«Вы находитесь под влиянием Юпитера…» «Я проник в вашу душу и нашёл, что (…) под вашим управлением возникнет сильная, новая счастливая Россия…» Так, в 1916-м знаменитый хиромант Карл Перрен писал последнему министру внутренних дел Российской империи Александру Протопопову.
Удобный всем
Сто лет назад, в сентябре 1916‑го, Александр Дмитриевич Протопопов стал управляющим (что-то вроде и.о. министра) Министерства внутренних дел Российской империи. В декабре 1916-го Николай II утвердил его в должности. Протопопов – последний глава МВД царской России.
Конечно, назначению поспособствовал Распутин, к которому Протопопов был близок. Но и царю, видимо, казалось, что Александр Дмитриевич должен устроить всех – правых, левых… Известный депутат Думы, у которого лично добрые отношения с представителями самых разных фракций. 50 лет (ни молодой, ни старый). Помещик, фабрикант, монархист… Однако не твердолобый, а из «земцев-октябристов», входивших в думский «Прогрессивный блок» – в тот момент, по сути, парламентскую оппозицию власти. При этом просто мягкий, интеллигентный человек…
Первая мировая, в которую Россия вступила в 1914-м, всё не кончалась. С одной стороны, провозглашалось: мы должны драться до победы, нести трудную ношу вместе с союзниками по Антанте. С другой – устала страна. Общественное недовольство оборачивалось скандалами, интригами, «министерской чехардой» – один за другим сменялись премьеры, ключевые министры… Вот и на МВД поставили Протопопова – почему нет? И какое тут имело значение, что он… как бы сказать… со странностями.
Его странности
Не то чтобы у человека совсем ехала крыша. Но проблемы явно имелись. Излишняя нервность, суетливость. Убеждённость в своей отмеченности высшими силами. Иногда он впадал в ступор, ничего не слышал, не видел. Говорят, в такие периоды мог стать на четвереньки, по лестнице спускаться задом. Возможно, сказывался давний сифилис. Ещё не знали антибиотиков, тогдашние препараты приглушали, но не излечивали болезнь, с годами она начинала поражать мозг. Протопопов лечился у знаменитого в то время тибетского врача Бадмаева, наблюдался у профессора Бехтерева…
А ещё Александр Дмитриевич (болезнь виновата или просто настроения эпохи?) был подвинут на мистике. Так что стоит ли удивляться его восторгу при получении письма от знакомого хироманта Карла Луи Перрена (что за письмо – см. справку)!
Перрен
Двумя с лишним годами ранее, ещё до войны, весной 1914‑го, прочитав в «Новом времени», что в питерском «Гранд-отеле» знаменитый приезжий хиромант доктор Перрен предсказывает будущее, Протопопов со всем семейством отправился на приём. И не пожалел! Высокий обходительный господин угадал слово, написанное на бумажке, зажатой в протопоповском кулаке (имя матери), всё-всё рассказал про характер каждого из членов семьи, а поизучав ладонь гостя, предрёк тому великий взлёт. (Ещё брался лечить его дочь от «нервного насморка», но тут засомневалась супруга Протопопова: всё же непонятно, что Перрен за доктор.) Потрясённый Александр Дмитриевич выложил за визит безумные деньги – 200 рублей.
Насчёт записки в кулаке – момент интересный (если, конечно, это действительно было). Но, в конце концов, у каждого фокусника свои секреты. Что же до остального… Гадают обычно люди проницательные. А если приходит к ним тот, кто «сам обманываться рад», – успех гарантирован.
Учёные и писатели, занимающиеся крахом царской России, Карла (иногда Шарля) Перрена обычно вспоминают именно в связи с протопоповской историей. Но в литературе о всякой аномальщине есть о нём дополнительные сведения. Хотя, где правда, а где непроверяемые рассказы Перрена о самом себе? То, что родился в Вене (даты жизни неизвестны), – наверняка правда. А вот что папа-оккультист юного Карла ещё подростком отправил постигать мистические тайны в Индию – гм, гм… Что со временем женился на американке, получил американский паспорт и выступал как прорицатель, подтверждается документально. А вот что предупредил о смерти от руки убийцы президента США Мак-Кинли и австрийскую королеву Елизавету – поди проверь! Конечно, фрак Перрена украшало множество экзотичных орденов от всяких якобы восхищённых им монархов – но, может, ордена были бутафорские?
В общем, всё это осталось бы частным эпизодом из жизни Протопопова. Но Александр Дмитриевич действительно вдруг взлетел на высокий пост…
Впрочем, не будем выставлять господина министра совсем уж обалдуем. Да, он искренне считал Перрена великим магом и даже собрался помочь ему с приездом в Питер – но всё же счёл должным посоветоваться с людьми, по долгу службы занимавшимися контрразведкой. И получил ответ. Данный господин не замечен в прямом военном шпионаже. Но, по мнению русских, а также дружественных английских и французских спецслужб, лицо это, безусловно, подозрительное. Австриец иудейского вероисповедания, ныне натурализованный американец, он действительно до войны за деньги занимался прорицательством в Штатах и странах Европы. С января 1916-го проживает в норвежском Ставанджере (ныне пишут Ставангер) – Перрен в письмах объяснял, что лечит какого-то здешнего именитого горожанина. Норвегия – страна нейтральная, но Перрен там тесно общается с местными немцами. Из-за войны лопнули компании, в акции которых он ранее вкладывал гонорары. Убыток составил до 50 тыс. долларов. Сейчас Перрен пытается компенсировать потери экспортом спичек в Германию. На этой почве сблизился с влиятельным гамбургским банкиром Варбургом (их не раз видели вместе). Любовница же Перрена бельгийка Гетгебюр проживает в Стокгольме…
«Магнетическая концентрация»
В 1926 г. письма К. Перрена А. Протопопову опубликовал журнал «Красный архив». Всего их было три – от 06.10.1916, 05.12.1916 и 04.01.1917. Написаны на английском и французском языках. Протопопов этими языками владел, но демонстративно попросил о переводе подчинённых – видимо, чтобы содержание было известно на случай обвинений в контактах с сомнительным иностранцем.
Стиль писем ясен из приведённых в начале материала цитат. В первом хиромант напоминал Протопопову об их встрече и подчёркивал: видите, моё предсказание о вашем блестящем будущем сбылось – вы стали министром! Правда, министром чего именно, Перрен, похоже, не знал, решил, что иностранных дел: это – судя по обтекаемым славословиям о врождённом даре дипломата у Протопопова. Далее сообщал, что составил протопоповский гороскоп и пришёл к выводу, что тому суждено стать спасителем России. Перрен хочет быть рядом и помогать великому человеку своим даром «магнетической концентрации». Денег не просит, но надо, чтобы господин министр помог с разрешением приехать в Петербург, ведь Перрен – иностранец.
Два следующих письма посвящены конкретным проблемам в связи с приездом.
«Роковой человек»
Одних слов «Варбург» и «Стокгольм» было достаточно, чтобы Протопопов оборвал контакты с хиромантом – правда, отправив вежливо-сожалеющую телеграмму. Газеты ведь полоскали имя министра в связи с нехорошей историей. Ещё до попадания в министры, находясь в Стокгольме в составе думской делегации (Швеция тоже была нейтральна), он там приватно виделся с этим самым Варбургом – известным сторонником сепаратного мира между Россией и Германией. Дело всплыло. «Прогрессивный блок» (и так считавший Протопопова гнусным перебежчиком в стан власти) негодовал. Продолжать контакты с подозрительным приятелем Варбурга было опасно.
Так что история, как некий зарубежный гадатель по руке попытался вмешаться в дела Российской империи, закончилась, в общем, не начавшись. Но ведь история самой Российской империи тоже заканчивалась.
Повторим: думский «Прогрессивный блок» на тот момент уже фактически был оппозицией царскому режиму. Это его лидеры клеймили власть за слабость и нежелание воевать «до победного конца», требовали создания «правительства доверия», исподволь гнали волну насчёт «царицы-шпионки» и «тёмных сил» в лице Распутина. В конце концов довели дело до Февральской революции. После которой с ходу вошли во Временное правительство. Была создана Чрезвычайная Следственная Комиссия (ЧСК) по расследованию «противозаконных действий» бывших царских министров. И дальше уже Протопопов ей в Петропавловке давал показания о контактах с Варбургом и Перреном.
…Весь этот сюжет хочется оценить нынешними глазами. Конечно, жулик Перрен встрепенулся, узнав, что давний клиент вдруг стал большой шишкой. Мог заодно связаться с германской разведкой: немцы не меньше нашего устали от войны, для них логичной была бы идея подвести к русскому министру своего «агента влияния» – чтобы, например, проталкивать идею сепаратного мира. Правда, если с сегодняшней колокольни – может, и лучше было бы для России вовремя пойти на этот мир? Кровь перестала бы литься, мы избежали бы обеих революций и всего, что было после…
Проблема в другом – что «скамейка запасных» у царской власти в критический момент оказалась столь коротка. Только из-за этого на важнейшем посту главы МВД оказался такой человек, как Протопопов. Абсолютно не готовый к должности. За всё хватавшийся, во всё лезший, но умудрявшийся ничего не замечать у себя под носом. Перед самой революцией заверявший Николая, что нет оснований для беспокойства.
Александр Блок, наблюдавший Протопопова во время допросов ЧСК, назвал его «роковым человеком» для царской власти. «В противоположность обыкновенным бюрократам, которым многолетний чиновничий опыт помогал сохранять видимость государственного смысла, Протопопов принёс к подножию трона весь истерический клубок своих личных чувств и мыслей; как мяч, запущенный расчётливой рукой, беспорядочно отскакивающий от стен, он внёс развал в кучу по видимости устойчивых, а на деле шатких кегель государственной игры».
После Февральской революции экс-министр содержался то в тюрьме, то в больнице для нервнобольных (где его порой били всякие психи). 27 октября 1918 г. расстрелян уже большевиками.
Следы Перрена теряются.