Аргументы Недели → История № 2(294) от 19.01.2012

Вещий монах

«Русский Нострадамус» или «пустосвят»?

, 05:14

В последнем номере прошлого года «АН» напомнили читателю забытую фигуру «русского Нострадамуса» – монаха Авеля. Пообещали и более подробный разговор об этом персонаже. Сегодня обещание выполняем.

Диссидент без диссидентства

Автор впервые заинтересовался Авелем ещё в советские годы. Смотрел тогдашние материалы и, помню, довольно подробную информацию неожиданно обнаружил в отмеченной ещё Сталинской премией книге М. Гернета «История царской тюрьмы». Нет, серьёзный учёный Гернет не делал Авеля «борцом с царизмом». Но сам контекст книги как бы ставил «вещего монаха» в ряд своего рода тогдашних диссидентов. И то сказать – человек 21 год провёл в застенках, в неволе и умер. Хотя не крал, не убивал – лишь пророчествовал!

Злые «титлы»

В 1875 г. журнал «Русская старина» опубликовал «Житие и страдание отца и монаха Авеля», написанное от третьего лица, но явно им самим – это первый источник небогатых сведений о «русском Нострадамусе». «Житие» сообщало, что его мирское имя – Василий Васильев, родился в 1757 г. в д. Акулово Тульской губернии. Родители – «земледельцы и другое у них художество коновальная работа». Ещё известно – крепостные, хотя барин потом Авелю дал вольную. Парня рано и против воли женили, вскоре он ушёл из дому. Через некоторое время оказался в Валаамском монастыре. Истово нёс послушание и с согласия игумена ушёл в пустынь – удалённый скит.

Ничего случайного в жизни не бывает. Из другого источника – последующих протоколов допросов Авеля в Тайной экспедиции – известно: он до монастыря работал плотником на строительстве кораблей в Херсоне. Во время эпидемии (возможно, чумы, в 1783-м там была вспышка) заболел. Однако выжил – и поклялся посвятить себя Богу.

Так или иначе в пустыни, сообщает «Житие», пламенный монах пережил состояние некоего транса (опустим долгий рассказ об общении с «тёмными духами» и временном взятии на небо), после чего он обрёл дар предвидения. Ушёл с Валаама, странником бродил по России, потом осел в другом монастыре, Бабаевском, под Костромой. Здесь написал «книжку» (рукописную тетрадку) с предсказанием скорой кончины Екатерины II. Монастырское начальстве прознало, и «книжку» передало «архиерею-епископу». Тот – губернатору. Губернатор – в Петербург. И оказался пророк в Тайной экспедиции. Суть обвинения сформулировал генерал-прокурор Самойлов, когда лично бил Авеля по зубам: «Како ты, злая глава, смела писать такие титлы (слова. – Ред.) на земного бога!» Предсказателя бросили в Шлиссельбург.

А Екатерина вскоре действительно умерла. Пусть не совсем в указанный Авелем срок (он, явствует из протоколов, пророчил ей сорок лет правления, а смерть случилась на 35-м), но умерла.

То взлёт, то посадка

Взошедший на трон Павел I, узнав, за что Авель сидит, выпустил прорицателя, встретился с ним, повелел определить в Невский монастырь (из которого тот вскоре вернулся на Валаам). А через какое-то время Авель и новому императору предрёк скорую смерть – за что угодил в Алексеевский равелин.

Такова общепринятая версия, но заметим: в «Житии» не сказано, что именно Авель написал во второй своей тетрадке. Сказано лишь: она тоже попала к церковному начальству, которое передало записи Авеля светским властям. Хотя и митрополит, и чиновники в тёмном тексте ничего не поняли, крутой на расправу Павел распорядился Авеля посадить. Не исключено, что «вещий монах» просто оказался заложником собственной репутации человека, пророчащего недоброе. Запомним это.

Другое дело, что Павла вскоре действительно убили. По велению сменившего его Александра I Авеля отправили в Соловецкий монастырь. Сидел он там тяжело, однако в 1803-м всё же написал ещё одну «книжку» – «Как будет Москва взята и в который год». И когда в 1812-м Александр узнал об этом пророчестве, то распорядился прорицателя освободить и привезти в Петербург.

С «вещим монахом» беседовали крупные сановники, далее жизнь, казалось, вознаградила беднягу за страдания. Вновь определённый в Невский монастырь, он вскоре получает паспорт и право странствовать. Совершает паломничество в Царьград (Константинополь), Афон и Иерусалим. Потом живёт в Москве, ему покровительствует богатая барыня графиня Потёмкина. После её смерти Авеля определяют в Серпуховский Высотский монастырь, он живёт там восемь лет, а в 1827-м уходит в родную деревню. И тут последовало грозное веление правившего к тому времени Николая I: беглого монаха изловить и заточить «для смирения» в Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь, главную церковную тюрьму империи. Где Авель и умер в 1841 году.

Несоразмерность вины и наказания породила у последующих исследователей версии: он Николаю тоже напророчил что-то страшное, тот вестника беды и упрятал подальше.

Сбылось и не сбылось

Такой вот «Синдром Кассандры» – как названа посвящённая Авелю книга Ю. Росциуса. Действительно: провидец предупреждал сильных мира сего о грядущих бедах, но получал лишь кары.

Далее возможны два направления разговора. Если кто-то верует в дар предвидения, если кому-то достаточно этой русской иллюстрации вечного сюжета об участи пророка в своём Отечестве, – ну и ладно! А вот для желающих поискать рациональные объяснения…

Давайте отметим: нет никаких реальных доказательств предсказаний Авеля. Точнее, так: сам человек – был. Его пророчества – были. Он за них действительно принимал муки. Всё это известно не только из «Жития», но и из сторонних источников. А вот «книжки» его утеряны и не обнаружены до сих пор. И мы не можем, например, сказать, насколько конкретно формулировались предвидения (или всё излагалось туманно, как хочешь, так понимай). Наверняка – неконкретно.

Более-менее уверенно можно говорить лишь о трёх первых предсказаниях (причём второе – по Павлу – тоже под вопросом). Иногда пишут, что Авель предрёк ещё судьбу Николая II, Гражданскую войну, мировые войны. Это ему явно приписано уже задним числом. Сама фигура «вещего монаха» дала повод для спекуляций о его «тайных пророчествах» ряду авторов монархическо-черносотенного пошиба (П. Шабельский-Борк и т.д.). Они вкладывали в уста бедного старца речи, соответствующие их собственным воззрениям, – благо тот давно умер, не оспорит.

Далее. Мы всё время говорим о сбывшихся пророчествах. Но как-то в стороне остаются несбывшиеся. Авель, например, говорил, что Мессия, которого ждут верующие иудеи, живёт в Орле и звать его Фёдор Крюков… Что при Павле «данниками» России станут турки и греки… Нужны комментарии?

Вообще – странно: предрекая глобальные потрясения, Авель в частной жизни даже со страниц «Жития» предстаёт человеком наивным и близоруким, лишённым элементарной житейской интуиции, часто попадающим впросак. Его неприятности начались с того, что в Бабайках сказал другому монаху, брату Аркадию, о «книжке» с предсказанием скорого конца Екатерины, а Аркадий «настучал». Пророк – и доверился неверному человеку? Пророк – и не предвидел, как пойдёт дело?

Заметим – конкретных «жизненных» прогнозов Авель избегал. Московские девицы умоляли подсказать, кого из кавалеров выбрать в мужья. Авель отвечал: не для того мне дар дан! (Хотя тоже можно понять: одной скажешь – толпа выстроится!)

А история с сыном Потёмкиной? Графиня почитала Авеля как почти святого. Но сыну не хотела отписывать суконную фабрику. Этот сын Авеля начал обхаживать, обещал деньги на паломничество и уломал, наконец, повлиять на мать. А получив фабрику, показал маменькиному кумиру кукиш. Пророк – и промахнулся?

Тёмные речи

Но предсказания-то были! И жестокие наказания за них – тоже!

Давайте взглянем на Авеля глазами тогдашних властей. Вот фанатично верующий в своё избранничество монах начинает доказывать, что императрица скоро умрёт. В России всегда смерть властителя означает перелом к «эпохе перемен» – как чиновникам не пугаться? Да и просто – мало ли чем предсказательство может обернуться? Журнал «Русский архив» (1878) напоминал – это ведь времена Пугачёва… или лидера скопцов Кондрата Селиванова, по зову которого целые деревни начали, пардон, кастрироваться («АН» – 18.03.09)… Ваш Авель чего-то пророчит – а в результате начнётся какое-то очередное брожение? Убрать дурака подальше!

Наказание при Павле? Но данный эпизод мы уже разобрали. Предсказание московского пожара? Знаете, это всеобщее благоденствие предрекать рискованно. А страшные прогнозы – так уж устроен человек – всегда в цене (когда в нынешнем году назначен очередной конец света?).

Наконец, роковой для Авеля приказ Николая I о заточении в Спасо-Ефимьевский монастырь. Царь не мог не учитывать: отношение официальной Церкви к прорицателю было скорее негативным. Про графиню Потёмкину говорили, что она опекает «пустосвятов» – и Авель назывался в их числе. Он жил и говорил согласно своему внутреннему зову, Церковь же в царской России была частью государственной власти, для неё такие люди – проблема. Под старость лет Авель, казалось, наконец успокоился, сидит тихо в монастыре – так нет. Опять чего-то пишет, куда-то уходит. Пора с этим кончать!

…То есть – искренне убеждённый в своём даре человек. Своеобразно преломлённые эсхатологические ожидания его времени (те же скопцы отсекали грешные части тела, чтобы «очиститься» в преддверии апокалипсиса). Смутные речи, слухи, раздражение властей, совпадения… Основания для скепсиса есть?

Но отчего так хочется верить, что и в нашей истории был человек, когда-то заглянувший за горизонт? Может, потому что хотим в это верить? И вечен тревожный вопрос из шевчуковской песни: «Что же будет с родиной и с нами?»

Главные источники

В наши времена об Авеле существует обширная литература: книги Ю. Росциуса, Р. Белоусова, других исследователей. При этом новых архивных материалов не найдено. И значит, главный источник сведений о «русском Нострадамусе» – статьи в журналах «Русская старина» (1875), «Русский архив» (1878), упоминания в мемуарах ХIX века – генералов Л. Энгельгардта, А. Ермолова. К этим первоисточникам «АН» и обращались.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram