Главный объект на Красной площади – это, понятно, Кремль. Но Красная площадь, дом 1 – адрес Государственного исторического музея.
Возле сердца
Москва – сердце России, Красная площадь и Кремль – сердце Москвы. У сердца мы всегда храним самое дорогое, самое заветное. А что дороже для нормального человека, чем память о близких, об отцах, дедах, пращурах?
Не о том ли думали в 1874-м члены Московской городской думы, когда пришли к выводу – именно близ Кремля самое место будущему Императорскому Российскому историческому музею (ныне ГИМ – Государственный исторический музей). После Октября Москва вновь стала столицей страны. В Кремле разместилась верховная власть. И сейчас в двух шагах друг от друга – центр управления страной и сконцентрированная память о прошлом России.
– Да, место выбирали со смыслом! – согласился директор Государственного исторического музея А. К. Левыкин.
Алексей Константинович – кандидат исторических наук, член Геральдического совета при Президенте РФ, член Совета Российского исторического общества. Потомственный музейный работник (его отец, профессор К. Левыкин, когда-то тоже был директором ГИМа). Профессиональная специализация – старинное холодное оружие.
Ещё он иногда говорит «экспонат», а иногда «памятник» – это для него в общем-то синонимы.
Некорректный вопрос
С какими музеями мира ГИМ можно сравнить?
Собеседник «АН» ответил, что данный вопрос некорректен.
То есть, конечно, дальше в разговоре были ссылки на опыт Лувра, Эрмитажа, Русского музея, Национальной галереи в Лондоне – так что ясна «весовая категория». Но вместе с тем… Ни с каким музеем не надо сравнивать! У каждого своё лицо, своя концепция. Начинаешь искать критерии, по которым сопоставлять, а в результате всё равно выяснится, что пытаешься сравнить горячее с квадратным. Скажем вот что: не во всех странах вообще есть национальные музеи. А уж музеи такого калибра, как ГИМ, имеют лишь державы, у которых история, как у нас, – долгая, богатая, противоречивая. Если хотите – это державы, создававшие цивилизации. Причём, в отличие от, скажем, французских или британских музеев, собравших свои бесценные коллекции во многом благодаря тому, что в прошлом у этих стран – колониальные завоевания, захватнические походы, музей русской цивилизации (а ГИМ, по сути, является именно таким!) в чужом не нуждается. Тут бы всё своё показать! Как-никак, общий фонд – пять миллионов единиц хранения. И на мой вопрос – можно ли всё это однажды выставить? – А. Левыкин усмехнулся.
Да, с одной стороны, площадей, естественно, не хватает. Это одна из главных для музея проблем. Какие предлагаются пути решения – отдельная тема (у которой один из поворотов – идея создания в Москве связанного с ГИМом «Музейного квартала»). Но, допустим, невероятным чудом вдруг появилась возможность выложить в открытый показ всё-всё. Сегодня в постоянной экспозиции ГИМа – около 20 тыс. экспонатов. Примерно полпроцента от общего фонда. Считается, что если у каждого экспоната посетитель будет задерживаться на четыре минуты – на осмотр уйдёт почти два месяца (это без перерывов на ночной сон). А если «памятников» 5 миллионов?
Однако зачем же так буквально? Музей знакомит со своими богатствами иначе. Есть постоянная экспозиция, а плюс к ней – постоянно меняющиеся выставки… Сегодня из запасников достаётся одно, потом – другое. Вот что, например, покажут завтра? Или в следующем году?
Выставки-2014
Главный юбилей 2014 года – столетие Первой мировой войны. ГИМ, естественно, готовится к этой дате. Показать есть что: реликвии, связанные со «Второй Отечественной» (так, в 1914-м на патриотическом подъёме ту войну окрестили), в музей, ещё Императорский, начали поступать сразу же после первых сражений и шли вплоть до 1917 года. Трофеи, личные вещи, портреты героев, даже коллекция тогдашних детских рисунков.
Или вот: ощутить Россию как Евразию можно будет на выставке «Кочевник: воспоминание о будущем». На ней предполагается представить уникальные находки археологов ГИМа, посвящённые истории кочевых народов России, а дополнят экспозицию работы известного бурятского скульптора Даши Намдакова.
Кстати, среди ваших предков купцов не было? А то в ближайшие дни в ГИМе откроется выставка «Купеческий портрет ХVIII – начала ХХ века». Живопись, фотографии, дагеротипы… Можете вглядеться в лица тех, на ком держалась экономика старой России.
Но не будем забегать вперёд – в наступающем году «АН» планируют знакомить читателей с новостями музея.
Кого ГИМ ждёт в гости? Каждого из нас. В отдельности и всех вместе. В советские времена счёт посетителей шёл на миллионы – но тогда в Москву потоком ехали экскурсии со всего Союза, и зайти в «Исторический, что на Красной площади», для многих было делом обязательным. Сейчас работать сложнее, хотя Алексей Константинович с гордостью отметил, что показатели посещаемости растут год от года. Что особенно приятно – в последнее время идёт очень много молодёжи. Чем привлекают? Нестандартными проектами. Имиджем. Растущим в обществе пониманием того, что история – не сухой рассказ о тех, кто давно умер, а память о живых людях, которых просто сейчас нет с нами. Но они жили, любили, боролись, совершали дела, определившие нашу нынешнюю жизнь. А какими были – можно понять, взглянув на музейные экспонаты.
Путь экспоната
И здесь мы про эти самые экспонаты заговорили. Потому что судьба каждого – отдельный сюжет. Иногда авантюрный, иногда детективный, иногда трогательный. Про все пять миллионов «единиц хранения» не расскажешь, но вот, например…
…Сабля Наполеона. В 1814 г., когда поверженного Бонапарта везли в порт для отправки на остров Эльба, карету недавнего кумира окружила разъярённая толпа. Охрана еле Наполеона спасла. Во избежание дальнейших эксцессов адъютант Александра I граф Шувалов предложил переодеться: дальше он будет ехать в костюме Бонапарта, а Бонапарт – в простой одежде. Так и добрались до корабля. Наполеон счёл, что русский офицер ради него подвергал свою жизнь опасности – и на прощанье подарил Шувалову свою саблю. До революции она хранилась в имении потомков графа, в Гражданскую саблю реквизировал какой-то красный не то командир, не то комиссар. Использовал по прямому боевому назначению (дамасский клинок!), но в 1920-е честно передал музейщикам.
…Китайское платье Х века. Обнаружено археологами ГИМа в 1983-м во время раскопок в знаменитом Гнёздовском археологическом комплексе под Смоленском. Между прочим, в захоронении варягов-викингов (вот и прикидывайте, чьи дороги перекрещивались на Руси). Аналогов в мире нет. После нескольких лет реставрации в прошлом году платье было представлено на выставке «Меч и златник», посвящённой 1150-летию зарождения Древнерусского государства.
…Удивительная коллекция бронзовых украшений III–IV века нашей эры. Передана в ГИМ сотрудниками ФСБ, изъявшими эти украшения у «чёрных копателей».
Продолжать дальше?
На мой вопрос о стоимости подобных вещей собеседник отрезал: нет им цены! Вообще реальное значение музейных вещей (хоть и есть у них своя стоимость, например – страховая) не деньгами измеряется. Что такое, например, шинель адмирала Корнилова, героя Севастополя, – старое сукно или национальная святыня?
«Роллс-ройс» Ильича
Разговор закончился, девушка Катя из пресс-службы по лабиринту коридоров вела меня к выходу. На первом этаже из полутёмного уголка блеснул хромированными фарами длинный чёрный автомобиль. «Это «роллс-ройс» Ленина!» – перехватила мой взгляд спутница. – «Он на нём ездил», – деловито подтвердила шедшая мимо уборщица с ведром и тряпкой.
Видите, в какое место «АН» вас приглашают! Здесь даже уборщицы разбираются в подробностях былого.
Начиная с Политехнической выставки
В 1872 г. в Москве проходила Политехническая выставка, посвящённая 200-летию со дня рождения Петра I. Событие было масштабное, посетителями выставки стали более 750 тыс. человек. После окончания выставки встал вопрос о дальнейшей судьбе экспонатов – ведь Россия демонстрировала и технологические достижения, и наглядные свидетельства ярких эпизодов прошлого. В итоге что-то легло в основу задуманного тогда Музея прикладных знаний (ныне Политехнического), а часть показывавшихся коллекций (например, реликвии обороны Севастополя) перешла будущему Императорскому Российскому историческому музею. Он был основан по указу Александра II, носил позже имя Александра III, инициатором создания стал крупный русский историк И. Забелин.
Чтобы высвободить площади для строительства исторического музея, московские власти пошли на то, чтобы снести старинный корпус Земского приказа рядом с Кремлём. Но выбранный проект (авторы – архитектор В. Шервуд и инженер А. Семёнов; возведением занимался архитектор А. Попов; строительство закончено в 1881 г.) был выдержан в нужном стиле: мощное краснокирпичное здание с башенками замечательно вписалось в ансамбль Красной площади.