Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 14(356) от 11.04.2013

Война и мир памятников

95 лет назад заработал ленинский план «монументальной пропаганды»

, 18:00

14 апреля 1918 г. был утверждён Декрет СНК РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции».

«Дробится рваный цоколь…»

«Дробится рваный цоколь монумента, / Взвывает сталь отбойных молотков…» Стихи А. Твардовского написаны в 1963-м. Явно навеяны сносом памятников Сталину. Умные строки о том, что «чрезмерная о вечности забота – она, по справедливости, не впрок», при этом «чрезмерная забота о забвеньи немалых тоже требует трудов». А главное – что «сам собою камень – он не бывает ни добром, ни злом». Давайте так к теме и подойдём.

«Декрет о снятии памятников» идёт в общем списке злодейств большевиков: вот, дескать, вместо государей и верных сынов Отечества вздумали увековечивать людей, далёких от нашей истории. Что и верно, и неверно одновременно. Мы приводим полный список тех, кому предлагалось поставить памятники. Разве Некрасов, Андрей Рублёв или Менделеев этого не были достойны? Большевики решили ставить? Ну так спасибо большевикам!

Кроме того, революции, снося прежнее, вызывают всплеск новых сил – творческих в том числе. Выполнять заказы красного правительства согласились такие мастера как С. Меркуров, С. Конёнков, В. Мухина, И. Шадр (называем лишь некоторых). Имена мирового уровня. Плевать в них?

Герои вчерашних дней

Тут вообще интересно разобраться с памятниками Российской империи. Мы ведь знаем самые лишь знаменитые, а специальные исследования (например К. Сокола) сообщают массу любопытных подробностей.

Первый российский скульптурный памятник (про обелиски, «колонны в честь» и т.д. – отдельный разговор) – это, как известно, питерский «Медный всадник» (1782). Но, отнюдь не Пётр был «чемпионом монументов». Больше всего перед революцией стояло на постаментах Александров II. По простой причине: в 1911 г. отмечалось 50-летие отмены крепостного права, и несколько фирм потоком погнали к дате бронзированные бюсты «царя-освободителя». Массовое типовое изделие. Но оно и стоило недорого (150 рублей), не нуждалось в согласованиях. Любой городок, любое земство могли себе позволить. Одинаковый Александр II, как Ленин при советской власти, стоял везде и всюду. За счёт этих бюстов общее количество памятников в империи за несколько лет резко выросло. А то ведь раньше не так уж много их было: в 1910 г. – около 750 на всю страну. Скажем, Вологда или Тамбов (губернские центры!) вообще ничего не имели.

Среди дореволюционных российских памятников немало шедевров: «Минин и Пожарский», «Тысячелетие России», одесский Ришелье – продолжать можно долго. С другой стороны… Дело вкуса, конечно – однако, скажем, знаменитая пушкинская «Медная бабушка» (статуя Екатерины II, которую семейство Гончаровых дало в приданое поэту, чтобы продал и деньги взял себе) ещё современникам Александра Сергеевича казалась уродливой и старомодной. Казна «бабушку» брать не захотела, и Пушкин за весьма скромную сумму сбыл статую на завод Берда – просто как лом, на переплавку. А там в 1844-м её случайно увидели екатеринославские помещики братья Коростовцовы. Выкупили и установили в родном городе. Что ж – простояла много лет! Все привыкли, народу нравилось.

Начало сокрушения

Случаи посягательств на памятники были и при царе – ради цветного металла (знакомо?), из вандализма. Иногда политика примешивалась. Так в Варшаве в 1905-м взорвали памятник в честь победы над польскими повстанцами в 1831 году. В Темир-Хан-Шуре (Буйнакск) колючая проволока окружала памятник солдатам-апшеронцам, взявшим вотчину Шамиля аул Гуниб, – значит, имелись основания опасаться…

Но к 1918 г. скульптура на пьедестале уже не воспринималась как нечто на века поставленное. В Первую мировую эвакуировали часть памятников с территорий, которые сдавали германцам. Мир тогда ужаснули сообщения, что немцы из орудий расстреливали Реймский собор, переплавили медного льва с поля Ватерлоо – вот и спасали святыни (вывезли не всё, хотя в итоге в ту войну немцы ни одного из оставленных русских памятников не тронули – даже, наоборот, охраняли).

Дальше – Февраль. Весной-летом 1917‑го погром монументов стал повсеместным развлечением. Поверим К. Соколу: это нечасто происходило по воле новых властей. Как правило, бузила толпа, солдаты местных гарнизонов. Но случаи были… м-м-м… колоритные. В марте 1917‑го в Киеве закачался в петле бронзовый Столыпин (прямо, как Дзержинский на Лубянке в августе 1991-го). Для сноса этого памятника соорудили что-то вроде виселицы и после символического «народного суда» над статуей сдёрнули её с пьедестала. В те дни погибло большинство памятников Александру II. «Медную бабушку» тогда тоже скинули с пьедестала. О её нос тушили окурки, на рынке продавали отбитые литые пальцы – как сувенир, что ли?

Кремлёвские мечтатели

Теперь кое-что о большевистском декрете. 14 апреля 1918 г. – дата его утверждения. А приняли раньше – 12 апреля. Интересно: как раз за 47 лет до того, 12 апреля 1871 г. Парижская коммуна приняла декрет о низвержении Вандомской колонны. Тоже люди «отрекались от старого мира». Большевики считали себя наследниками коммунаров, не зря предполагалось увековечить Вальяна, одного из их вожаков.

Но характерно ещё вот что. Красные газеты того времени элементарно трудно читать. Серая рыхлая бумага, бледная, словно разбавленная, типографская краска, сбитый шрифт. Еле разбираешь – «Вальян»? «Вальяк»? Товарищи родненькие, вы собственные декреты нормально отпечатать не могли – но вознамерились понатыкать везде всяких Вальянов да Тибериев Гракхов! В России-то! Между прочим, как воспоминал очевидец эпохи писатель В. Шкловский, тогда бывало – на эшелон солдат ни одного грамотного!

Но Ленину запала в голову идея Т. Кампанеллы,у которого в «Городе Солнца» на стенах домов размещались «возбуждающие гражданские чувства» фрески. Ильич объяснял Луначарскому: вот и нам бы нечто подобное. Трудящиеся, проходя мимо памятников, будут вспоминать революционных героев, проникаться славным духом. «Я бы назвал это монументальной пропагандой». Нет гранита, бронзы, мрамора? Ничего – пока будем делать статуи бетонные, гипсовые. А старьё всякое снести…

И начали сносить. Ильич лично поучаствовал в сдёргивании креста на месте убийства Великого князя Сергея Александровича близ Кремля. В число «царских слуг» попали М. Скобелев, герой войны 1812 года И. Дорохов – монументы в их честь тоже тогда уничтожили. А ещё памятники многим, многим другим.

Что ставилось взамен? Мы назвали имена талантливых скульпторов, участвовавших в проекте. Только кроме талантливых были и неталантливые. Вскоре даже служившие по ведомству Луначарского «красные искусствоведы» (Штернберг, Пунин) заговорили: на улицах советских городов сплошь и рядом ставятся какие-то уродцы или нечто непонятное, в «революционной» заумной манере.

Так что, может, и благом для потомков обернулся тогдашний дефицит материалов. Вот, скажем, памятник Робеспьеру в Москве (1918), сделанный из плохого бетона, он через три дня развалился (правда, говорили, что взорвали враги).

До поворота

Пока был жив Ленин,больше всего памятников ставилось К. Марксу – кудлато-бородатый основоположник занял место Верховного божества. Первый памятник Ильичу, судя по заметке в «Огоньке» (1924), появился в г. Богородске 22 января 1924 г. – на другой день после смерти вождя. Видимо, тамошние товарищи заранее подсуетились со статуей – и аккурат к кончине поспели. Но то была местная инициатива. А через несколько недель, в феврале 1924-го, уже на страницах всесоюзных «Известий» Л. Красин размышлял, какими должны быть ленинские монументы: «В римской тоге и средневековой мантии фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Но наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой. (...) Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников».

Вторая волна сноса памятников «бывшего времени» – это 1929 год. Сейчас уже не столько даже из-за политики – просто требовался цветной металл, вот и вышел секретный циркуляр. Тогда погибли памятники адмиралам Нахимову и Завойко,атаману Платову

Лишь в конце 1930-х начало постепенно приходить осознание того, что герои былых времён – это герои на все российские времена. Снос прекратился, после войны кому-то даже стали ставить наново. Но тут, как говорится, уже другая история.

Впрочем, разве есть она у нас – другая история?

Вместо «царей и их слуг»

Список тех, кому предполагалось поставить памятники согласно декрету от 14.04.1918. («Известия», 2.08.1918 г.)

«I. Революционеры и общественные деятели: 1. Спартак. 2. Тиберий Гракх. 3. Брут. 4. Бабёф. 5. Маркс. 6. Энгельс. 7. Бебель. 8. Лассаль. 9. Жорес. 10. Лафарг. 11. Вальян. 12. Марат. 13. Робеспьер. 14. Дантон. 15. Гарибальди. 16. Степан Разин. 17. Пестель. 18. Рылеев. 19. Герцен. 20. Бакунин. 21. Лавров. 22. Халтурин. 23. Плеханов. 24. Каляев. 25. Володарский. 26. Фурье. 27. Сен-Симон. 28. Роб Оуэн. 29. Желябов. 30. Софья Перовская. 31. Кибальчич.

II. Писатели и поэты: 1. Толстой. 2. Достоевский. 3. Лермонтов. 4. Пушкин. 5. Гоголь. 6. Радищев. 7. Белинский. 8. Огарёв. 9. Чернышевский. 10. Михайловский. 11. Добролюбов. 12. Писарев. 13. Глеб Успенский. 14. Салтыков-Щедрин. 15. Некрасов. 16. Шевченко. 17. Тютчев. 18. Никитин. 19. Новиков. 20. Кольцов.

III. Философы и учёные: 1. Сковорода. 2. Ломоносов. 3. Менделеев.

IV. Художники: 1. Рублёв. 2. Кипренский. 3. Алекс. Иванов. 4. Врубель. 5. Шубин. 6. Козловский. 7. Казаков.

V. Композиторы: 1. Мусоргский. 2. Скрябин. 3. Шопен.

VI. Артисты: 1. Комиссаржевская. Газета добавляла, что обсуждение кандидатур продолжается: накануне из списка исключили философа В. Соловьёва, зато добавили Г. Гейне, Н. Баумана и героя 1905 года А. Ухтомского.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram