книга, которую «АН» вспомнят, называлась «Репортаж из XXI века». Авторы – М. Васильев и С. Гущев (кое-что о них – в нашей справке). Первое издание вышло в 1958 г., второе, дополненное – в 1962 г. (писалось соответственно в 1957 и 1961-м). Авторы беседовали с тогдашними ведущими отечественными учёными о перспективах их наук и на основе этих бесед пробовали спрогнозировать, как изменится мир через 50 лет. На сегодняшний день времени прошло даже больше – но не будем строги! Так или иначе, мы сейчас живём во времена, которые тогда пытались представить.

Уже после первого издания книга стала бестселлером – выходила по всему миру, была переведена на 25 языков. А дальше – 1961 год, XXII съезд КПСС. Н. Хрущёв тогда пообещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Потом, правда, стали выражаться аккуратнее: где-то к XXI веку будет в основном построена материально-техническая база для дальнейшего перехода к коммунизму. Пусть так – но временной рубеж обозначился. Вновь появился повод поговорить о перспективах научно-технического прогресса в СССР, который завтра эту базу обеспечит, – и выход второго издания был по всем статьям оправдан.

Угадать – не угадать 

Хихикать сегодня над несбывшимися прогнозами нечестно – они лишь отражают не только наше, но и общемировое тогдашнее представление о том, как будут развиваться те или иные технологии и направления. Кроме того, сбылось-то многое! Полёты к Марсу, химизация сельского хозяйства, лазер в медицине, широкое применение искусственных алмазов, постепенная замена металла и древесины новыми полимерами, сверхпрочные нити из искусственного волокна и т.д. и т.п. – абсолютные попадания «в яблочко».

Корреспондент «АН» воздержится и от комментариев по вопросам, в которых особо не разбирается. Например, в книге был раздел о перспективах металлургии, завтрашних методах выплавки стали – готов считать, что примерно так дело и пошло.

Интереснее другое – прогнозы, которые условно можно разделить на несколько категорий: а) то, что не сбылось; б) то, что не сбылось, но сбудется в ближней перспективе; в) то, что реально, но не осуществилось по объективным причинам; г) то, что не осуществилось, поскольку не оказалось необходимым; д) что осуществилось (осуществляется), однако на совершенно других принципах; е) то, что – уже ясно! – как было мечтой, так мечтой и останется. Грань между этими категориями зыбкая – и мы лишь приведём некоторые примеры, а вы сами решайте, что в какой раздел отнести.

В дорогу! 

Ну вот взять, скажем, автотранспорт. Машина модели 2007 г., согласно тогдашним прогнозам, – каплеобразный электромобиль из синтетических материалов. Допустим, на нём предстоит поездка из Москвы в город Энск. Сели. Водитель не нужен – просто голосом называется пункт назначения. Характерно, что сиденья в салоне поворачиваются как угодно, люди могут расположиться и лицом к лицу, ведь за дорогой следить не нужно: во-первых обстановку на трассе отслеживают бортовые системы радиолокации, во-вторых, шоссе само ведёт транспортное средство по заданному маршруту. Ведь в начале XXI века и дороги в СССР будут другими: широкие трассы с вечным внепогодным, самоочищающимся от воды, снега и грязи, напичканным множеством сенсоров покрытием, под которым – кабели тока высокой частоты. «По существу, кабель можно назвать антенной передатчика, а двигатель машины – приёмником. Уловленная этим приёмником энергия высокочастотного поля передаётся в ток, который и вращает моторы, расположенные непосредственно в колёсах». Скорость – около 200 км/час. По прибытии на место пассажиры машину оставляют, в неё садятся другие люди – это не частная собственность, а, по сути, такси. Используется для недальних поездок, для дальних – самолёты. В районах, где проложить дороги нового типа невозможно (скажем, в тундре), практикуются «автолёты» на воздушной подушке. А более дальнее будущее – за «парящими автомобилями»: в их корпусе «устройство, наводящее в почве под машиной токи Фуко», такая машина, по сути, плывёт в воздухе на высоте 30–40 сантиметров.

Но и железнодорожный транспорт в начале XXI века не уйдёт в прошлое. Просто перевозки будут производиться составами из вагонов иного типа повышенной грузоподъёмности, их потянут атомные локомотивы мощностью 40–50 тыс. лошадиных сил. Скорость – 250–350 км/час. Естественно, придётся перешить колею – где-то до 5-метровой ширины. Задача будущего – трансконтинентальные магистрали с такой колеёй по всему миру. А морские и океанские перевозки возьмут на себя двухкилевые суда-гиганты с атомным двигателем. Грузоподъёмность – 100–200 тысяч тонн, скорость движения (в сухопутном счёте) – 120–150 км/час.

Глобальная энергия 

Частое словосочетание «с атомным двигателем» на страницах книги говорит само за себя: по тогдашним прикидкам человек XXI века с «мирным атомом» – на «ты».

«Когда термоядерная электростанция станет былью?» – спрашивают авторы вице-президента АН СССР академика А. Топчиева (это во втором издании – в первом «открывающее» интервью давал президент Академии А. Несмеянов, но он в 1961-м из-за конфликта с Хрущёвым ушёл). Ответ: «Либо до 1980 года, либо до 2000-го». Нет, Александр Васильевич Топчиев был серьёзным учёным – просто тогда так действительно всем казалось.

При этом традиционные источники энергии: уголь, нефть по-прежнему в цене. Только уголь в шахтах добывают не люди, а управляемые с поверхности комбайны. Новые технологии нефтедобычи позволят бурить скважины глубиной до 20 км и выбирать из пластов до 98% нефти. Кроме того, эффективны и «локальные» решения. Скажем, в солнечных районах расцвела гелиоэнергетика. В сейсмоопасных не пропадает зря энергия землетрясений (развитие архитектуры сделает проживание здесь безопасным, а мощь подземных толчков люди сумеют приручить).

Такое развитие энергетики позволит осуществить массу невероятных проектов. Например, можно перегородить плотиной Берингов пролив. Она, во-первых, преградит путь холодным водам Северного Ледовитого океана в Тихий, а во-вторых, станет «не только пассивной преградой на пути холодного течения, но и активным создателем нового тёплого течения» из Тихого океана в Ледовитый. «Для этого надо вмонтировать в тело плотины сотни огромных пропеллерных насосов, приводимых в действие энергией атомных электростанций, вставших здесь же, на берегу пролива. Их работа сможет (…) создать второй, тихоокеанский Гольфстрим. Это течение будет переносить из тропического пояса нашей планеты в северно-полярную её область в 2–3 раза больше тепла, чем его содержится во всех мировых запасах нефти. Изменится климат Камчатки, северо-восточной части Сибири и Аляски, температурный режим Охотского моря и ряда морей Северного Ледовитого океана. Потепление охватит гигантскую область, будет иметь колоссальное значение».

Об авторах книги

Как сказано, «Репортаж из XXI века» был написан Михаилом Васильевым и Сергеем Гущевым, журналистами из отдела науки тогдашней «Комсомолки».

«Михаил Васильев» – это легендарный Михвас – Михаил Васильевич Хвастунов (1920–1978), долгие годы этот отдел возглавлявший. Фронтовик, участник Парада Победы, он пришёл в журналистику из технарей – Бауманку закончил с красным дипломом. Именно Михвас взрастил блистательную школу советской научной журналистики: Я. Голованов, В. Губарев, Б. Коновалов и другие начинали под его руководством.

Без Интернета 

Не нами подмечено, что фантасты прошлого не предугадали то, что реально изменило мир, – компьютер, Интернет… Что ж, про компьютеры (ещё и слова такого нет) и в «Репортаже» не сказано. Сказано про счётно-вычислительные машины. Они пока действительно громоздки. Но со временем будут уменьшаться – в зависимости от назначения. Например, машина-переводчик для научных симпозиумов вполне сможет уместиться на столе. А перспективы телевидения! Оно будет всяким, даже индивидуальным. И честное слово (один из примеров), в начале XXI века школьники из колхоза в Закарпатье запросто в своей сельской библиотеке смогут заказать у дежурного библиотехника прямую лекцию из Москвы о творчестве Шевченко.

Москва, Москва! 

А Москва, конечно, останется столицей нашей Родины. Но вы не представляете, как она к началу XXI столетия изменится! Во-первых, сильно вырастет – население составит целых 6 млн человек (ну, чуть меньше). Раскинется во все стороны, захватив и некоторые нынешние пригороды. При этом треть площади города займут лесопарки и водохранилища. Кстати, Москва-река будет чиста и прозрачна: сброс стоков прекратится, воду будут очищать и насыщать кислородом особые установки.

Москва, видимо, избегнет уличных пробок – этого бича западных мегаполисов. Подъехал к городу – оставь электромобиль, пересаживайся на городской транспорт, тоже весь электрический. И это не только техника, ведомая теми самыми (см. выше) кабелями высокочастотного тока. Движущиеся тротуары – вот ноу-хау! Ленты горизонтальных эскалаторов движутся вдоль улиц со скоростью от 20 до 100 км/час. На них можно поставить кресла, лавочки, аппараты для продажи лимонада и папирос (хотя нет, курить уже все бросят!). При этом останется метро, над городом будут парить бесшумные такси-вертолёты, садящиеся на плоские крыши новых удобных многоэтажных домов.

На таком такси авторы книги и предлагали полетать над завтрашней Москвой своему тогдашнему читателю, вглядеться сверху в паутину улиц, узнавая и не узнавая их.

«А вдали, сияя в лучах искусственных солнц, поднимается величественный памятник основателю нашего государства Владимиру Ильичу Ленину».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram