//НАШИ ПАРТНЕРЫ

наши партнеры

//Поп-новости

//Сад и огород

//История

Легенда « с оленем»

50 лет назад (1956) на Горьковском автозаводе началась сборка первых автомобилей «ГАЗ-51» – знаменитой «Волги» с оленем», главной машины 1960-х годов

№ 23(23) от 12.10.2006 [«Аргументы Недели », Сергей НЕХАМКИН ]

Легенда « с оленем»
Фото В. ЕШТОКИНА

Технические подробности

 

«Волга» с оленем» была одним из первых европейских серийных автомобилей с алюминиевым двигателем. Но он появился не сразу: первые модели имели нижнеклапанный унифицированный двигатель «Победы». Еще на них стояла автоматическая коробка передач, которая потом в несколько видоизмененном виде перешла на «Чайку». Система смазки шасси была централизованной: через каждые 100-200 км водитель нажимал на педаль, и масло поступало к рычагам привода сцепления, к шарнирам передней подвески, к шарнирам рулевых тяг. Впрочем, позднее перешли на сайлент-блоки. С 1958 года все модификации машины выпускались с верхнеклапанными алюминиевыми двигателями, с трехступенчатой механической коробкой передач.

 

В плановом порядке

Первым делом - имена создателей ГАЗ-21. Ведущий конструктор проекта - Александр Невзоров. Дизайн - Лев Еремеев.

«Волга» появилась, потому что должна была появиться: пришла пора готовить смену выпускавшейся с 1948-го «Победе». Требовалась легковая машина того же класса, но с лучшими характеристиками. В 1953-м начали.

Конечно, с 1950-го выпускался «ЗиМ». Но Лев Михайлович Шугуров, знаменитый знаток автостарины, к которому «Аргументы неделi» обратились за консультацией, тогдашнюю ситуацию охарактеризовал так: «ЗиМ» - машина для «чиновников в ранге генерала». А требовался еще автомобиль для «чиновников в ранге полковника», способный также использоваться для прикладных задач: такси, например.

Говорят, ГАЗ-21 напоминает американские модели. Но специалисты хором опровергают подозрения в заимствованиях. Просто есть стиль времени: если мир ходит в джинсах, человек в галифе выглядит нелепо. Нам тоже надо было выглядеть «на уровне».

Спор профессионалов

Героев Арктики написать в «Известия» заставил долетевший до полярных широт тревожный слух. «Как-то летчики принесли нам весть, что в 1956 году «Волга» выпускаться не будет, якобы кем-то забракована. Так ли это?»

Проблем на ГАЗе тогда действительно было по горло: не хватало площадей под конвейер, отставал станочный парк, «фирменный» двигатель не удавалось запустить в производство. А вот насчет того, что «кем-то забракована»...

«Вокруг нового автомобиля пытаются создать явно нездоровую атмосферу, - писали «Известия». - Возможно, «Волга» в период разработки действительно имела отдельные недостатки. Однако это не давало оснований сотрудникам НИИ автомобильной промышленности тт. Лип­гарту, Клубову (...) заранее охаивать и кузов, и централизованную смазку, и коробку скоростей».

За этой историей угадывается время.

Чуть-чуть везения

Да, удачная конструкция, да, классный по тем временам дизайн... Но машине, как и человеку, не помешает и чуть-чуть везения, удачного стечения обстоятельств.

«Волга» выпускалась в период совнархозов (кто постарше - помнит эту хрущевскую попытку частичной децентрализации народного хозяйства). Машина постоянно модернизировалась, и целый ряд вопросов можно было решить не через министерство, а на уровне Волго-Вятского совнархоза, которому подчинялся Горьковский автомобильный. Дело двигалось быстрее.

Ей повезло со сталью: сначала вообще использовался бельгийский прокат, после «венгерских событий» Бельгия поставки прекратила, но все равно - тогдашняя заводская обработка кузовов обеспечивала тяжеловесную прочность и устойчивость к коррозии.

«21-я» стала, наверное, первой совет­ской машиной, широко завоевавшей мир. Ладно, Китай и соцстраны! В 1958-м на Всемирной выставке технических достижений в Брюсселе «Волга» взяла Гран-при. Что еще нужно для рекламы новой марки? Начался экспорт - Бельгия, Финляндия, Швеция, Англия... Можно ли представить сегодня, что Запад когда-то охотно брал нашу легковушку? А скандинавы ее ценили за надежность, прочный кузов и приспособленность к суровой зиме. В Бельгию «Волга» частично шла без двигателя - ставился движок «пежо».

Одно из объяснений успеха - якобы демпинговые цены.

Вопрос престижа

Нахваливая себя, все же отметим: за рубежом «Волгу» брали люди из «нижнего слоя среднего класса» (в Англии, например, фермеры). В СССР машина всегда была роскошью, а не средством передвижения. Половина всех выпускаемых «Волг» сразу шла в таксопарки. От оставшейся половины весомая часть - начальникам по ведомствам. А для народа, в свободную продажу?

На «старые» (дореформенные) день­ги «Волга» стоила около 40 000 рублей. Цена 1961 года - 5100 рублей. «Народ» получал 50-150... Увы, личная «Волга» была машиной элиты - народных артистов, генералов, космонавтов... Иногда ей награждали, иногда (говорят) можно было выиграть в лотерею. Но «Волга» у простого же смертного... Нет, конечно, всякое случалось, но, например, для Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля» это уже была наводка: ну-ка, займись человечком!

Торжественный уход

«Берегись автомобиля» - самый знаменитый фильм с участием «Волги» (стараниями знаменитого каскадера А. Микулина она там превратилась в отдельный персонаж). На «Волге» таранит преследователя-чекиста Жженов-резидент в «Ошибке резидента». Всего же «Волга» снялась в добрых шести десятках фильмов.

Перечислять все модификации «Волги» предоставим автомобильным журналам. Просто вспомним: были «Волги»-универсалы, такси, скорая помощь... Служба модели ГАЗ-М-23 была «опасна и трудна и, на первый взгляд, как будто не видна» - она выпускалась малыми сериями, предназначалась для спецслужб, имела мотор от «Чайки», автоматическую коробку передач и усиленную подвеску. Звали эту модификацию «догонялкой». Мощный, но «неродной» двигатель был тяжелым, и для уравнивания нагрузки на оси, для лучшей управляемости в багажник клали мешки с песком.

Честно послужив стране и людям, 21-я «Волга» ушла в отставку 15 июля 1970 года. Последний сошедший с конвейера экземпляр стоит в заводском музее.

Есть ли еще в нашем прошлом «прорывные» машины, овеянные таким шлейфом ностальгических воспоминаний? «Копейка»... «Нива»... Впрочем, это у каждого - свое...

Аргумент историка

Лев ШУГУРОВ: Да, «отправными точками» при проектировании кузова «Волги» были «форд-виктория» и легковой «студебеккер». Но в окончательном варианте «Волга» ни в чем «американцев» не повторяла. Разве что форма и расположение спидометра - как в «виктории».

Лев ШУГУРОВ: «Андрей Александ­рович Липгарт - легенда Горьковского автомобильного и нашего автомобиле­строения вообще. Многолетний главный конструктор ГАЗа, пять Сталинских премий. Создатель «эмки», «Победы», «ЗиМа», знаменитой «полуторки»... Уважали его на заводе невероятно. И этого человека неожиданно с ГАЗа выгнали. Мерзкая история: один из подчиненных написал донос. Доносчику с завода, в конце концов, пришлось уйти: по сути, ему объявили бойкот. Но и к «Волге» Липгарт уже отношения не имел. И вот проходит время. Липгарт сейчас работает в Москве, в головном институте отрасли, и с группой специалистов приезжает смотреть новую машину. Видимо, дейст­вительно выставил список претензий. О сути конфликта остается лишь догадываться. Могли быть действительно справедливые замечания. Могла быть затаенная ревность учителя: ученики решают задачу без него. С другой стороны - и у заводчан имелись основания для обиды. Да, начальники с Андреем Александровичем обошлись нехорошо, но мы-то не виноваты! Нам надо запускать «Волгу», а он придирается... Так или иначе, точку зрения комиссии Липгарта позднее учли».

Лев ШУГУРОВ: «Не совсем так. Я видел рекламный проспект фирмы-продавца в Англии. «Волга» стоила там чуть больше тысячи долларов (тогдашних, они были весомее). В прин­ципе западные марки машин такого же класса были несколько дороже. Но именно «несколько» - не вдвое, не в полтора раза. Продавцы подчеркивали преимущества «Волги»: двухцветная окраска, приемник, очень богатый набор инструментов, прилагавшийся при продаже, есть часы. За рубежом, кстати, машины этого класса часов не имели».

Понравилась публикация? Поддержите издание!

5 руб. [ Сказать спасибо ] 25 руб. [ Получить свежий номер на почту ] 490 руб. [ Получить годовую подписку ]

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в "Мои источники" в Яндекс Новостях и Google News и мы позаботимся о том, чтобы вы читали только интересный и проверенный контент

Добавить в «Мои Источники» в Яндекс Новостях Добавить в «Мои Источники» в Google News

Обсудить наши публикации можно здесь:

  • Теги: 
?>

//Новости МирТесен

//Новости СМИ2

//Общество

Откуда пошло слово «дурак»

Откуда пошло слово «дурак»

Кто такие дураки? В современном мире это слово воспринимается за оскорбление. «Экий ты дурак», - можно сказать любому человеку, но не будет никакой гарантии, что за это слово не придётся держать ответ. Дурак – это обидное слово. Слово оскорбления. Но так ли оно было всегда? И откуда вообще идут истоки данного наименования? Существует несколько интересных пословиц с упоминанием дураков, причём не всегда в плохом смысле, а скорее наоборот. «Дуракам закон не писан», «Дуракам везёт», «Дураками свет стоит», и это ещё далеко не всё. Так кто же такие дураки на самом деле? Мы привыкли думать, что это недалёкие непутёвые люди, почти не смыслящие в жизненном пути. Дурака легко обмануть, легко предать или подставить, им легко воспользоваться. Но что, если на самом деле всё совсем не так? Что если первоначальный смысл этого слова был совсем другим?

//Авторы АН

Все авторы >>

//Новости партнеров

//самое читаемое

//Новости СМИ2

//Новости advert.mirtesen.ru

//Читайте также

//Новости Lentainform.com

Загрузка...
Загрузка...
//Наши партнеры